Краткое содержание: Мнимый больной

Последние несколько дней Арган провёл в долгих подсчётах и записях. Благодаря им он наконец выяснил, почему в последнее время он стал так плохо себя чувствовать: оказалось, что в последний месяц он перебрал с лекарствами;  им было принято около сорока видов разнообразных таблеток и микстур, сделано пятнадцать уколов и четырнадцать впрыскиваний. Арган решил выразить своё недовольство его лечащему врачу, доктору Пургону – он чуть не довёл его до смерти!

Члены семьи по-разному относились к тому, что у Аргана гипертрофированный интерес к собственному здоровью. Его вторая жена, Белина, добросовестно выполняла все наказания многочисленных врачей, надеясь, что лекарства угробят муженька быстрее, чем какая-нибудь простуда. Его дочь, Анжелика, не приветствовала потуг отца вылечить очередное выдуманное заболевание, однако она покорно молчала, не смея пререкаться со старшими. Зато служанка Туанета не молчала: она осуждала докторов и нахально пререкалась с больным, отказываясь делать ему какую-нибудь припарку.

Однажды Анжелика рассказала Туанету о мучавшем её секрете: она впервые влюбилась в юношу по имени Клеант. Видела она его всего лишь однажды – но тот успел произвести на неё впечатление, спася девушку от грубости какого-то джентльмена.

Анжелику охватило волнение, когда отец впервые заговорил с ней о свадьбе – девушка решила, что Клеант попросил её руки и сердца. Но её пыл быстро остудили: отец собирался сватать её за более подходящего, по его мнению, жениха. Этим женихом оказался племянник его лечащего доктора Пургона, Тому Диафуаруса, который сам скоро станет врачом. Арган воодушевлённо расписывал дочери достоинства будущего зятя: во-первых, у неё всегда будет под боком врач, и ей не придётся тратиться на докторов. Во-вторых, Тома наследует состояния и отца, и дяди Пургона.

Анжелика ничего не сказала отцу, но после их беседы долго плакала на плече у Туанеты. Служанка высказала Арагану всё вместо дочери. Но всё было напрасно – Арган был словно глухой.

Белина тоже не хотела допустить брака Анжелики по своим собственным причинам: жадная мачеха не хотела делиться наследством мужа с девчонкой, и пыжилась упрятать её в монастырь. Таким образом, судьба Анжелики оказалась полностью в руках Туанеты, и служанка с радостью приняла это бремя. В первую очередь надо было поставить Клеанта в известность, что Анжелику хотят выдать замуж за другого. Она послала к Клеанту давно влюблённого в неё ростовщика Полишинеля.

Первая интермедия, содержащая песни и танцы, изображает Полишинеля по улице, который шатается, как пьяный, от любви. Это привело к смешному происшествию с жандармами.

В скором времени Клеант появляется в доме Аргана, но не из-за любви к Анжелики, а в качестве заменяющего учителя пения – последний по срочным делам ненадолго уехал в деревню. Арган пошёл на уступки при условии, что он будет присутствовать при занятиях.

Едва урок начался, как пришли Диафуарус-отец и Диафуарус-сын. Сын поприветствовал Аргана высокопарной речью. Затем он принял Анжелику за будущую тёщу. Узнав о своей ошибке, он поспешил торжественно сделать ей предложение. Все присутствующие издали вздох умиления, увидев эту сцену. Тома подарил своей будущей супруге трактат о вреде кровообращения, написанный им собственноручно. Для празднования столь знаменательного события он выбрал музей, где производилось публичное вскрытие мёртвой женщины.

Арган захотел, чтобы его дочь тоже как-то проявила себя. Его взгляд пал на учителя пения, и Арган заставил Анжелу развлечь присутствующих пением. Клеант дал ей ноты и сказал, что сейчас они споют его новую оперу – пусть Анжела приготовится к лёгкой импровизации. В опере пелось о двух влюблённых – пастушке и пастушке. Под пастушком не сложно было опознать Клеанта, а в его возлюбленной – Анжелу. Исполняя оперу как бы для всех, Клеант на самом деле обращается к одной единственной, пересказывая их историю любви, которая якобы была сюжетом пьесы. Оканчивается пьеса следующим описанием: пастушок приходит в дом пастушки, услышав о том, что отец собирается отдать его любимую за недостойного ухажёра. Так, у всех на глазах, пастушок изъясняется в любви к пастушке. Клеант и Анжелика поют трогательную импровизацию, поочерёдно признаваясь друг другу в любви до гроба и клянясь в верности.

Дуэт продолжался до тех пор, пока Арган не приказал им остановиться – сам не понимая, в чём дело, он чувствовал, что дело в этой опере. Когда музыка смолкла, Арган приказывает дочери взять Тома под руку и при всех назвать своим мужем. Анжелика, до этого самого момента будучи покорнее овечки, неожиданно отказывается от приказа отца. Дивфуарусам приходится покинуть дон несолоно хлебавши, пыжась при этом сохранить своё достоинство.

Арган в бешенстве. Белина, зайдя к Анжелике, застаёт там Клеанта, который тут же поспешно убегает. Когда к Аргану приходит его брат, Беральд, и говорит о том, что есть ещё один достойный кандидат на роль супруга для Анжелики, отец ничего не хочет слышать. Беральд приглашает в дом цыган, которые своими песнями и плясками должны были развлечь угнетённого Аргана.

Вторая интермедия заключает в себе танцы цыган и их жизнерадостные песни о людях, любви и весне. Так зрителей развлекают между действиями.

Беральд пытается образумить своего брата, но бесполезно: тот хочет в зятья только врача, и никого другого. Желание его дочери имеют второстепенное значение. Беральд недоумевает: зачем Аргану, обладая таким крепким здоровьем, тратить время на каких-то врачей? Крепкое здоровье его брата Беральд объясняет тем, что тот ещё не умер, принимая такое огромное количество разных лекарств.

Постепенно братья начинают говорить о медицине в целом и в частности – имеет ли она право существовать? Беральд допускал, что врачи – люди образованные, разбираются в гуманитарных науках, знают древние языки. Но всё же они – вруны и притворщики, которые вымогают деньги у больных. Остальная же их часть – те, которые верят в магию этих шарлатанов, но всё же не теряют возможность взять на лапу себе. Организм человека чужд всякого рода вмешательствам – он сам по себе тонок, сложен и органичен. Только природа может излечить болезнь, если при этом ей не будут мешаться доктора.

Но никакие убеждения Бертольда не действуют на Аргана. Последним и единственным выходом остаётся сводить этого упорного сторонника медицины на комедию Мольера, где автор так ловко высмеивает горе-лекарей. Арган чхать хотел на Мольера и убеждает брата, что тот умрёт страшной смертью, если не послушается врачей.

Тут приходит аптекарь Флеран и приносит клистир, который доктор Пургон изготовил специально для Аргана. Несмотря на активное сопротивление своего брата, Бертольд всё-таки прогоняет его прочь. Уходя, Флеран обещает рассказать всё самому Пургону. И действительно – через некоторое время вбегает доктор Пургон, уязвлённый до самого сердца. Он многое готов пережить, но чтобы вот так, ни за что, отвергали его клистир… Пургон заявляет, чтобы Арганон больше не смел являться к нему с какими бы то ни было просьбами. И злобно замечает, что без должного докторского ухода он, несомненно, скоро умрёт.

Тут появляется Туанета, переодетая в странствующего лекаря. Он представляется наилучшим доктором, который обладает лучшими лекарствами и рекомендациями во всём мире. Его заинтересовал Арган, которого никто никак не может вылечить, и предлагает свои услуги – дескать, его уникальный случай представляет большую ценность для медицины. Новый доктор заявляет, что Пургон – неуч. Ставит противоположный ему диагноз, оставляет рецепт и уходит.

Медицинские дрязги закончились, и братья снова обсуждают замужество Анжелики. Арган настаивает, что либо она выйдет за доктора, либо уйдёт в монастырь. Белина навязывает мужу последний вариант, и Арган уверен, что у его любимой жены есть хоть какая-то неприязнь к падчерице. Тогда Туанета решает подстроить ситуацию, которая раскроет истинные намерения Белины. Арган соглашается принять в этом действии участие и притворяется мёртвым.

Белина, узнав о кончине мужа, не скрывает своей радости – наконец-то все деньги достались ей! Анжелика и Клеант, наоборот, впадают в отчаяние и горько плачут. Арган неожиданно воскресает, дав согласие на помолвку дочери с Клеантом при условии, что жених получит медицинское образование.

Беральд предлагает брату самому стать доктором. А если в его старую голову ничего не вобьётся, так это не страшно – всё равно ничего знать о медицине ему не нужно. Достаточно одеть докторский халат и шапочку, рассуждая о болезнях на латинском языке.

Последнюю интермедию исполняют знакомые Беральда актёры. Она получается комичная, танцевальная и музыкальная. Происходит посвящение Аргана в доктора.

 

Краткое содержание романа «Мнимый больной» пересказала Осипова  А. С.

 

 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Мнимый больной». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.