Краткое содержание: Христос и Антихрист

СМЕРТЬ БОГОВ. ЮЛИАН ОТСТУПНИК

Действие первой книги этой трилогии начинается в городе Каппадокия, где Осудило, который был римским трибуном, и страстно желал проявить себя перед великим императором, решает убить двух детей. Сами дети были двоюродными братьями действующего в Константинополе императора по имени Констанций, который, придя к власти, убил множество своих близких родственников, в числе их был его двоюродный брат и отец Гала и Юлиана - тех, чьей смерти сейчас желал Осудило.

Римский трибун в сопровождение отряда легионеров ворвался во дворец Констанция, однако воспитатель мальчиков по имени Мордоний, предъявляет эдикт, что останавливает легионеров, не знавших о том, что документ, предъявленный им был уже просроченным. Пришедшие покидают дворец и юноши продолжают свое изучение богословия под наставления Евтропия. В тайне от всех, Юлиан прочитывает Платона и пробирается в пещеру бога Бана. Он отчего-то в церкви христиан чувствует себя не в своей тарелке и поэтому после того, как богослужение окончено он отправляется в храм Афродиты. Здесь он встречает жреца Олимпиадора, а также двух его дочек, имена которых Психея и Амариллис. Юноша пытается ухаживать за Амариллис, но девушка равнодушна к его подаркам и он немного раздосадован и уходит. Немного погодя Амариллис все же встречает Юлиана и пытается его успокоить, после чего молодой человек проводит ночь в храме Афродиты и дает клятву вечно любить свою Богиню.

Прошло шесть лет и действие переносит читателя в Антиохию. Два незнакомых нам молодых человека смотрят выступление артистов, перед этим подслушав, о чем говорят другие люди. Выступающая гимнастка, милая, юная и очаровательная, производит сильное впечатление на одного из молодых людей, и тот, сразу же после выступления, покупает ее у хозяина бродячего цирка, после чего уводит в пустующей храм Приапа. Попав туда он случайно убил одного священного гуся, за что его ведут на суд, где выясняется, что это был цесарь Галл, которого император Констанций, действующий из соображений собственной безопасности, назначил своим соправителем.

В это же самое время, его брат Юлиан путешествует по Азии, где беседует с магами, философами. Здесь он встречается с неоплатоником по имени Ямвлик, имеющий к тому времени неоспоримый авторитет. Этот философ - ученый рассказывает Юлиану свои размышления по поводу Бога. После они вместе становятся очевидцами того, как христиане разрушают языческие храмы. В последствие Юлиан отправляется к Максиму Эфесскому, где под действием каких-то веществ, молодой человек отрекается от Христа и клянется в верности Великому Ангелу Зла. Именно волхв Максим преподает Юлиану идею единства Бога и Дьявола, а в один из вечеров, они вместе восходят на башню, где осматривая открывшийся их взору мир, учитель предлагает своему новоявленному ученику, восстать против всех и самому стать Кесарем.

После этого Юлиан отправляется к брату Галлу. Самого Галла, по приказу императора, высылают из Константинополя в сопровождение римского трибуна Скудило, а в скором времени убивают. Юлиан прибывает в Афины, где встречает поэта Пубдия, который представляет ему Арсиною - девушку с телом богини, которую поэт сравнивает с Артемидой. Проходит месяц и Юлиан в сопровождение Публия, прибывает на пир к Гортензию - известному сенатору. Здесь молодой человек вновь встречает Арсиною, которая оказывается воспитанницей сенатора. Когда молодые люди знакомятся ближе, то Юлиан узнает, что красавица категорически не приемлет христианство, на что юноша признается, что ему приходится прикидываться для того, что бы сохранить свою жизнь. В конечном итоге Юлиан и Арсина заключают некий союз, целью которого становится возрождение олимпийского вероисповедания. Они проводят вместе ночь, и Юлиан отправляется в Константинополь. Император Констанций принимает племянника, но в душе они оба ненавидят друг друга. Во время приезда Юлиана проходит церковный собор, во время которого происходит столкновение христиан и ариан., в котором Констанций принимает сторону последних. После встречи император назначает своего прибывшего племянника, взамен убитого брата, своим соправителем.

Проходит немного времени и прекрасная Арсиноя отправляется вместе со своей сестрой и центурионом Анатолием, который был поклонником девушки, в Рим. Здесь они знакомятся с римскими катакомбами и посещает тайную церковь, в которой православные проводят свои обряды и молятся. В то время, как молодые люди наблюдают богослужение, легионеры врываются в пещеры и разгоняют собравшихся, а наблюдавшие с большим трудом скрываются от преследователей.

Действие переносит читателя в пиренейский лес, где Стромбик и Арагарий - два простых солдата, отстают от войск Юлиана, но им удается догнать основные силы. Далее, молодой цесарь одерживает свою первую, но блестящую победу над галлами. После этого, Юлиан отправляет послание Арсиное, в котором вспоминает о заключенном союзе.
После победы, цесарь отправляется в Париж-Лютецию, где в это время находится жена Юлиана, на которой он вынужден жениться по наставлениям императора Констанция. Сама она исповедовала христианство и в своей фанатичной вере считает своего молодого супруга воплощением сатаны, отчего не подпускает к себе. Юлиан же, ненавидя христианство, пытается изнасиловать ее.

Император Констанций завидует успеху в войне своему племяннику и оттого присылает к нему одного из приближенных чиновников, который должен увести лучшие части армии к югу. Однако солдаты поднимают бунт и обращаются к Юлиану быть их императором. Обдумывая предложение своих верных солдат, Юлиан колеблется, но после соглашается и направляет свои войска в Константинополь, желая силой захватить власть. Во время этих событий супруга Юлиана неожиданно умирает.

Юлиан движется к Константинополю, но император Констанций, тем временем, умирает. Когда молодой наследник узнает об этом, он выступает перед своими войсками, где публично отрекается от христианства и после клянется в вечной верности богу Солнца. Молодого человека полностью поддерживает и одобряет его поступок Максим Эфесский. Однако солдаты высказывают недоумения и среди них некоторые начинают считать его антихристом.
Когда Юлиан становится императором официально, он, первым делом, пытается узаконить язычество и в процессе этого христианские храмы разрушают, а жрецы начинают возвращать отнятое у них императором Константином Великим. Молодой император пытается устроить вакхическое шествие, но люди, в большинстве своем, не поддерживают нового властителя, поскольку вера в Христа уже стала занимать прочные позиции и оттого стала намного крепче среди своих последователей. Юлиан начинает понимать, что не сможет воплотить задуманное, но он решает вести свою борьбу до самого конца. В одной из бесед с Максимом Эфесским, он отмечает, что он желает дать людям ту свободу, о которой те даже не мечтали, он - это вестник жизни и освободитель.

Однако многие христиане, боясь преследования, снова приняли язычество, а на самом деле, просто стали лицемерить и заняли выжидательную позицию. Монахи ночами вынимали из глаз статуи Диониса вставленные драгоценные камни, и заменяют их иконами. В то время, новый император пытается заниматься благотворительностью, он узаконивает свободу вероисповедания и, как-то, пытается избавить его подданных от влияния галилеян. Опять проходит церковный собор, и снова христиане не могут прийти к общему мнению и ссорятся друг другом. Наблюдая это, молодой император решает, что сама их религия полностью бесперспективна. Епископы пытаются навязать Юлиану казни своих оппонентов, однако он не идет у их на поводу, отказываясь устраивать казни за то, что кто-то высказывает свое собственное мнение. Он отправляется в один из монастырей христиан, где неожиданно встречает Арсиною, которая стала монахиней. Девушка изменилась и говорит, что олимпийцы - это мертвые боги, и народу нужна не любовь, а жертвы, не сострадание - а кровь. В конечном итоге они не могут договориться и не находят общего языка. Их союз уже не существует.
Император устраивает проверку выполнения всех своих благотворительных замыслов и находит, что ложь, как и прежде имеет свое место во всем и везде. Он делится с Максимом Эфесским своими горестями и тот пророчит гибель, однако благословляет на продолжение борьбы. Он отмечает, что время для понимания и возвращения людей к свободе еще не настало.

У молодого императора складывается не самая лучшая ситуация: его ненавидят, подданные и подчиненные чиновники в открытую устраивают саботаж его распоряжений, проповедники называют Антихристом. Юлиан слышит выступление одного из христианских проповедников и пытается разогнать толпу и вступить в спор, однако все настроены против него и сам он ни чего не может сделать.
Однажды Юлиан приходит в наполовину разрушенный храм Аполлона. Здесь он встречает жреца и его сына, который был от рождения глухонемым - это практически последние язычники. Когда император пытается возродить храм и приказывает вынести мощи святого христиан, последователи христианства поджигают сам храм и жреца вместе с сыном убивают.

Юлиан пытается восстановить свой авторитет и для этого выступает против Персии. Само начала выступления ознаменовано плохими приметами, однако останавливаться поздно. После того, как император одерживает несколько побед, он верит одному предателю и приказывает поджечь корабли - это становится фатальным решением и Юлиан вынужден отступить. Во время отступления к императору приходит его давняя знакомая Арсиноя, которая пытается уверить его в том, что он не может быть врагом Христа, он его главный последователь. Однако все, что говорит ему девушка, только раздражает Юлиана, и разговор заканчивается ссорой.
Наступает день последней, решающей битвы. Юлиан получает ранение, от которого в скором времени умирает. К власти приходит новый император, который является последователем христианства. Все друзья бывшего императора снова меняют свою веру, народ приветствует нового правителя Иовиана, все в полном восторге от возрожденных кровавых зрелищ.

Читатель видит финал этого повествования: Анатолий со своим другом историком исследователем Аммианом совершают плавание на корабле и разговаривают о Юлиане. В это время мы можем видеть Арсоною, которая делает статую, с лицом Христа и телом Диониса. Девушка рассуждает о том, прав или нет, был бывший император, она говорит о том, что необходимо как-то сохранить часть эленизма для последующих поколений и автор отмечает: в сердце ее было веселие возрождения.

ВОСКРЕСШИЕ БОГИ. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Действие книги второй проходит на рубеже XV - XVI веков в Италии.
В один из дней Чиприано Буонаккорзи, который был купцом и любителем - коллекционером античных вещей, обнаруживает Венеру - античную статую. Для проведения экспертизы он приглашает Леонардо да Винчи. Во время проведения экспертизы, Джованни Бельтраффио, который был учеником великого фра Бенедетто и теперь мечтает, но, в тоже время, боится, быть учеником великого Леонардо, вместе со своими знакомыми ведут беседу, в которой они обсуждают все странности в поведении живописца. В тоже время один фанатичный священник, всюду усматривающий воплощение сатаны, врывается в комнату и разбивает великолепную статую Венеры.
Решившись, Джованни Бельтраффио становится учеником Леонардо, который в это время строит свои летательные аппараты, одновременно пишет знаменитую в последствие «Тайную вечерю» и строит монумент герцога Сфорца. Ученики великого мастера не могут понять, как ему удается совмещать одновременно столь разительно отличающие проекты, а также, как ему удается одновременно заниматься богоугодными делами и меркантильной земной жизнью. Один из учеников, его имя Астро, разговаривает с Моной Кассандрой - колдуньей и чернокнижницей, которой он поведал о персиковом дереве, над которым Леонардо проводил свои опыты и в результате отравил ядом. Сам Джованни часто тоже забегает к Кассандре, которая, в конце концов, убеждает его уверовать в богов Олимпии, а когда колдунья, шокируя его своим предложением, предлагает отправиться с ней на шабаш, уходит. Сама девушка, или как ее называли - «Белая Дьяволица», перед празднеством ведьм, натирается специальной мазью, после чего отправляется на шабаш и становится супругой Люцифера-Диониса. Сам весь проводимый шабаш в конце превращается в оргию.
Читатель переносится во Фларенцию, где может видеть ее правителя - герцога Моро, который любит женщин и даримые ими услады, проводит дни со своей супругой Беатриче и двумя любовницами - Чечилией Бергамини и Лукрецией. В тоже время, Моро понимает, что в ближайшее время неминуема война, а потому он ищет поддержки французского монарха Карла VIII. Он также отправляет герцогу Джан-Галеаццо, который был его главным соперником, отравленные фрукты, предварительно украденные в саду великого Леонардо.
В это время, сам Леонардо предлагает различные проекты соборов и каналов, которые на первый взгляд выглядят чересчур смелыми и считается, что и выполнить будет не реально. Тут приходит приглашение от Джан-Галеаццо и Леонардо отправляется в Павию. После прибытия, Леонардо говорит, что невиновен в недуге своего друга, а фрукты, полученные от Моро и украденные из его сада, не были наполнены ядом. Однако, тем не менее, Джан-Галеаццо вскоре скончался. Эта смерть породила слухи о том, что великий Леонардо колдун и непосредственно причастен к смерти. Однако в это же время, мастеру дают поручение поднять гвоздь от Креста Иисуса к куполу храма, с чем Леонардо блестяще справляется.

Далее читатель может познакомиться с дневником, точнее с записями, сделанными Джованни Бельтраффио, в которых он рассуждает о своем великом учителе, его жизни и поступках. Он рассказывает, что Леонардо одновременно создает оружие, пишет «Тайную вечерю» и строит летательный аппарат. Он словно новый святой Франциск, то неожиданно, кажется своему ученику Антихристом. В один из дней, наслушавшись уговоров и обещаний, Бельтраффио покидает Леонардо, что бы стать последователем Савонаролы.
В это время, Савонароле получает предложение стать кардиналом, которое ему делает папа Александра VI Бордж - распутный и не сдержанный лидер католиков. Согласившись, он должен будет отказаться от дальнейшей критики двора папы, но он отказывается от предложения и собирает крестовый поход против Антихриста стоящего во главе церкви. Его последователь Джованни Бельтраффио участвует в этом походе, но когда он видит статую Афродиты, старые сомнения вновь всплывают и он вспоминает Мону Кассандру.
Во время похода, последователи Савонароле сжигают книги, грабят и рушат дворцы, уничтожают великие произведения искусства. На организованном костре сжигается множество исторических ценностей и среди них - картина Леонардо «Леда и лебедь». Когда бывший ученик видит это, он потрясен и не знает что думать и как быть, но его прошлый учитель - великий Леонардо, выводит молодого человека из фанатично настроенной толпы и после Джованни остается с ним.

Новогодний бал 1497 года, который организован герцогом Моро. Сам он разрывается между своей супругой и любовницами. На балу множество народа, среди которых присутствуют и русские послы, явно выражающие неодобрение античности итальянцев. Когда они разговаривают с великим Леонардо, то замечают, что третий Рим будет однозначно в России.

Жена Моро была беременна. И она уже давно подозревает своего благоверного в измене, но тут ей удается все-таки найти доказательства его связи с некими фаворитками. Однако, когда она получает сами подтверждения своих опасений и подозрений, у нее, раньше времени, начинаются роды, в процессе которых со словами проклятия в адрес супруга она скончалась. Сам герцог страшно потрясен случившимся и после этого целый год ведет самый богоугодный образ жизни, но о своих любовницах, впрочем, не забывает.
Крестовый поход Савонаролы заканчивается неудачно. Он не решается отправиться на предложенный ему костер и потому теряет уважение и влияние, после чего оказывается за решеткой. В это время Леонардо принимает участие в ученой дискуссии на вечере устроенном Моро, в процессе которой научно доказывает происхождение земли и лишь вмешательство самого герцога спасает великого мастера от того, чтобы не получить обвинение в ереси.
Приходит день, когда в Италию вошли войска Франции. Герцог Моро должен спасаться бегством, но в скором времени был схвачен и оказался в плену. Во время захвата солдаты громят дом Леонардо, отчего «Тайная вечеря» попадает в комнату, наполовину затопленную водой.
Великий Леонардо продолжает работать. Он пишет новые художественные шедевры, открывает законы отражения светового пучка, принимает участие в дискуссиях о достоинствах живописи в сравнение с поэзией. В это время он принимает приглашение от Чезаре Борджа и поступает к нему служить. Когда он оправляется в Милан, он заезжает в места, где провел детство и юность.
По пути, заехав в один придорожный трактир, мастер встречает Никколо Макиавелли, с которым ведет долгие беседы об этике, разговаривает о политике. Микколо уверен, что Чезаре Борджа может, своей беспринципностью, объединить Италию, с чем не соглашается Леонардо, который считает, что достижение настоящей свободы в знаниях, а не крови и предательстве.

Когда мастер прибывает ко двору Чезаре Борджа, то начинает много работать. Его ученик Джованни знакомится с Римом.
Перед самой своей смертью папа Александр VI узаконивает цензуру. После кончины покровителя у Чезаре Борджа дела идут не очень хорошо, несколько государств объявляют ему войну.
Леонардо вынужден вернуться во Флоренцию, а перед самым отъездом видится с Макиавелли. Они гуляют по Риму, говорят об античности, рассуждают о том, что они в чем-то схожи и оба боятся одного - открывать новое.
Наступает 1505 год. Великий Леонардо, сам того не понимая, влюблен в мону Лизу и делает ее бессмертный портрет. Во время сеансов они беседуют, говорят о многом: о Венере, вспоминают древние мифы, которые были давно позабыты. В это время у великого мастера появляются соперники: первый - это Микеланджело, который страстно ненавидит его, и второй - Рафаэль. Однако Леонардо не пытается доказать что-либо и потому не вступает в диспуты, считая, что у каждого из них свой путь.

В одну из своих последних встреч с великой моно Лизой, Леонардо поведал ей сказку о таинственной пещере, а вскоре после теплого прощания, мастер узнает, что его Джоконда оставила этот мир.
Леонардо принимается за новый проект, согласно которому он должен был построить новый канал, однако в тот раз у него не получается, и он отправляется в Милан. Здесь его ожидала приятная встреча со старым знакомым - Марко-Антонио, который был ученым астроном. В это время мастер начинает служить Людовику XII и пишет свой бессмертный трактат об анатомии.
Наступает 1511 год. Ученик Леонардо Джованни Бельтраффио встречает мону Кассандрой, которая внешне играет роль истинной христианки, оставаясь язычницей по своей сути. Девушка предрекает скорое падение христианства и говорит Бельтраффио, о том, что боги великого Олимпа в скором времени воскреснут из мертвых. В это время в Милан прибывает инквизиция, которой руководит фра Джордже - жестокий и беспощадный. В городе объявляют охоту на ведьм и вместе со многими, попадается Кассандра, которая в скором времени находит свою смерть в пламене костра.
Сама Италия горит в огне гражданской войны, и власть переходит из одних рук в другие. Леонардо в сопровождение своих учеников отправляется ко двору папы Льва X, но он не может здесь остаться, Микеланджело и Рафаель, которые были на пике своей славы и популярности строят козни мастеру.
В один из дней ученик Леонардо, Джованни Бельтраффио кончает жизнь самоубийством, а когда мастер прочитал дневник своего несчастного ученика, то понял, что причиной тому стало осознание факта единства Христа и Антихриста - это, по мнению Джованни было одно и тоже.
Леонардо начинают мучить болезни. Многие из учеников в это время перебегают к Рафаэлю, а сам мастер, рассматривая фрески своего оппонента Макеланджило, испытывает восторг и истинно радуется, что в своем мастерстве тот стал выше его, но в своих замыслах пока не может сравниться.
В скором времени Леонардо отправляется служить Франциску I - французскому монарху. Франциск I дарит мастеру замок, а он работает много и напряженно. Именно в это время он решает написать «Иоанна Предтечу», по замыслу похожего на Вахха и Андрогинна. Когда в мастерскую, где работал Леонардо, приходит король, то он решает купить портрет Джоконды и «Предтечу», а «Мону Лизу» мастер просит оставить до времени, пока не покинет этот бренный мир, на что Франциску I соглашается.

Наступает день праздника, на котором король празднует день рождения своего сына. На это событие съезжается множество гостей. Есть среди гостей и русские, которым не по нраву западная живопись со своей человечностью и противопоставляют византийскую иконопись со своей строгостью.
Наступает день и великий Леонардо умирает, так и не закончив постройку своего летательного аппарата.
АНТИХРИСТ. ПЁТР И АЛЕКСЕЙ
Наступил 1715 год. Старик проповедник Лариона Докукина читает свою проповедь и его слушает царевич Алексей. Ларион говорит о том, что уже скоро явится Антихрист и всячески проклинает великого Петра. Молодой Алексей говорит, что когда он будет у власти, что все будет совсем по-другому. Самому царевичу необходимо в этот день отправляться на празднование в Летний сад - именно сегодня должна быть установлена Венера. В парке, во время прогулки Алексей встречает своего отца, потом чиновника Аврамова, который говорит о том, что христианская вера забыта , а все поклоняются языческим богам. Доставленную статую Венеры, той самой, которой молился великий Юлиан, той, которая вдохновляла учеников Леонардо, распаковывает сам Петр. Все присутствующие были обязаны поклониться прекрасной Венере. Вспыхивают разноцветные огни фейерверка. Собутыльники Петра Алексеевича прибывают по воде на бочках - это члены Всешутейского Собора переодетые в Бахусав. Во время речей свое слово говорит Аврамов, который объявляет языческих богов бесами. Постепенно беседа переходит о чудесах, и Петр дает распоряжение принести икону, способную творить эти чудеса. Когда икону доставили, Петр показывает ее секрет - спрятанный механизм, который и заставляет икону плакать. В это время начинается гроза и гремит гром. Все в панике бегут в разные стороны. Икона валяется на земле, и кто-то, наступает на нее и рамка ломается. Все это наблюдает пораженный Алексей.

Далее читатель видит другую компанию, которая расположилась на другом берегу реки в это же самое время. Вокруг огня собрались беглые солдаты, кликуши и матросы. Все говорят о Петре и пророчат скорый конец света и явление антихриста. Все надеются только на его наследника - богоугодного Алексея. В скором времени все расходятся, и Корнелий подзывая своего ученика по имени Тихон, который был сыном стрельца казненного Петром и прошел весь путь дворянина от обучения, в которое был направлен силой до заграницы и навигационной школы. Корнелий предлагает Тихону сбежать из Петербурга. Сам Тихон вспоминает в этот момент комментарии Ньютона о грядущем конце света и то, что говорили его учитель Глюк с генералом Брюсом. Учитель, немец Глюк, звал Тихона идти дальше за государем, но он выбирает поиски града Китежа и отправляется на восток.
Царевич Алексей отправляется к царице Марфе Матвеевне, которая почти обезумела и у нее получает послания от своей матери, которая была насильно острижена и сослана в монастырь. Все уговаривают Алексея ждать смерти его родителя и держаться.
Далее читатель может видеть дневник одной дамы, по имени Арнгейм, которая была фрейлиной супруги царевича Щарлоты и довольно образованной. Она не может понять одного: как может совмещать в себе одном царь Петр две противоположности - варварство и стремление к европеизации. Она подробно описывает нрав Петра и строительство города на Неве. Кроме всего прочего, она рассказывает драму отношений Алексея и его жены, которую он не любит. Кроме всего прочего, она подробно описывает смерть последней русской царицы Марфы Матвеевны.
Далее мы можем видеть дневник самого царевича. Он не принимает и горюет о замене православия на лютеранство. Подробные комментарии указов отца, и записи о том, в каком положение находилась церковь, сочетается с его мнением о том, что Петр и есть антихрист.
В один из дней, в доме Апраксина, Петр решает провести ассамблею, не смотря на то, что был предупрежден о скором наводнении. Во время беседы и призыва убрать иконопочитание, а также закрыть все монастыри, в дом неожиданно прорывается вода. Сам государь принимает активное участие в спасение бедствующих людей и вскоре после того сильно заболевает. Появляются слухи о скорой кончине государя и к царевичу начинают приходить чиновники всех рангов с заверениями своего почтения и верности. Зашедший Ягннатьев говорит Алексею о том, что бы он ни в коем случае не отступался.

Однако Петр поднимается и ему становятся известны все подробности поведения его наследника. Алексей отправляется на исповедь и хоть ему отпустили сам грех желания смерти своему отцу, царевич понимает то, насколько сильно церковь зависит от большой политики. Государь разгневан на своего сына и желает лишить его всего наследства, на что царевич просит позволения уехать в монастырь. Однако Петр сознает, что это не решит вопроса и предлагает своему отпрыску исправиться.
Государь отправляется за границу. Царевич едет в Москву, гуляет по Кремлю, вспоминая свои детские дни, осматривает запустение и разруху. Он думает о том, как он любил своего отца и как постепенно стал ненавидеть и боятся.
В это время царь вызывает своего сына в Копенгаген, где находится сам. Царевич выезжает, но по пути не решается появиться перед государем и бежит в Италию вместе со своей любовницей Евфросинией. Здесь он просит покровительства австрийского цесаря и прячется от своего отца. Находясь в Неаполе, Алексей ведет активную переписку с сенаторами в городе на Неве. В своих письмах он пытается всех настроить против самого отца и его дел. В любовнице, он в один из дней узнает Белую Дьяволицу и очень напуган, но решает поклониться этой новоявленной Венере.
В Италию отправляются граф Румянцев и Петр Толстой, которые различными угрозами и уговорами привозят царевича в Россию. Одним из аргументов было письмо от отца, в котором он обещает простить своего непутевого сына.
Петр, когда узнает, что Алексей едет домой, долго не может решить того, как поступить с ним: с одной стороны, если казнить, то Петр губит себя, но не казнить, значит погубить, в конечном итоге, Россию и все, чего он добился. В результате, государь решает в пользу России.
Когда его сын появляется в Петербурге, царь лишает его престолонаследия. В разговоре с сыном Петр упоминает о связях с матерью, о его подготовке смены власти. Сам Алексей, воспринимает царя, как антихриста и не иначе. По приказу государя арестовывают всех, кто хоть как-то поддерживал отношения с его сыном и после, следуют казни. Заступивший новый архиерей произносит свою проповедь, в которой говорит о власти и царской чести. Алексей понимает, что церковь полностью подмята силой его отца. Против власти Петра в открытую выступает Ларион Докукин, царь возражает, но уже усталым голосом, а потом велит арестовать.

Дальше автор вновь переносит читателя к жизни Тихона в скиту у раскольников. Мы можем видеть, как одна женщина - Софья призывает молодого дворянина к самосожжению. А один из старцев говорит, что Петр не Антихрист, настоящий придет к власти посредством ласки и любви, а после, во истину станет страшен. Однажды Тихон стал очевидцем братского схода раскольников. Он видит, как отцы ссорятся из-за правил проведения обрядов. В это время становится известно, что к раскольникам движется отряд, который должен разогнать их. Старцы принимают решение устроить показательное массовое самосожжение. Тихон пытается уйти, но Софья отдается молодому человеку и уговаривает остаться со всеми. Во время пожара, Корнелий сбегает через скрытый подземный ход, а вместе с ним уходит и Тихон. Он уже после этого разочаруется в лицемерии раскольников и сбегает.
Снова читатель может видеть царевича Алексея, который чувствуя скорую свою кончину пьет и страшится своего родителя, в глубине души надеясь на то, что еще будет прощен. Во время очередного допроса ему становится известно, что любовница предала Алексея. Не выдержав, царевич признается в том, что готовил бунт. Царь бьет своего сына, а церковь не пытается подействовать на государя и спасти царевича от неминуемой казни. Сам Петр осознает, что за все произошедшее, он один несет полную ответственность.
Во время суда над царевичем, Алексей громогласно обвиняет своего отца клятвопреступником, проклинает Петра и говорит о том, что он и есть Антихрист. После этого, не выдержав пыток, он подписывает признания. В скором времени Алексей умирает, так и не дождавшись назначенного дня казни.

Когда Тихон покинул старца, он становится членом одной секты еретиков. Само учение напоминало языческое. Во время одного из обрядов Тихон должен был убить маленького ребенка и его нервы не выдерживают. Он восстает против сектантов, и только подоспевшие солдаты, смогли спасти его от верной смерти. Самих сектантов поголовно казнят, а Тихон, получив прощение, остается жить у Феофана Прокоповича, где служит библиотекарем.
В разговорах образованных знакомых Феофана, Тихон начинает усматривать не пресвященную веру, а скорее атеизм в его извращенном виде. В конечном итоге, молодой человек убегает и попадает к монахам, которые также не могут объяснить многого. Он продолжает свои поиски и в одном лесу встречает старика Иванушку с апостолом Иоанном. Эта встреча провозглашает третий завет, который будет царством духа, а уверовавший Тихон становится первым последователем новой церкви, после чего уходит к людям нести свет истинны.

Краткое содержание трилогии «Христос и Антихрист» пересказала Осипова А. С.

 

 

 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Христос и Антихрист». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.