Краткое содержание: Сонаты. Записки маркиза де Брадомина

Это серия сонат, которая включает в себя четыре повести: «Весенняя соната», «Летняя соната», «Осенняя соната» и «Зимняя соната». В них имеется предисловие автора, в котором говорится, что эта книга считается отрывком из серии „Приятные записки". Автор, маркиз де Брадомин, начал ее написание в довольно таки пожилом возрасте. И в это время он находился в эмиграции. Он считался невероятным донжуаном. Скорее всего, он более уникальный, чем все остальные. Он был очень некрасивым и идеалистическим католиком.

Весенняя соната

В половине девятнадцатого века молодой маркиз Ксавье де Брадомин отправляется в Лигурию. Ему от самого святого отца поручено передать шапочку кардинала монсеньору Стефано Гаэтани. Когда он приезжает к нему, то видит, что он при смерти находится в покоях своей сестры, княгини Гаэтани. Помещение, в котором возлежит умирающий господин, покрыто странным полумраком. Этот прелат лежит на кровати под старину, накрытый шёлковым покрывалом. В этом полумраке проглядывается строгий профиль патриция римского гражданина. Он лежит неподвижно, цвет тела у него - мертвецки бледный, словно его изваяли из мрамора. В дальнем углу хмурой комнаты княжна Гаэтани и пять её дочерей молятся у алтаря, стоя на коленях. Природа наделила княгиню золотистыми глазами и золотистыми волосами.


Дочерей княгини зовут: дель Пилар Мария, дель Кармен Мария, де лас Ньевес Мария, де лас Соледад Мария. Все они похожи на свою мать. Только у самой взрослой Марии дель Росарио, которой двадцать лет, были глаза чёрного цвета. Они слишком сильно заметны на ее побледневшем лице. Маркиз в один момент влюбился в Марию-Росарио. А она собирается пойти жить в монастырь. «Когда я смотрел на неё, то ощущал, что у меня в сердце разжигается любовь, причем это происходит очень пылко и трепетно, будто какой-то фантастический огонь. Сразу же мое стремление будто бы расплавилось в таком необычном пламени; сейчас оно выпускало нежный аромат, словно арабские благовония...» В это время умер сеньор Гаэтано. Его похоронили на кладбище монастыря францисканцев. По этому поводу прозвенели колокола. Возвратившись в дом княгини, маркиз находит Марию-Росарио, которая стоит в дверях часовни. Она раздавала многим нищим милостыню. От этого ее лицо светится мягкой ласковой кротостью, как будто лицо у мадонны.

У нее - простодушная вера. Она и в доме своём проживает, как в святых обителях, от неё исходит уютный покой. Маркизу де Брадомину необходимо вернуться в Рим, но княгиня упрашивает его побыть у них ещё на пару деньков, и Мария-Росарио по её указу пишет письмо для его святейшества, прося разрешения для маркиза немного задержаться. В это время из кармелитского монастыря приносят рясу белого цвета, которую Марии-Росарио будет носить всю свою жизнь, вплоть до смерти. Девушка одевает её на себя. Она Брадомину показалась святой, но это еще больше притягивает его стремление быть с ней. Каждый раз, когда маркиз приближается к ней, она сильно смущается и у нее возникает желание спрятаться. Самолюбие маркиза, как донжуана, польщено, его подбадривает задор юноши. Брадомин уверен, что Мария-Росарио влюбилась в него, но в то же время, в его сердце появляется непонятное и тревожное предчувствие. Однажды ночью он прокрадывается к окну Марии-Росарио и запрыгивает в него. Девушка вскрикнула и упала в обморок. Брадомин поднял её и уложил на постель. Он погасил лампу и уже прикоснулся к краю постели, и вдруг неожиданно услышал чьи-то шаги. Затем неизвестный человек подошёл к окну и начал всматриваться в глубину помещения. Когда шаги прекратились, то Брадомин сразу же выпрыгнул в окно и, украдкой пошёл по террасе. Но не успел он сделать пару шагов, как ему в плечо вонзился кинжальный клинок. Утром, повстречавшись с княгиней, Брадомин замечает в её глазах открытое пренебрежение. Маркиз начал собираться в путь.

Он увидел в зале Марию-Росарио, где она расставляла цветы по вазам для того, чтобы отнести их в часовню. Их разговор получился серьезным. Девушка умоляет Брадомина отойти от нее, потому что он ей представляется, как дьявол. В зал входит младшая сестра, Мария-Ньевес, которой пять лет. Мария-Росарио позвала её к себе, и девочка рассказала маркизу и сестре длинную и запутанную историю своей куклы, а потом убежала в другой конец зала. Временами Мария-Росарио подзывала её к себе, потому что ей было страшно оставаться наедине с Брадомином. Маркиз рассказывает Марии-Росарио о своих к ней чувствах: «Везде, даже в келье монастыря, за вами будет следовать моя земная любовь. Но помня о том, что я буду всегда жить в вашей памяти и в молитвах, я не боюсь умереть. Я буду счастлив». Побледневшая, как смерть, Мария-Росарио протягивает к сестре трясущиеся руки, предварительно посадив ее на подоконник. Неожиданно раскрывается окно, и ее сестричка выпадает из окна прямо на лестницу с каменными ступеньками. «Дьявол!.. Дьявол!..» - выкрикнула Мария-Росарио. Маркиз поднял умирающую девочку и передал её подбегающим сёстрам. «Дьявол!.. Дьявол!» - донеслось из глубины комнаты. Маркиз при помощи слуги заложил карету и быстро уехал.
Постаревший и почти ослепший маркиз де Брадомин вспоминает о том, что Мария-Росарио была единственной в его жизни любовью.

Летняя соната

Стараясь позабыть свою безответную любовь, маркиз де Брадомин принимает решение провести романтическое путешествие вокруг света. Его привлекает Мексика с её старинными, древними династиями и жестокими богами. Там он повстречал прекрасную женщину-креолку, которая удивила его «своей необычной бронзовой красотой». Их дороги пересеклись. Вначале она попадает на парусник, на котором плавает маркиз. В одной из ситуаций на паруснике проявляется её жестокость, которая пугает и одновременно притягивает Брадомина. Негр огромного росита, матрос парусника, с ножом охотится на акул. Нинья Чоле (так называют креолку) желает увидеть, как он заколет акулу. Но негр отказывает ей в этом, потому что вокруг снует множество акул. Женщина дает ему четыре золотых монеты, и жадность матроса торжествует над его благоразумием.

Он ныряет за борт, уничтожает одну акулу, тащит её за собой, но он не успел подняться на борт корабля, потому что акулы разорвали его на части. Женщина бросает золотые монеты в море, говоря, что он сможет сейчас заплатить Харону. В Веракрусе оказывается, что Нинье Чоле и маркиз едут в одном направлении, и они соединяют своих попутчиков. Очутившись в монастыре под названием Сан-Хуан-де-Тегуско, маркиз представил донью Чоле как свою супругу и провел с ней любовную ночь в одной из множества помещений для проезжающих. Нинья Чоле чувствует, что будет ужасной месть её супруга, генерала Бермудеса. Ее также терзает и другой совершенный ею по незнанию грех - «прекрасный грех античности», как считает его Брадомин. Отец женился на Нинье Чоле. Он возвратился из эмиграции, но она даже и не подозревала об этом. В схватке с разбойниками Брадомин проявляет храбрость, а Нинья платит за жизнь преследуемого, с большим пренебрежением бросив разбойников под ноги свои драгоценности. Как-то по дороге Нинья Чоле и маркиз встретили всадника, при котором креолка побледнела и спрятала свое лицо под накидкой. Ещё несколько людей ожидают их в небольшом отдалении.

Как только всадник оказался рядом, Нинья Чоле соскочила с седла и побежала к нему с возгласом: «Наконец-то я снова могу тебя увидеть! Вот я, прибей меня! Мой господин! Мой рыцарь!» Диего Бермудес ударяет хлыстом по лицу Ниньи Чоле, грубо пересаживает ее к себе на седло и удаляется прочь, оглашая воздух сильными проклятиями. Маркиз де Брадомин не гонится за похитителем, потому что у того двойное право на Нинью Чоле, ведь она для него - жена и дочь. Маркизу приходится только утешаться мыслью о том, что он в жизни никогда не дрался ради женщины. Но облик Ниньи Чоле преследует его. Ночью маркиз услышал выстрелы, а утром узнал, что «убили того храброго мексиканца», Диего Бермудес. Маркиз снова видит Нинью Чоле. Эта женщина сохранилась в его памяти «образом сладким, жестоким и окутанным славой».

Осенняя соната

«Мой дорогой, я умираю и желаю всего лишь одного - увидеть тебя!» - такое послание получил от бывшей своей избранницы Кончи маркиз де Брадомин. Маркиз отправляется в Галисию, в старинный отделённый дворец Брандесо. Кончу он видит лежащей в постели. Она побледнела, её красивые глаза блестят лихорадочно. Маркиз чувствует, что она вскоре умрёт. Все же она поднимается, чтобы принять гостя во дворце. Маркиз с трепетом помогает ей одеться так, как убирают статуи святых. Конча и маркиз вместе поужинали, и провели ночь.

«Честное слово, я никогда ещё не любил её с таким рвением, как в эту ночь», - говорит маркиз де Брадомин. Ближе к вечеру Конча почувствовала сильный озноб, но не захотела, чтобы послали за врачом. Она не отпустила от себя Брадомина. Они вспоминали годы детства, проведенные вместе, вспоминая их былую любовь. Сюда приехал дон Хуан Мануэль, дядя Брадомина, полный энергии пожилой человек, который пристрастен к фонтельскому вину. На следующий день все ожидали приезда дочерей Кончи, которых должна сопровождать кузина Исабель. Из приличия маркиз ненадолго покинул дворец. Он уехал вместе с Хуаном Мануэлем, которого по пути сбрасывает лошадь, и они вынуждены снова вернуться к Конче. Дочери и Исабель уже были здесь. Конча ревнует маркиза к Исабели также, как к любым другим женщинам. Вечером, зайдя к маркизу, Конча умирает на его руках. Маркиз пошел в комнату Исабели, чтобы рассказать ей об этой ужасной новости, но по-другому воспринимает цель его появления.

Маркиз остаётся на ночь с Исабелью. Возвратившись к себе, он с огромным ужасом смотрит на искажённое желтое лицо Кончи. Затем, держа ее на руках, несёт эту ужасную ношу по коридорам в помещение Кончи. Утром к маркизу заходят дочери Кончи. Они вместе проходят на балкон и замечают коршуна. Маркиз де Брадомин выстрелил, и коршун упал. Девочки подбежали к упавшей птице и потащили её за собой. Они хотели показать её своей матери... Странная печаль, как сумерки, окутала душу маркиза. Несчастная Конча умерла! «Я рыдал, как античный бог, которому не стали возносить жертвы!» - заканчивает эту повесть маркиз де Брадомин.

Зимняя соната

Маркиз постарел. Он устал от длительных скитаний по белусвету, все его фантазии рухнули, он полностью во всем разочаровался.
Маркиз де Брадомин приходит в Эстелью ко двору дона Карлоса VII, которого он поддерживал в его сражении за место на троне. Королева Маргарита, при виде которой маркиз ощущает себя рыцарем, готовым умереть ради дамы, принимает его как старинного друга. Она подарила ему вышитую своими руками ладанку. Между придворных дам маркиз увидел Марию-Антониетту Вольфани, которая когда-то была его возлюбленной. Мария-Антониетта, у которой «душа праведницы и кровь куртизанки», провела ночь с Брадомином и, перемешивая слова любви с жалобами и сожалениями, говорит ему о том, что эта их встреча была последней, потому что по указу королевы ей нужно примириться с мужем ради всеобщего дела.


«Со временем человек понимает, что слезы, угрызения совести и кровь - это прекрасная помощь в наслаждении любовью», - сказал маркиз. Брадомина в схватке с противниками ранили в левое плечо. В одной из близлежащих усадеб, где сейчас проживают монахини из сожжённого монастыря, маркизу сделали операцию, которую он перенес стойко, без какого-либо стона, а ему пришлось ампутировать руку. Среди ухаживающих за маркизом находится воспитанница монастыря, девушка пятнадцати лет, почти ребенок. Максимина не красивая девушка, но у неё прекрасные «бархатистые глаза» и голос звучит, «как бальзам». Маркиз очаровал её своей грустью. В душе Максимины появляется любовь к нему. Она не может справиться с появившимся чувством, поэтому кончает свою жизнь самоубийством. Монахини хотели скрыть это от маркиза Брадомина, но он догадался о произошедшем случае.

И ему стало страшно из-за его греха. Его охватила печаль. Маркиз вернулся в Эстелью. Король и королева выразили ему свою признательность и восхищение за его мужество. Потом происходит последняя встреча маркиза де Брадомина с Марией-Антониеттой, вернувшейся к мужу, которого схватил удар. Она ухаживает за ним, отказываясь от своей к маркизу любви. «Грусть легла мне на душу, как снег зимой, и душа моя покрылась саваном; она как пустое поле», - так оканчивает маркиз Ксавьер де Брадомин свои записки.


Краткое содержание повести «Записки маркиза де Брадомина» пересказала Осипова А. С.

 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Сонаты. Записки маркиза де Брадомина». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Яндекс.Метрика