Краткое содержание: Соборяне

Рассказ пойдет о жизни как она есть Старгородских попов: протоиерея Савелия Туберезова, батюшки Захара Бенефактовича и простого дьяка Ахилла Десницина.


Туберозов был бездетным, но, несмотря на это сохранил энергию молодого парнишки и доброту в сердце. Бенефактов был скрытным человеком, воплощал в себе смирение в этом мире. Дьяк Ахилла бы силен, настоящий богатырь. Он умел красиво петь, именно из-за увлечения к песне получил прозвище "уязвленный". Главный предводитель Дворянинов привез в Петербург три трости: две были с золотыми ручками, а одна с серебренной, которая досталась Ахилле. Это навело большие сомнения на равенство в поповской жизни. Туберозов, взял две тросточки и увез в город на гравировку. На своем он сделал надпись " Ааронов жезл расцвел", а на трости Захария - "Даде в руку его жезл". Трость Ахиллы он спрятал под замок, так как по рангу ему она не полагается. Легкая реакция Ахиллы привела к тому, что Туберезов перестал говорить с ним. Во время службы, Туберезов ведет книгу, в которой описывает какая добродушная у него жена, как он знакомился с барыней Плодомассовой и её смешным слугой, как бедняки опекают мальчиков-сирот. Ахилла полон злости перед учителем Варнавой Препотенским, так как он ставил опыты над утопленником.

Когда наступает день Мифодия Песшонского, все жильцы Старграда идут на реку, дабы искупаться. Ахилла, выезжая на коне из реки, рассказал, что отобрал кости утопленников у учителя, но их опять похители. Доктор осыпает дьяка словами неизвестного похождения, а тот в свою очередь, обещает прекратить безобразие в городе и просит отныне называет его "Воин-Ахилла". Валериан Николаевич Дарьянов к просвире Препотенской, и застав её детище Варнаву. Он сообщил, что научным способом расписал Туберозову неверное исчисление праздников, и вообще считает, что такие как он медлят развитие науки. Мать отдала кости утопленника Ахилле. Сам Препотенский отправился к Дарье Бизюкиной, которая дала ему платочек, который носят на шее. Варнара возвратил кость, его мама их захоронила, но их боров их выкопал. Просвирня расклевывает, что их сын хороший, но очень порченый, в тот период времени, когда он содержит её.

Варнава встречается с дьяком, и получает от него нужные ему кости, которые получает Бизюкина. Он отдал их ей, потому, что за ним может идти слежка со стороны духовников. Прототоп очень боится, что из-за данной ситуации, многие могут воспользоваться моментом. Ахилла привел Данилку, который подтверждает, что дождь, которого не было очень долго, пришел благодаря природным процессам. Прототоп выгоняет его, считая, что он еретик, и призывает Ахиллу не злорадствовать. Жители города думают, что Данилка повторяет слова Варнавы.


Когда исправница праздновала свой день рождения, к ней в гости приехали сестра и карлик. Николай Афанасьевич рассказал, что умершая утешительница отпустила на волю всех родственников, и хочет женить Николая на карличихе. Прототоп признался Туганову, что житие без цели и веры к предыдущим поколениям губит Россию. Тот назвал его Маньяком.В городе появились ревизоры Борноволоков, который был товарищем по университете Бизюкина, а также Термосесов, который любил пошантажировать первого, как прошлым революционером. Женщина Бизюкина, которая готовилась к встрече, наслышалась о подобаниях людей и начала выбрасывать из дома все ненужные вещи, также снимает иконы со стен. Она активно играет с детишками во дворе, заигравшись, испачкалась. Ее заставили помыть руки, а в отвечая она влюбилась в приехавшего гостя. Сам Термосесов подтверждает готовность отомстить врагам, дьяку и прототипу. Он рассказал о своих намерениях Борноволкову, и он разрешает ему начать месть.


При знакомстве Термосесова с Варнавой, он заставляет Данила поставить свою подпись под жалованиями ревизора на дьякона. Благодаря услугам почтальонши, он приказал Борноволкову указать его имя в письме, будто он опасный человек. Батюшка Савелий бросил курить, и отказался от слов в сторону Ахиллы, и едет к благочинию. По дороге обратно он почти не умирает в грозовую погоду, и почувствовал, что живет не своей жизнью, просит всех чиновников прийти к нему на службу. Данные слова в город восприняли как заговор к революции. У Прототопа началось трудное время в жизни. За него идут горой Ахилла и Николай. Сам Савелий не хочет подчинятся, но его считают соучастником. Наталья Николаевна, которая приехала к мужу, работает не покладая рук, и заболевает. После осложнений, будучи в предсмертном состоянии, ей во сне пришел Ахилла и сказал, чтобы она молилась за мужа. Ахилла начинает жить с Савелием, который боится выходить на улицу, на архиерей забрал его в синоду. В своих письмах Ахилла вспомнил про Варнаву, который уже женился. Вернувшись из синода Ахилла стал утверждать, что Бога нет, а люди работают ради питания, и высказываясь незнакомыми словами всех удивляет.


Умирает Туберозов, и карлик получает разрешение от запрещения. Ахилла погрузился в себя и назвал умершего мучеником, зная о сопереживаниях покойника, и говорит всего одно изречения на его похоронах: "Но возрят нань его, же прободоша". Ахилла поражен утратой Савелия, не выходит на улицу. Дьяк продал все свои нажитки, для того, чтобы поставить памятник другу, и поехал к Тугонову за дельным словом. Туганов дал ему денег, и Ахилла смог сделать на могиле Савелия, монумент в виде пирамиды. Тут неожиданно умирает Николай Афанасьевич, Ахилла почувствовал, что скоро и его черед. В городе появился человек, ворующий кресты на могилах. Сам Ахилла сказал, что выведет негодяя на чистую воду. Им является Данилка. Во время празднования Чистого воскресения поповка нуждается в обновлении.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Соборяне». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.