Краткое содержание: СБОРНИК «Русские сказки»

ПОВЕСТЬ О БОГАТЫРЕ БУЛАТЕ

                Вся жизнь князя русов Желатуга проходит в борьбе с мятежными народами населяющими Финляндию. Те земли уже когда-то завоевывали и его дед Рус и даже брат деда Славен. Все слабее и слабее становится государство Русов, а всё из-за междоусобных войн между племенами. Пользуется этим царица бриттских островов Царь-девица и нападает со своим войском на город Руссу и грабит его. Не может пережить такой печали и грусти Желатуг. Он умирает и оставляет после себя только своего сына Видимира. Воспитывает молодого царя полководец и бывший вельможа Желатуга Драшко. Главная причина междоусобных войн и мятежей это установления. По ним покоренные финны имеют значительно меньше прав, чем коренное население Руси. Драшко это понимает, и первым делом уравнивает всех в правах. Мятежи вскоре совсем прекращаются.

                Проходят годы, и доселе молодой царевич становится совсем взрослым. Пришла пора ставить его на престол. Чтобы  править, молодого царя нужно венчать на царство. Однако, короны его праотца Руса, которая по древним славянским обычаям должна возлагаться на голову будущего царя - нет. Корона находится у Царь-девицы. Взяла она ее вместе с другими сокровищами. У короны этой великая сила. Она дает Русам победу во всех сражениях. А по древнему преданию, корона упала с самого неба. Молодой царь и сам понимает, что без короны ему не видеть твердыни своей власти. Но и войной на Царь-девицу идти о не может. Ведь нет у него флота, чтобы доплыть до ее островов. Да и оставить государство одно он не может, успокоились пока финны, но могут в любой момент поднять мятеж. И приводит к Видимиру его старый друг и воспитатель Драшко сильного Булата. Поговаривают, что он в одиночку разбил целое войско римское, побив целую когорту римлян своей дубиной. Раньше служил могучий Булат у аварского короля. Ну вот и ладья уже варяжская готова на озере Ирмере. Садится в нее могучий богатырь и плывет в дальнюю страну. Путь могучего богатыря лежит через Ладожское и Варяжское озера. А выход после них в прямой Океан. Но поджидает его на океане страшная буря. Думает богатырь, куда ему свою ладью направить и видит остров небольшой. К нему и плывет. Как подъехал к поляне богатырь и его взору открылся бой льва со змеем. А около них лежит золотой сосуд. Решает Булат помочь льву и убивает своей дубиной змея. А лев тот превращается в седого старца. Старец говорит ему, что убил Булат не змея, но черного мага и чародея Змиулана. Берет в руки свои старец тот золотой сосуд и ведет могучего Булата к пещере. А около пещеры той стоит каменный жертвенник и истукан божества Чернобога. Подходит старец к Булату и рассказывает ему всю историю.

ПОВЕСТЬ О ЗЛАТОМ СОСУДЕ

                Много людей уже стало в долинах Сенаарских. Вожди племен хотят найти новые места для расселения. Рус посоветовался со своими собратьями и выбрал движение на север страны. Тем временем,  его отец Аспарух хочет найти тайное средство, которое может сделать его народ самым сильным на земле и непобедимым. Аспарух знает тайную каббалу и владеет другими черными знаниями. Приходят в Аланию Аспарух и его ученик Роксолан. И решают уйти на гору Алан. Дело великое их ждет на той самой горе. Все свои знания собирают они воедино и из самых маленьких частиц создают они золотой сосуд и венец великий. Заключена в реликвиях этих великая сила русского народа. Аспарух вложил в нее все свои магические знания и навыки. Берет в руки Аспарух венец великий и золотой сосуд и несет их к алтарю Чернобога. Чернобог тот повелитель всех тайных наук и каббалы. Приготовлена и жертвы уже. В золотых клетках сидят сорок воронов и сов черных и девять черных шерстью своей овнов. Последовали магические заклинания Аспаруха. Поднял вихрь их обоих в небо и отнес к северному пупу всей Земли. Превратились они там в ледяные глыбы и спустились в расщелину Земли. Бушуют багровые реки в той расщелине и волны высокие ударяются о края скал. А перед ними появились ворота Чернобога.

                Встал перед ними сам Чернобог в образе человека. Великий бог черной науки ждет слов и вопросов их. Просит его Аспарух за судьбу славян. Просит, чтобы они были велики вовеки. И судьба их пусть останется во веки веков и чтобы народы все окружающие их боялись. Взял Чернобог в свои руки человечьи книгу судеб и стал читать ее вслух. Предрек Чернобог славянам великое процветание и победы во всех их битвах и войнах. Но с условием, что славяне будут как зеницу ока своего хранить те законы, которые прописаны на великом венце. Если не будут выполнять славяне законов, которые прописаны в венце, то постигнет их великая смертная участь. Но в это время придет на помощь золотой сосуд, который соберет в себя все напасти и уравновесит их. Аспарух будет по завету Чернобога хранителем золотого сосуда. А когда Аспарух умрет, его приемником должен стать Роксолан. Чернобог источает из своих уст длинные языки огня. Этим огнем он пишет на великом венце и золотом сосуде права и обязанности государя. Взяв с собой золотой сосуд и великий венец Аспарух и Роксолан уходят от Чернобога на самый юг по землей. Пройдя долгие дни, они, наконец, доходят до своей пещеры, которая находится на священной горе Алан. На своем пути Роксолан начинает читать заповеди государя. Они гласят, что государь должен быть стражем и отцом своему народу и слугой его. Когда Аспарух и Роксолан приходят в пещеру, то сооружают волшебный золотой ковер, который сделан из перьев всех птиц. Роксолан берет в руки волшебное зеркало, которое ему подарил Чернобог и видит в нем, что русы побеждают и аланов и финнов. А после великих побед создают 2 больших государства со своими столицами.

                Аспарух хочет пообещать своему сыну Русу помощь всех богов. Для этого они ему дадут с неба великий венец. Об этом он говорит своему другу Роксолану. Этот обман нужен, говорит Роксолану Аспарух. Идея благого обмана заключается в том, что когда весь народ руки соберется на моление и сам молодой царь будет там, то Аспарух пролетит по небу на своем волшебном ковре из перьев всех птиц. Затем пустит дым и свечение, и спустит на своего сына с неба великий венец. А когда тот возьмет его в руки, то просто обрежет нить. Тогда по замыслу Аспаруха все простые люди, которые будут видеть это величайшее чудо, будут думать, что молодой царь есть святейший. И станут они  более храбрей и преданней в бою. А сам молодой царь будет править и придерживаться заветов, которые ему предначертал Чернобог на великом венце. Наступает утро и Рус в сопровождении своего отца и толпы людей идет на холм бога Перуна. Истукан Чернобога в этом время несут на своих руках жрецы руси. Кроме того, несут они и овнов для сожжения. Овнов с черной шерстью они несут Чернобогу в дар, а с белой шерстью для Перуна. Весь народ встал напротив Руса и ждет благоговения великого чуда. Аспарух подлетает на волшебном ковре к голове Руса, появляется дым и свечение, и на голову его сына спускается великий венец. Самый главный жрец берет великий венец и переписывает все фразы, которые на нем написаны в книгу. Отец Руса уводит его во дворец и там уже говорит обо всех обязанностях государя. Как только Рус узнал от своего отца об его обязанностях, Аспарух покинул его. Сами Аспарух и Роксолан перемещаются на волшебный остров в далеком Северном океане. А золотой сосуд будут охранять две тысячи светлых духов.

                После того момента, как Рус стал государем прошло уже двести лет. Аспарух все время наблюдает в волшебное зеркало за состоянием государства. Он видит через него все те несправедливости, которые коснулись народов Финляндии. Но Аспарух ничем не может помочь отечеству. Потому что это ему запретил делать сам Чернобог. Аспарух имеет право только хранить золотой сосуд, который заключает в себе всю историю и будущую судьбу народа Русов. Аспарух придумал наводить сон на государей Руси, и приказывать своим духам приходить к ним и предупреждать о том, что русов и финнов надо уравнять в правах, иначе не избежать мятежей и упадка государства. Но государи, к сожалению, никак не реагируют на пророческие сновидения, посылаемые Аспарухом. Прошло еще девятьсот восемьдесят лет. Уже старый Аспарух умирает и на его место встает Роксолан. Теперь он в праве хранить золотой сосуд. Он также, как и Аспарух наблюдает за государством через волшебное зеркало и чрезвычайно печалится всем тщетным попыткам Желатуга хоть как-то спасти свое родное государство.Во всем виноваты злые духи, которые стоят за финнами. Именно они сделали так, чтобы русы руководили финнами. А те, в свою очередь, делали мятежи и беспорядки в государстве. Всем злым духам покровительствует главный дух по имени Астарот. Но он управляет финнами не один. У него есть два его верных помощника – Астульф и Деномах.Астарот очень боится, что русы могут понять тайный смысл законов, которые написаны на великом венце, и таким образом объединится с финнами в один народ и покончить с Астаротом и его властью. Поэтому Астарот говорит своим помощникам, что им в любом случае необходимо воспользоваться тем, что русы не понимают истинного смысла заветов.

                Для того, чтобы победить волю руссов, Астарот придумывает коварный план. Он хочет украть золотой сосуд, в котором хранится прошлое и будущее русов. А для выполнения этого злодейского плана, он намерен использовать человека. Для этого Астарот выкрадывает из одной старой деревки младенца, который бал зачат в черный день от порочных родителей и приносит его к себе во дворец, который находится на Валдайских горах. Там он каждое утро поит младенца специально принесенной для этих целей змеиной кровью. Там образом человек этот превращается в Змиулана. Именно он должен походить золотой сосуд русов. Астарот учит его всему, что знает сам. Это и черные науки и чародейство. Подчиняет во власть Змиулана сотни демонов и чертей из самого Ада. Проходит время и младенец вырастает. Он видит свою главную цель в жизни убить Роксолана. Для того, чтобы Змиулан никуда не ушел после битвы вместе с золотым сосудом. Для этого он дает Змиулану расписку и тот расписывается на ней своей собственной кровью. Теперь душа Змиулана полностью принадлежит Астароту. Астарот говорит Змиулану, что победить русов можно только если они потеряют или утратят свой великий венец. Тем самым русы прогневают всех великих богов и те, в свою очередь, полностью лишат их своего могучего покровительства. А когда не станет у них покровительства, можно будет придти к Роксолану  и беспрепятственно взять у него золотой сосуд. Но не пустят черного Змиулана решать земные дела боги света. Для этого нужен человек, который сможет совершить воровство золотого сосуда.

                Очень долго совещались черные боги и Астарот и, наконец, выбрали в исполнители - Царь-девицу. Она властвует над злыми разбойниками бриттами. И тоже желает понять и научится тайным знаниям. А Змиулан приходит к ней и говорит, что без великого венца ей никогда не завоевать власти на земле и не победить русов. Прошло немного времени и Змиулан становится ее наставником. Для этого он оборачивается двенадцатикрылым змеем и прилетает ко дворцу Царь-девицы. Предстает перед ней и говорит, что он великий маг и чародей и сотни демонов из Ада его слуги. Предложил он Царь-девице такйным наукам у него обучаться , но из-за особого расположения звезд и созвездий на небосводе в самый момент ее рождения, не смогла она постичь всех знаний в совершенстве. Говорит ей тогда Змиулан, что для того, чтобы полностью познать все науки, нужен великий венец, который сейчас находится у русов. И предлагает ей им завладеть. Показывает ей Змиулан столицу государства Русов. Не осталось там крепких стен и  башен со стрельцами. Почти полностью утратило силу государство. Но Роксолан через свое волшебное зеркало все видит и решает послать вещее сновидение царью русов Желатугу. Но тот не внимает советам Роксолана и уже не в силах влиять и властвовать над своими придворными и войнами. Поэтому Царь-девица без особого труда похищает великий венец и приносит его Змиулану. А тот взамен этого, обучает ее тайным наукам и каббале и подчиняет ей чародея Астульфа. Любопытна Царь-девица всеми знаниями над всеми частями света Земли. Каждый день Астульф ей рассказывает где и что происходит.

                Рад Змиулан, что теперь нет у русов великого венца. Осталось только побороться с Роксоланом, чтобы забрать у него золотой сосуд. Для этого Змиулан приготовил себе волшебную непробиваемую броню. Сделана она из нитей золотых, которые не могут разорваться. Роксолан понимает свое положение и устремляется что есть силы к Чернобогу в его пещеру. Предстает перед ним Чернобог и говорит ему тогда Роксолан, почему мол сделал так и наслал на государство русов Змиулана. Ответил на это ему Чернобог, что русы должны исправиться. Народ должен почитать своего государя, а государь должен исполнять те наставления и заветы, что написаны на великом венце. А пока они такого не делают, что намерен он силой исправить положение. Поэтому и наслал на них Змиулана. Знает Чернобог задумки Змиулана и броню его непробиваемую тоже ведает. Для великой битвы дает он и Роксолану волшебную шкуру с когтями. Только эти когти могут пробить те золотые нити. Говорит ему также Чернобог, что даст помощника их рода человечьего, но Роксолан должен быть с ним с самого его детства. И опекать его должен и наставления давать. Не может Роксолан уйти из своей пещеры и бросить золотой сосуд. Для воспитания богатыря он наделяет его духом светлым, именно он будет всю жизнь опекать война. А в качестве боевого оружия, ниспослан он Булату дубину волшебную, в которую вставлен коготь из шкуры Роксолановой. А когда началась битва великая за золотой сосуд. То именно в этот момент и пришел Булат на помощь Роксолану и разбил голову Змиулану и всех духов злых и демоном он убил этой дубиной.

                Вот и закончил свою историю Роксолан. Теперь Булат знает кому помог. Принес Роксолан Булату и волшебное зеркало и стал ему показывать тот самый дворец, в котором живет Церь-девица. И увидел Булат, что никто не охраняет стен его. Ибо самонадеянная Царь-девица никого не желает ставить возле ворот ее, чтобы не мешали заниматься ей чародейством и черной магией. Астульф только сидит возле нее и предупреждает, что много раз пытался он Булата убить, но не смог. Ибо черные чары не могут на него подействовать. Царь-девица не верит Астульфу. Она сама хочет убить Булата, с помощью своей великой магии. Собирается Булат в дальнюю дорогу и через некоторое время приходит к самому дворцу Царь-девицы. Она выходит к нему вся красивая, ибо главное оружие женское это красота. И соглашается отдать ему великий венец русов. Приглашает она его к себе в палаты и там за прочими яствами подмешивает ему в вино тайный порошок. Снадобье которое может усыпить Булата. Но устоял Булат и во время, пока она спала разорвал все ее черные книги, взял великий венец и завладел ее спящей. Но понял Булат после всего, что сделал и спешно покинул дворец Царь-девицы.

                Уже долгое время странствует по всему белому свету Булат. Никак не может найти дороги обратной к русам. Пустыни Полянские величественны по своей широте и падает среди них он в полном изнеможении. Но его находит там Роксолан в обличии волшебного льва и уносит к государю Видимиру. Венчают Видимира на царство всем сущим государством русов. Но в это время приходит волнующая весть. Царь-девица стоит у Ирмер-озера вместе со своим войском. Приходит к ним Булат и видит в шатре Царь-девицу и люльку возле нее с младенцем. Она рассказывает Булату, что это его сын и она намерена биться с ним, дабы смыть с себя весь позор. Но в тайне любит она Булата и у него в ответ к ней просыпается чувство любви. Смягчается Царь-девица и решают они вместе с Булатом венчаться браком. Государь Видимир принимает их у себя во дворце и процессия великая проходит там же. После чего Булат уезжает вместе с его молодой женой к бриттам и там просвещает их. Бритты утрачивают желание разбойничать и становятся верными друзьями русов. Роксолан решает перенести золотой сосуж русов к Чернобогу во дворец. Там он становится первосвященником. Видимир и народ руси чутко следует наставлениям, которые начертаны на великом венце. А когда государи последующие отступают от них, то пропадает золотой сосуд и все фразы написанные на великом венце сглаживаются. Но Роксолан уже знает, что скоро вновь прославиться отечество русов.

 

Краткое содержание СБОРНИКА «Русские сказки» пересказала Осипова  А. С.

 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «СБОРНИК «Русские сказки»». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.