Краткое содержание: История абдеритов

История Абдеритов, Виланд. Абдер - древнегреческий город во Фракии. Этот город остался в учебниках истории и памяти людей городом людской глупости. Его сравнивают с Штильдом, что в Германии, и швейцарским Лаленбургом.
Философ Демокрит - единственный житель Абдера, сохранивший здравый рассудок. Когда ему было двадцать лет, его отец умер, оставив приличное наследство. Демокрит потратил его на то, чтобы исколесить весь мир. Двадцать лет он провел в путешествиях, а вернувшись, уединяется. Жители города разочарованы: они надеялись услышать занимательные истории из его странствий. Однако философу претят запутанные теории о происхождении мира. Ему хочется начать с азов: узнать, как существуют и работают простые вещи, повседневные для любого обывателя.


Так, став отшельником, он начал ставить естественнонаучные опыты. Никто не признаёт в его деятельности научную работу, и называют это колдовством. Тогда Демокрит в шутку объясняет недалёким жителям Абдера, как проверить верность жены мужу: нужно положить им на грудь язык живой лягушки, пока они спят. Несмотря на откровенную абсурдность этого опыта, мужья попадаются на эту удочку и начинают массово истреблять земноводных. Конечно, никакого чуда не произошло и все мужья были довольны своими верными жёнами. Никто не догадывается, что их разыграли.


Один из родственников Демокрита, которому надоели его опыты, принимается доказывать, что философ безумен, пользуясь тем, что его деятельность непонятна для большинства. Он хочет взять "больного" человека под свою опеку, чтобы в дальнейшем захватить его богатство. Сначала он обвиняет философа в том, что он ловит почитаемых издревле лягушек, и использует их в своих жесткосердных опытах. Вторым активным обвинителем Демокрита становится архижрец богини Латоны. Он вскоре успокаивается, получив в подарок от обвиняемого павлина, начинённого золотыми монетами. Но родственника не унять. Дело принимает серьезный оборот: суд вызвал к допросу Гиппократа. Приехав, великий врач исследует Демокрита и прилюдно заявляет, что тот здоровее любого другого жителя города.


Все абдериты любят театр. Это их самое популярное развлечение. Однако то, что ставится в театре - и сами пьесы, и игра актёров, и костюмы, и музыка, - всё настолько безвкусно, что вызывает негодование любого нормального человека. Для с удовольствием смотрят любую пьесу, и чем искусственнее игра актёров, тем громче аплодисменты.
Однажды в театре ставили "Андромеду" по произведению Еврипида. Музыкальной частью постановки занимался композитор Грилл. Среди зрителей оказался сам Еврипид, проезжавший мимо и решивший посетить городок, известный "остроумием своих граждан". Каково же было удивление всех, когда Еврипид раскритиковал и пьесу, и музыку. Музыка оказалось совершенно неподходящей, более того, она не соответствовала первоначальному замыслу. Однако на критика начали сыпаться возмущенные возгласы, мол, он слишком много на себя берёт. Тогда Еврипиду приходится признаться, что это он является автором трагедии, по которой была поставлена пьеса. Сначала ему не верят и называют самозванцем. Но затем, сравнив его облик с каменным изваянием около абдеритского национального театра, они признают в нем великого поэта и наперебой уговаривают остаться. Жители показывают гостю город, а затем просят подать им пример хорошего вкуса и поставить пьесу самому.

Еврипид приглашает свою труппу и ставить "Андромеду", музыку. Которой он тоже написал сам. Сначала зрители были разочарованы: им было непривычно видеть на сцене отражение реальной жизни и спокойной, гармоничной музыки. Однако спустя некоторое время они так вдохновились игрой, что на следующий день общались исключительно цитатами из трагедии.
Четвёртая книга "Истории Абдеритов" посвящена суду над тенью осла. У зубного врача Струтиона родила ослица. Он берёт в арену осла, чтобы доехать до другого города. Владелец животного вызвался сопровождать его. По дороге Струтиона становится плохо от зноя и жары, и не найдя в округе ничего, что отбрасывало бы спасительную тень, он располагается в тени осла. Его владелец требует дополнительно оплатить использование его тени. Струтион отказывается, говоря, что "он будет трижды ослом, если сделает это". Они ссорятся, и владелец животного подает на него в суд. Начинается мучительный судебный процесс. Все абдериты разделяются на два клана: тех, кто на стороне зубного врача и тех, кто на стороне владельца осла.


На заседание Большого совета собрались все жители города. По очереди выступают представители защиты и обвинения. Постепенно спор накаляется до предела, люди начали сходить с ума, никто никак не мог понять, почему столь просто дело начало усложняться и никак не могло разрешиться на протяжении долгого времени. И тут, посреди этого хаоса, на улице показался осёл, до этого находившийся в городской конюшне. Люди, увидев причину неразберихи, набросились на беднягу и с остервенением разорвала его. После того, как виновника судебного процесса больше не стало, враждующие стороны заключили перемирие. Дело закрыто. Ослу ставят памятник, который призван напоминать жителям, "как легко может погибнуть цветущая республика из-за тени осла".


После этого суда, впоследствии ставшего знаменитым, жители Абдеры начинают разводить лягушек, этих священных животных. Постепенно город начинает кишеть ими, город превращается в один большой пруд. Люди не слышали друг друга из-за лягушачьего квакания. Было решено уменьшить их количество, но все способы, такие как, например, начать употреблять их в пищу, никого не устраивали. Пока решалось, что делать с полчищами лягушек, город настигла другая беда: крысы и мыши, которые влились в город сплошным потоком. Республика, доныне процветающая, погибает. Спасаясь, жители переезжают в Македонию, находящуюся по соседству, и смешиваются с местным населением.

Заключительная часть книги называется "Ключ к истории абдеритов". В нем автор еще раз напоминает читателю о том, что данная книга носит сатиро-дидактический характер. Заканчивается повествование следующим абзацем: "Все человеческие расы изменяются от переселения, и две различные расы, смешиваясь, создают третью. Но в абдеритах, куда бы их ни переселяли и как бы они ни смешивались с другими народами, не заметно ни малейшей существенной перемены. Они всюду все те же дураки, какими были и две тысячи лет тому назад в Абдере".

Краткое содержание романа «История абдеритов» пересказала Осипова А. С.


 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «История абдеритов». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Яндекс.Метрика