Краткое содержание: Кандид, или оптимизм

Кандид, который был чистым и искренним юношей, воспитывался в замке с дочерью и сыном одного нищего, но достаточно тщеславного барона вестфальского. Доктор Панглосс, который являлся их домашним учителем, доморощенным философом-метафизиком, обучал детей тому, что живут они в самой лучшем мире, в котором на всё есть своя причина и последствие, а все события устремляются к блаженному концу.
Несчастья Кандида вместе с его невероятными путешествиями начались тогда, когда его изгнали из замка за то, что он увлекся Кунигундой, красивой дочерью барона.


Кандид, чтобы с голоду не умереть, решил завербоваться в армию болгар, где его до полусмерти секли. Ему в ужасном сражении удается избежать гибели и он убегает в Голландию, где встретил своего учителя по философии. Он умирал от сифилиса. Его из милосердия лечили, и он передал страшную новость Кандиду о том, что семью барона хотят истребить болгары. Кандид подвергает впервые колебанию жизнерадостную философию своего преподавателя, потому что его потрясла эта новость. Друзья поплыли в Португалию, и как только они очутились на берегу, началось ужасное землетрясение. Они раненные попали в руки инквизиции за то, что проповедовали о свободной воле человека. Теперь философа должны были сжечь на костре. Это как бы дало бы возможность утихомирить землетрясение. Кандида хлыстали розгами и бросили на улице умирать. Незнакомая старушка его подобрала, выходила и пригласила в шикарный дворец, где встретила его любимая Кунигунда. Оказалось, что Кунигунда чудным образом выжила.

Ее болгары перепродали португальскому богатому еврею. Тот вынужден был её делить с самым величайшим Инквизитором. Внезапно в дверях оказался хозяин Кунигунды, еврей. Кандид сначала убил его, а потом и величайшего Инквизитора. Все убегают, но по пути какой-то монах украл драгоценности у Кунигунды, которые ей подарил величайший Инквизитор. Они добираются с трудом до порта и плывут на корабле до Буэнос-Айреса. Там первым делом они стали искать губернатора, дабы обвенчаться. Но тот решил, что такая красавица должна относиться к нему. Поэтому он сделал ей предложение, на что она ответила согласием. В тот момент старуха увидела в окошко, что с корабля, который подошел в гавань, сошел монах, который обокрал их, и хочет продать ювелиру украшения, но ювелир в них узнает собственность величайшего Инквизитора. Вор на виселице признался в воровстве и подробно описал тех, у кого он украл. Какамбо, слуга Кандида, уговорил его немедля бежать.

Они отправились в Парагвай, во владения иезуитов, которые исповедовали в Европе христианского короля, а тут отвоёвывали у него земли. В папе Кандид узнал брата Кунигунды, барона. Тот тоже чудом оказался живым после побоища в замке и тоже оказывается среди иезуитов. Когда барон узнал о желании Кандида жениться на его сестре, он захотел убить наглеца, но падает сам раненым. Какамбо и Кандид убегают и попадают в плен к диким орейлонам, которые собираются съесть их, поскольку полагают, что друзья являются слугами иезуитов. Кандид доказал, что он только что убил папу полковника, и снова избежал смерти. Таким образом, жизнь опять удостоверила правоту Какамбо, который считал, что преступления, совершенные в одном мире, могут в другом мире пойти на пользу.


Кандид и Какамбо на пути от орейлонов сбились с пути и попали в Эльдорадо, прославленную землю, о которой ходили в Европе чудные небылицы. Говорили о том, что все золото ценится там не дороже, чем песок. Эта земля окружалась неприступными утесами, потому никто не смог туда проникнуть, а сами жители свою страну никогда не покидали. Таким образом, они смогли изначально сохранить блаженство и нравственную чистоту. Казалось, что все жили весело и в довольстве. Народ мирно трудился, в государстве не было преступлений и тюрем. В молитве никто не просил бога о благах. Они только благодарили Его за то, что уже имели на тот момент. Никто принужденно не действовал: в стране напрочь отсутствовала склонность к тирании, в том числе и в характере народа. Гости при встрече с монархом, как правило, целовали в обе щеки его. Король уговорил Кандида остаться в его государстве, потому что жить лучше там, где лежит у тебя душа. Но товарищам хотелось очень представиться людям богатыми и соединиться с Кунигундой. По их просьбе Король подарил друзьям 100 овец, загружённых самоцветами и золотом. Удивительный автомобиль перетаскивает их через горы, и они ушли из благословенного края, где все на самом деле происходило к лучшему. Возможно, они будут всегда об этом сожалеть.


Пока они продвигались из земли Эльдорадо к Суринаму, все их овцы, помимо двух, погибли. Они узнают в Суринаме о том, что их по-прежнему разыскивают в Буэнос-Айресе за убийство величайшего Инквизитора. Тем временем Кунигунда стала обожаемой наложницей губернатора Решено. Они также узнали о том, что Какамбо один отправится туда выкупать красавицу, а Кандид будет ехать в республику Венецию и останется там ждать их. Практически все его сокровища ворует купец мошенник, и судья наказал его штрафом. После таких событий низость человека снова повергла Кандида в ужас. Потому юноша решает выбрать себе в попутчики наиболее несчастного и обиженного судьбой человека. Он считает таковым Мартина, поскольку он стал пессимистом после испытанных несчастий. Вместе они поплыли во Францию, где по пути Мартин убедил Кандида в том, что человек по своей природе лжет, убивает и предает своих ближних, и люди везде в равной мере несчастливы и страдают от несправедливостей.


Кандид знакомится в Париже со здешними обычаями и нравами. Он в них очень разочаровывается, а Мартин, напротив, только еще больше укрепился в своей пессимистической философии. Кандида сразу же стали окружать мошенники, которые с помощью лести и обмана вытянули из него деньги. При этом все употребляют доверчивостью парня, которую он, несмотря на все беды, сумел все-таки сохранить. Какому-то проходимцу он рассказал о своей любви к красавице Кунигунде и о том, что он планирует её встретить в Венеции. В ответ Кандиду подстроили ловушку. Теперь ему угрожает тюрьма. Но друзья подкупили стражу и теперь спасаются на корабле, который плывет в Англию. На берегу Англии они наблюдали абсолютно глупую казнь ни в чем не виновного адмирала. Кандид из Англии наконец попал в Венецию. Все его мысли были заняты только тем, чтобы увидеть свою ненаглядную Кунигунду. Однако там он не её находит, а новый образ человеческих бед - служанка, которая служила при его родном замке. Она стала проституткой и Кандид решает ей помочь деньгами, хоть Мартин и предсказал, что из этого ничего не выйдет. В результате они встретили её в ещё более тяжелом состоянии. Осознание того, что беды неизбежны для всех людей, принуждает Кандида разыскивать человека, которому все печали чужды. И он находит такого человека. Им оказался знатный венецианец.

Но при личной встрече с ним Кандид убедился в том, что для него счастье - в недовольстве, критике окружающим и отрицании любой красоты. Наконец-то он обнаружил Какамбо в наиболее жалком положении. Тот рассказал о том, что, уплатив за Кунигунду большой выкуп, они подверглись нападкам пиратов, которые продали Кунигунду в Константинополь в услужение. Там она потеряла всю свою красоту. Кандид решил, что он все равно обязан приобрести возлюбленную, поэтому отправляется в Константинополь. На корабле он узнает среди рабов врача Панглосса и заколотого собственноручно барона. Они чудом смогли избежать смерти, и они стали на корабле рабами. Кандид тут же выкупает их и дает оставшиеся деньги за Кунигунду.


Хоть Кунигунда и стала очень некрасивой, она была замужем за Кандидом. Они жили и мучительно работали на ферме. Никто не желал работать, а скука была ужасной. Отдушину они находили в философии. Они дискутировали о том, что же предпочтительнее: подвергать себя испытаниям или жить скучной, бездеятельной жизнью. Никто не знал наверняка достойного ответа. Панглосс терял веру в свой оптимизм, а Мартин убедился в том, что людям везде в одинаковой степени плохо, поэтому все свои трудности он переносил с кротостью. И вдруг они встретили человека, который жил на своей ферме и вполне доволен был своей участью. Он говорил, что любая гордыня и честолюбие гибельна и греховна, что только труд сможет спасти людей от большого зла. Кандид решает работать в своём саду, хватаясь за его слова, как за спасение. Община присоединяется к нему в упорном труде, и земля сторицей их вознаграждает.


Краткое содержание повести «Кандид, или оптимизм» пересказала Осипова А. С.

 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Кандид, или оптимизм». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.