Краткое содержание: Уроки немецкого

Зигги Йепсену, отбывающему наказание в гамбургской колонии несовершеннолетних, из-за не сданного сочинения по теме «Радости исполненного долга», назначается в качестве штрафа - урок немецкого языка. В карцер, где юноше предстоит обновить свои знания, провожает его любимый надзиратель - Йозвиг. Зигги Йепсену привиделось сухое лицо его отца - Йене Оле, служившего в полиции Ругбюльска простым постовым. Память Зигги возвращается к 1943 году, в прохладное апрельское утро, тогда его отец, на велосипеде, накинув неизменную накидку выехал в город Блеекенварф, к своему давнему знакомому художнику Максу Людвигу Нансену, для того, чтобы передать полученный накануне из Берлина приказ, который запрещал художнику заниматься живописью. Макс Людвиг Нансен не высокого роста, подвижный и старше Йенса на восемь лет. И в непогоду и в жару его неизменно украшают шляпа и серо-синий плащ. Получив от Макса уведомление о запрете и узнав, что за выполнением предписания поручено следить полицейскому, художник возмущенно замечает, что художника невозможно проконтролировать и запретить писать картины, так как существуют еще и не видимые полотна. Зигги вдруг вспомнилось, как будучи десятилетним мальчиком он наблюдал как подозрительность полицейского толкала последнего к различным проискам и интригам в отношении художника, именно об этом решил написатьЗигги в штрафной тетради, конечно не позабыв и о желание учителя, чтобы он изложил радости, которые достаются от исполнения долга.
Так Зиги, отдыхая на побережье Северного моря вместе со своей сестрой которую звали Хильке, а также женихом ее, по имени Адди ищет яйца чаек, а, напуганный разразившейся грозой, бежит в деревянную кабинку художника, из которой тот заворожено наблюдает за волнами и небом, за красками их движений. Зиги видит на мольберте художника чаек с длинными сонными физиономиями, напоминающими полицейского из Ругбюльска. А придя домой, мальчишку ожидает наказание, болезненная мать молчаливо соглашается и отец избивает его палкой только за то, что он задержался у художника. Еще один приказ поступает из Берлина - изъять картины художника, написанные им за последний двухлетний период, и полицейский Йене снова привозит письмо в дом Макса, в котором в это время празднуют шестидесятилетний юбилей доктора г-на Бусбека. Хрупкий и маленький Тео Бусбек был самым первым, кто заметил, а после многие годы материально поддерживал художника Макса Нансена. Теперь же в присутствии Бусбека полицейский составляет список картин, которые подлежат изъятию и при этом откровенно предупреждает художника, чтобы он остерегался. У художника рассуждения полицейского вызывают только отвращение и он обещает ему продолжать писать невидимые картины.
В это время воспоминания Зиги прерываются, в дверь стучит надзиратель, и в камеру заходит молодой врач-психолог Вольфганг Макенрот. Психолог намерен написать дипломную работу. Молодой ученый надеется на помощь несовершеннолетнего осуждённого, он обещает Зиги выступить в суде в качестве свидетеля защиты и попытаться заработать его освобождение Зиги из колонии, назвав в научном мире чувство страха, являвшимся причиной преступных деяний Зиги - фобией Йепсена. Мальчик понимает, что среди множества психологов заполонивших данную колонию, превративших ее в научный полигон, это единственный специалист, кто заслуживает его доверия. Усевшись за щербатый стол Зигги отдался воспоминаниям о далёком летнем утре и своем доме, куда с осторожностью пробрался Клаас, его старший брат, сбежав из тюремной больнички г.Гамбурга, помещенный по доносу отца за попытку дезертирства, после того как дважды прострелил себе руку. Брата от боли и страха бьет озноб. Зигги решает спрятать его в помещении старой мельницы, где в тайнике у него запрятана коллекцию драгоценных на его взгляд картинок с изображением всадников, замков и ключей. Оба брата сознают, что их родители, не задумываясь, исполненные долгом, выдадут своего сына, преследователям облаченным в чёрные кожаные пальто, с неистовством ищущих беглеца. Не надеясь на мельницу, и исполненный последней надеждой на спасение, Клаас упрашивает Зиги повести его к Нансену, полюбившему Клааса за его талант и неоднократно изображавшего юношу в своих картинах.
Ведя ежедневное наблюдение за Нансеном и обуреваемый подозрением, что художник продолжает свое творчество, рисуя невидимые никому картины, полицейский Йепсен отнимает у художника папку с чистыми листами.
Три с половиной месяца прошло, когда Зигги Йепсен приступил к своему сочинению про радости исполненного долга. Все это время психологи изучают его поведение и пытаются диагностировать его состояние, директор же, листая исписанные Зигги тетради, не скрывает, что тот написал достаточно добросовестную работу и заслуживает того, чтобы возвратиться в общий строй таких же как он. Однако сам Зигги считает, что он еще не до конца написал работу, его исповедь далеко не закончена, поэтому он с легкостью добивается от директора колонии, чтобы его оставили в карцере, поскольку ему нужно донести до всех что бывают не только радости долга, но и его жертвы. Зиги, вместе с сигаретами, получает от Макенрота еще и очерк о художнике Нансене, именно Нансен, как убежден психолог, имел сильнейшее влияние на Зиги, что не могло не отразиться на психологии подростка. Зигги вспоминается, что как то вечером, через светомаскировку, натянутую на окно отец следит за художником рисующим резкими короткими ударами кисточки полотно, на котором изображен человек с алой мантией и еще кто-то с ним, исполненный страхом. Зиги кажется, что страх имеет лицо его родного брата Клааса. Заметив за собой слежку, вспылив, Нансен решается на отчаянный шаг, он разрывает на мелкие кусочки свое полотно воплощающее страх и смело отдает разорванные куски в качестве вещественного доказательства своей духовной ненависти, полицейскому. Йене Оле восхищен смелым поступком художника, он сознает, что не каждый решится на него, потому что остальные - это большинство, а для большинства существует общий порядок, которому они подчиняются.
Полицейский Йене Оле догадывается, что сын его сын Клаас скрывается у художника, понимая что его могут разоблачить, Клаас меняет свое укрытие. На следующий день, когда английская авиация их бомбила, Зигги обнаружил раненного брата в торфяном карьере. Ранение было очень серьезным, поэтому Зиги вынужден был проводить брата домой, отец же увидив своего сына-дезертира в доме тут же послал весточку в в гамбургскую тюрьму. Наблюдая за безучастными к судьбе сына родителями, художник грустно говорит, что задержанного конечно станут лечить, но для того, чтобы позже вынести приговор. Однако наступает час самого художника, его арестовывают. Свидетелем данного события является Зиги. Он замечает, как художник пытается уберечь свою последнюю работу, наполненную страхом - «Наводчик туч». Художник мечется и пытается отыскать в мастерской место, где бы он мог спрятать картину, но ничего подходящего не находит. Тут он видит Зиги, который подняв свой свитер предлагает спрятать картину под ним. Нансен обёртывает полотно вокруг торса мальчика и опускает одежду. Таким же образом Нансен прячет и еще одну свою работу - «Танцующая на волнах», картину приговоренную к уничтожению только из-за того, что в ней изображена полуобнажённая дева -Хильке. Нансен сопереживает Зиге, он пропитан его состоянием, однако вынужден запретить мальчику впредь показываться в мастерской. Полицейский, отец Зиге, от которого сам сын защищает полотна художника, грозится упечь своего сына в тюрьму, он направляет за ним полицейских. Мальчику удается на какое-то время скрыться от преследователей, однако те вскоре снова нападают на его след и настигают его в квартире Клааса, беспомощного и сонного они арестовывают его.
На дворе 1954 год, 25 сентября и двадцать первый день рождения Зиги, он встречает этот день - свое совершеннолетие в колонии, где отбывают наказание трудновоспитуемые подростки, все произошедшее с ним, Зиги воспринимает как расплату за совершенное его отцом, он считает, что все находящиеся здесь подростки в той или иной мере расплачиваются за совершенное отцами. С сожалением он говорит с психологами о том, что ни у кого из них не поднимится рука и не придет на ум заняться лечением полицейского из Ругбюльска, которому позволительно быть маньяком и так же маниакально относится к выполнению своего долга.
Вот и заканчивается урок немецкого, тетради отложены в сторону, директор колонии объявляет, что Зиги может покинуть колонию, он свободен, однако мальчик не спешит уходить. Ведь никто не знает, в том числе и сам он, что ожидает его, крепко связанного с Ругбюлем и осаждаемого тяжкими воспоминаниями в будущем. Возьмет ли он вверх над своими страхами или страхи поглотят его, кто может знать?

Краткое содержание романа «Уроки немецкого» пересказала Осипова А. С.

 

 

 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Уроки немецкого». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Яндекс.Метрика