Краткое содержание: Опыты

 

В книге первой автор обращается к своему читателю, которому говорит, что он не искал ни славы, ни стремления принести пользы – это искренняя книга, предназначенная его родным, а также друзьям, созданная для того, что бы они могли вспомнить и оживить облик в памяти, когда наступит время уже скорой разлуки.

КНИГА I

Глава 1. Различными способами можно достичь одного и того же

Человек – это существо суетное, полностью непредсказуемое и непостоянное колеблющееся.

Покорность – это то, что, несомненно, может смягчить сердце властителя.  Однако в истории известны примеры, когда иные качества, которые можно считать диаметрально противоположными, приводили к подобному результату – это твердость и отвага. Принц Уэльский, которого звали Эдуард, после того, как был захвачен Лимож, был глух к женским мольбам и плачу детей, однако он пощадил этот город, когда увидел мужество всего лишь трех дворян французов. Конрад III смог простить побежденного герцога Баварского после того, как увидел, как дамы самых благородных кровей выносили из крепости своих мужей на слабых женских плечах.  О самом себе Монтель сказал, что лично на него можно воздействовать обоими этими способами, но при этом по своей природе он скорее милосерден, что жалость сделала бы его скорее безоружным, хоть некоторые, считающими себя стоиками, признают это чувство скорее достойным горького осуждения.

Глава 14. О том, что наше восприятие блага и зла в значительной мере зависит от представления, которое мы имеем о них

Тот, кто действительно долго мучается, виноват в этом, прежде всего, сам.

Рассудок есть причина страданий. Своими самыми ужасными врагами люди считают смерть и разве, что – нищету. Однако существует множество примеров, когда сама смерть представлялась благом наиболее высшим и, вероятно, единственным прибежищем. В истории множество примеров, когда человек перед ликом смерти сохранял величие духа своего, а потом, как и Сократ, поил за друзей и их здоровье. В то время, когда король Людовик XI смог захватить Аррас, много было повешено только за то, что не стали кричать «Да здравствует король!». Даже шуты – низкие и ничтожные душонки, не отказываются от своих шуток и игры перед самой казнью. В случае, когда речь идет об убеждение, то его, как известно часто отстаивают ценой собственной жизни, а каждая из религий непременно имеет мучеников. Мы знаем, что во время греко-турецких войн много людей умерло по своему предпочтению мучительной смертью, нор не приняли обряда крещения. Страх перед смертью – удел рассудка, поскольку от жизни саму смерть разделяет одно мгновение. Можно легк заметить как ум может обострить страдания – когда мы ждем что хирург сделает свой надрез, мы ощущаем его значительно сильнее, чем удар острой шпагой в битве с врагом. Все женщины могут терпеть страшные муки и боли, одно необходимо – он должны верить, что это будет полезно для красоты их. Само представление о вещах – есть очень великая сила. Цезарь и Александр Великий – он стремились к опасности, при этом проявляли в том больше рвения, нежели некоторые в своем стремление к безопасности. Нуждающийся не жаден – изобилие – вот причина жадности. Каждый живет так, как сам о том размышляет – и хорошо и плохо. Невозможно человеку помочь если он не имеет достаточно мужества вытерпеть и смерть и жизнь.

КНИГА II

Глава 12. Апология Раймунда Сабундского

Одна маленькая, но паршивая дворняжка, забрызгав руку Сократа своей слюной, может погубить всю силу его мудрости. Она может уничтожить все идеи, с их глубиной и величием. Они будут уничтожены полностью, даже след от былого знания не останется в виде отпечатка.

Человек, это существо поставило себя выше самой природы, ибо приписывает сам себе власть над ней, мня себя центром всего мироздания. В этом он похож на ребенка, который полагает, что само солнце и все звезды только для него одного, а все вокруг – только что бы играть с ним и ухаживать. Человек пытается приравнять себя к Богу, но живет среди нечистот и праха, побороть которые он не может. Человек не может управлять самим собой, но считает, что сможет справиться с вселенной. Бог непостижим для разума человека – крупица не может осознать целое. Человек, может быт, даже лишен некоторых чувств, о чем не подозревает, находясь в своем невежестве. Само способность во многом определяется ощущениями телесными в первую очередь и пальцы, когда коченеют, не так воспринимают твердость дерева, нежели в тепле. Кроме всего прочего, оценки во многом могут меняться с ходом времени. Мы можем менять свое мнение снова и снова – время меняет нас, а мы, меняем свои оценки.

Глава 17. О сомнении

Каждый смотрит в то, что видит перед самим собой – я смотрю в самого себя.

Люди склоны делать преувеличенные оценки своих возможностей и достоинствах – вся основа того, любовь к самому себе. Не следует при этом принижать самого себя, сам приговор своего «я» должен быть истинно справедливым. Склонность преуменьшать ценность имеющегося – вот проблема Монтеня, однако не следует преувеличивать чужое и принадлежащее ему.   Монтень говорит, что его прельщает нравы другого народа и их государственность. Даже Латынь, при множестве достоинствах ее, внушает отчего-то большее почитание в сравнение с тем, что заслуживает на самом деле. Даже когда он успешно делает что-то, он считает, что это удача, а не собственное знание и умение. Именно оттого среди всего многообразия высказываний древних о сути человека, он быстрее приемлет непримиримые, поскольку уверен, что философ и его предназначение в обличение самого тщеславия и самомнения. Он завидует тем, кто может радоваться сотворенному им, тогда как свои произведения вызывают   только горькую досаду. Его французский небрежен и чересчур шероховат, а латынь – ей он владел в полном совершенстве, отчего-то утратила весь свой прежний шик и блеск. Даже внешность собственная перестала удовлетворять самого его, хотя красота – это могучая сила, которая раскрывает возможность общения между людьми. Душевные качества – тоже оставляют желать лучшего. Монтень укоряет самого себя за лень и некую тяжеловесность. Даже полезные черты его характера, которые не являются плохими – полностью бесполезны. Так, уступчивость и покладистый характер – можно назвать малодушием, честность и совесть – щепетильность. Сравнивая себя с древними – Монтень кажется себе пигмеем, однако в сравнении с современниками, готов увидеть за самим собой редкие качества, поскольку не поступится с убеждением и испытывает ненависть к притворству добродетели, ставшую модной. Общаясь с сильными мира сего, Монтень предпочитает  докучность и излишнею скромность, в противовес лести и притворства. Он четко может составить четкие взгляды, однако не может сделать выбор, поскольку в пользу любого мнения всегда имеется многообразие доводов. В тоже время, Монтень не любит изменять свое мнение, причина – наличие слабых мест в другом, даже в противоположном мнение.

КНИГА III

Глава 13. Об опыте

Выполнить человеческое предназначение, предначертанное самой судьбой – вот то, что достойно всяческого одобрения и прекрасно во истину.

Знать и овладеть знаниями – вот то естественное желание и стремление человека. Если нет возможности мыслить, человек обращает свой взор к опыту. Однако бесконечны и изменчивы сами вещи в своем многообразие. Так, во Франции значительно больше законов в сравнение с другими странами всего мира. Только этот многообразие привело к одному – произвола стало гораздо больше. Самые мудрые и справедливые законы – законы установленные природой и именно ей необходимо довериться. Суть веще проста – лучше не знать, чем знать. Гораздо лучше понять себя самого, нежели Цицерона. Даже жизнь великого Цезаря менее поучительная своим многообразием поучительных моментов в сравнение с нашей собственной жизнью. Все знают, что у Аполлона – бога света и знания были начертаны на храме слова: «Познай самого себя». Именно изучая самого себя, свой мир, Монтень смог научиться понимать окружающих его людей. Однако мало в мире тех, кто готов услышать правду о себе, даже от самого себя. Когда у Монтеня спрашивали, что он умеет делать, он отвечал – ничего и был рад тому, поскольку он не мог сделать ни чего такого, что могло сделать его рабом другого.  Однако Монтень всегда был готов высказать правду своему господину, не смотря и не оглядываясь на лесть рядом. Власть портит окружающая ее нечисть, даже такие великие правители как Александр не могли противиться лести. 

Великий Тиберий говорил, что человек, которому больше двадцати должен хорошо знать, что ему хорошо и что плохо и оттого может обходиться без докторов.  Человек дожжен считаться с самим собой, со всеми своими склонностями и желаниями – иначе возможно, что беду одну будут лечить используя другую. Помнить надо об одном, если лишить себя всего – воздуха, пищи и вина – стоит ли жизнь тогда такой цены? Пусть камень терзает почки, пусть кровь вытекает с мочой вместе с жизнью, однако даже нечистоты – вредные и отвратительные могут позволить испытывать приятные чувства. Не стоит испытывать страх перед страданиями, ибо будет страдание от болезни. Сама мысль о смерти необходимо помнить, что это естественно и справедливо – это утешает и ни кто не может требовать для себя исключения.

 

 

Краткое описание книги «Опыты» пересказала Осипова  А. С.

 

 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Опыты». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.