Краткое содержание: Амадей

События, которые вспоминает Сальери, происходят в конце XVIIIвека. А само действие имеет место в Вене в первой четверти XIXвека.
Пожилой человек, отвернувшись от аудитории, сидит на сцене в кресле для инвалидов. Жители Вены возбуждённо шепчут друг другу о том, что Сальери - убийца. Никто не может понять, почему же Сальери решил открыть свою тайну именно сейчас, ведь Моцарта уже нет в живых более тридцати лет. Сальери отказываются верить, так как думают, что он сходит с ума. Сальери поднимается со своего кресла и начинает исповедь.

Он просит простить его за то, что всегда испытывал огромную тягу к сладкому. К тому же, Сальери желал стать знаменитым. Он создавал музыку, и просил Господа помочь ему в этом деле. Ради этого Сальери до конца жизни обещал служить Богу и вести жизнь праведника. По-видимому, Бог услышал молитвы, потому что на следующий день Сальери отвезли в Вену, где он получил возможность заниматься музыкой. Сальери был рад, что Бог пошёл ему на встречу. Однако вскоре в Европе становится известным безумно талантливый мальчик Вольфганг Амадей Моцарт. Сальери решает выступить со своим последним сочинением «Смерть Моцарта, или виноват ли я». Вдруг он снимает с себя халат, и превращается в юношу в красивой одежде конца XVIIIвека. Начинает играть квартет Сальери.


Когда Сальери был 31 год, он был очень известным композитором. Мужчина хранил верность супруге, несмотря на то, что любил свою ученицу по имени Катарина Кавальери. Он не забывает о том, что должен подчиняться воле Господа. Мечта Сальери - быть обер-капельмейстером. Однажды к ним в город собирается приехать Моцарт. Император желает поставить национальную оперу и приказывает директору императорской оперы Орсини-Розенбергу организовать немецкую комическую оперу. Сальери рассторен, так как считает, что итальянская опера теперь будет забыта; он желает увидеться с Моцартом. Во время приёма баронессы Вальштатен Сальери уединяется в библиотеке для того, чтобы насладиться сладостями. Но тут прибегают Констанция Вебер и Моцарт, они изображают мышь и кота. Моцарт начинает вести себя крайне вульгарно: он делает Констанции недвусмысленные предложения, не замечая Сальери.

Сальери поражён таким поведением Моцарта. Однако во время его выступления становится понятно, что Моцарт - истинный гений. Он слышит в музыке Моцарта божественное начало, и просит Бога вселить в него тот же талант. Он изучает все работы Моцарта, и все произведения трогают Сальери до глубины души. Он счастлив, что создана серенада, которая является настоящей удачей. У самого императора Сальери просит разрешения сыграть марш для Моцарта в Шенбруннском дворце. Во время того, как играет марш, император знакомит двух музыкантов. Моцарт сообщает, что первый акт для национальной оперы уже придуман. Это история любви, происходящая в серале, не имеющая никаких признаков непристойности. Основную партию должна петь Катарина Кавальери. Моцарт говорит Сальери спасибо за марш и начинает играть его сам, постепенно добываля вариации и переходя к теме марша из «Женитьбы Фигаро» - «Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый». Моцарт наносит удар по самолюбию Сальери, сам того не замечая. Сальери решает опозорить гениального музыканта при помощи трагической пьесы.

Когда Сальери увидел Катарину в «Похищении из сераля», он сразу догадался, что у девушки есть связь с Моцартом. Музыканта поглощает чувство ревности. Император не испытывает особого восторга от оперы, потому что он считает, что нот в ней больше, чем нужно. Моцарт доказывает обратное. Затем Моцарт говорит о Констанции Вебер как о своей невесте, а о Сальери - как о друге. Сальери мечтает отомстить Моцарту за то, что тот грязно приставал к Катарине, а также отнять Констанцию.


Затем Моцарт всё же женится на Констанции. Но их жизнь далеко не идеальная, так как у Моцарта немного учеников, но врагов хватает. Музыкант оскорбляет итальянскую музыку и самого императора, грубит придворным. Моцарта не избирают в качестве учителя для принцессы Елизаветы. Однажды Констанция встречает Сальери на балу и просит помочь Моцарту получить работу. Сальери зовёт девушку к себе для того, чтобы ознакомиться с работами Моцарта. Когда та приходит, Сальери соглашается помочь в случае хорошего отношения девушки. Констанция отказывается. Сальери ужасно стыдно, но он утешает себя тем, что до такого состояния его довёл Моцарт. Музыкант слушает партитуры Моцарта и понимает, что в них нет ошибок. Сальери осознаёт, что Моцарт берёт музыку из головы. Когда слышится тема из Мессы, Сальери приходит в восторг. Он перестаёт верить Богу, так помогавшему Моцарту. Сальери не понимает, чем Моцарт это заслужил. Сальери решает пойти против Господа, мстя Моцарту.


Однажды к Сальери приходит Констанция и даёт согласие на его предложение. Но Сальери не поддаётся соблазну, так он твёрдо решил идти против Бога. Он перестаёт вести деятельность в благотворительных комитетах, а также соблазняет Катарину. Императору он советует взять учителем для Елизаветы не слишком талантливого музыканта. Сальери говорит императору, что Моцарта нельзя близко допускать к молодым девушкам. Наивный Моцарт по-прежнему считает музыканта другом. 1784 и 1785 годы для Сальери удачны: он пользуется гораздо большим успехом, нежели Моцарт. Публика любит о Моцарта, но быстро забывает о его великих произведениях. Лишь немногие знают цену работ Сальери.


Оперы Сальери, среди которых «Семирамида» и «Данаиды» пользуются огромным успехов. Моцарт в это время создаёт «Женитьбу Фигаро». Префект императорской библиотеки возмущён сюжетом оперы Моцарта и считает её вульгарной. Музыкант говорит, что хочет создавать реалистичные произведения: на кровати должна быть женщина, а рядом лежать бельё. Он считает серьёзные оперы неинтересными. Он желает, чтобы Бог услышал голоса его опер. Моцарт уверен, что Господь слышит его музыку, которую люди услышать не способны. Директор Императорской оперы сообщает Моцарту, что по приказу императора балет в опере запрещён. Моцарт пытается доказать, что запрещены французские балеты, а не танцы, которые строят сюжет. Розенберг отнял у музыканта листы с танцами. Моцарт пребывает в отчаянии: скоро премьера, а вокруг него одни неудачи. Он ругается с придворными. Сальери говорит, что поможет осуществить желание Моцарта - позвать на репетицию императора, но не выполняет обещания. Всё же император появляется на репетиции, и Моцарт благодарит «друга», считая, что тот ему помог. Танцы в спектакле проходят без музыки, что приводит императора в смятение. Моцарт объясняет ему причину отсутствия музыки, и император требует её восстановить. Вов время премьеры оперы «Свадьба Фигаро» император откровенно скучает, публика не испытывает особого восторга, а Сальери поражён музыкой. Моцарт расстроен из-за зрительской реакции, ведь он так любит свою оперу. Сальери выражает музыканту сочувствие. Моцарт хочет уехать в Лондон, но у него нет на это средств. А отец не помогает ему из-за того, что сын имеет больший талант.


Некоторое время спустя отец Моцарта умирает, и музыкант винит себя в его смерти. Сальери говорит зрителям, что благодаря этим событиям появился призрак мстящего отца в опере «Дон Жуан». Сальери решает изгнать из Моцарта божественное начало, заморив его голодом. Он советует императору, решившему назначить впоследствии Моцарта королевским камерным музыкантом, не платить ему большоежалованье. Моцарт в отчаянии: он не сможет прожить на такие гроши. Тут музыканту предлагают написать немецкую оперу. Моцарту приходит в голову идея изложить в ней идеи масонства. Сальери предлагает показать самих масонов. Моцарт, несмотря на то, что такой план практически неосуществим, решает попробовать. Сальери уверен, что предложение Моцарта вызовет у масонов гнев.


Моцарт бедствует и мучается от кошмаров: он видит призрака в сером. Из-за этого Констанция покидает супруга. Моцарт признаётся Сальери, что каждый день видит человека, который выглядит как призрак из его снов и просит у него Реквием. Моцарт заканчивает очередное произведение под названием «Волшебная флейта». Публика и Сальери приятно поражены музыкой. Но тут к Моцарту подходит некий ванСвитен и обвиняет его в предательстве Ордена. Масоны и влиятельные люди не желают иметь дело с Моцартом,Шикандер не оплатил свой заказ - «Волшебную флейту». Сальери говорит зрителям, что он и есть тот человек в маске, являющийся Моцарту. Моцарт упорно работает и ждёт заказчика Реквиема. В последний день Сальери зовёт Моцарта за собой, словно призрак и говорит, что тот скоро умрёт. Звучит музыка из «Дон Жуана». Моцарт умоляет продлить заказчика срок на месяц. Тут Сальери снимает с себя маску, и всё выясняется. Моцарт смеётся в приступе ужаса.


Сальери признаётся зрителям в том, что он погубил Моцарта. Признание даётся легко, так как он говорит правду. Но, по словам Сальери, он не травил Моцарта мышьяком, а убил его же музыкой. После ухода Сальери возвращается Констанция и успокаивает Моцарта. Звучит «Лакримоза» - часть Реквиема. Во время разговора с Моцартом Констанция понимает, что тот на самом деле уже мёртв. Музыка подходит к концу. Сальери сообщает, что Моцарта хоронят на кладбище со всеми остальными людьми. Выяснилось, что призрак не чудился Моцарту - это был некий графВальзегу, который хотел украсть произведение музыканта. Произведение в итоге достаётся графу, а Сальери становится дирижёром. Через много лет Сальери осознал, что означала Господня кара. Сальери стал очень знаменитым благодаря произведениям Моцарта, а его музыку все забыли.


Сальери вновь садится в кресло для инвалидов, прежде надев халат. 1823 год. Сальери страдает от того, что непопулярен. Он решает рассказать всем, что убил Моцарта, чтобы обрести хоть какую-нибудь славу. Затем Сальери совершает неудачную попытку самоубийства. Все считают его сумасшедшим. Газеты и другие новости пишут о безумных поступках Сальери. Сальери встаёт с кресла и отпускает всем грехи посредственности. Звучит траурным марш, сочинённый Моцартом.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Амадей». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.