Краткое содержание: Стулья

В пьесе среди множества персонажей большинство - невидимые, реальных только три: 95-летний Старик, 94-летняя Старушка и Оратор в возрасте 45-50 лет. Авансцена: два пустых стула, справа и слева - по три двери и окну, у окна слева находится небольшое возвышение и черная доска. В глубине видна еще одна дверь, за окнами слышно плескание воды. Старик перевесился через подоконник и пытается разглядеть гостей в подплывающих лождках6 Старуха просит его бросить это занятие - ей досаждают комары и запах гнили.

Старик обращается к Старушка - "Семирамида", она же называет его всякими ласкательными словами - "лапочка", "детка", "душенька". Старики ведут беседу, пока подтягиваются гости. Сейчас вот темень непроглядная кругом, а раньше было светло, и когда-то был город Париж, но осталась от него только песенка - потускнел Париж четыре тысячи лет тому назад. Старушка жалеет, что Старику не хватило честолюбия - с его великими талантами он мог бы стать кем угодно: главным доктором, главным императором, главным маршалом, главным редактором... Ну он хотя бы стал привратником - а ведь это все равно, что маршал лестничных маршей. Не надо было зарывать в землю талант - неосторожно заявляет Старушка, на что Старик в ответ обливается слезами и зовет мамочку во весь голос. Старушка едва смогла его успокоить, упомянув о великой Миссии. Сегодня вечером Старик свершит великое дело - собирающимся сейчас гостям он провозгласит Весть человечеству. У него соберутся все без исключения: будут и священники, и умельцы, владельцы и президенты, музыканты и спекулянт, делегаты и охранники, секретариат и пролетариат, деревенщина и военщина, психиатры, монументы, интеллигенты... Весть давно необходима Вселенной, и Старушка гордится тем, что наконец-то Старик решился заговорить со всеми континентами!

О прибытии первых гостей возвещает плеск воды. Старик и Старушка в волнении ковыляют к двери в глубине и принимают невидимую гостью - Старушка, судя по всему, покорена светскими манерами этой любезной дамы. Снова раздается плеск, раздается настойчивый звонок в дверь и Старик перед невидимым Полковником встает по стойке "смирно" на пороге. Старушка выносит на авансцену два стула, все рассаживаются и невидимые гости начинаю разговор, шокирующий для хозяев: Старику даже приходится предупредить Полковника о наличии супруга у любезной дамы. С новым звонком в дверь в дом явилась юная прелестница, что очевидно порадовало Старика - на самом деле, это его подруга детства с супругом. Представительный невидимый господин преподносит хозяевам картину и Старушка, как заправская шлюха, берется с господином кокетничать: хохочет вовсю, задирает юбки, строит глазки. Немыслимая сцена прерывается неожиданно нахлынувшими воспоминаниями: Старушка рассказывает об уходе неблагодарного сына из дома, Старик скорбно говорит об отсутствии у них детей - впрочем, может, это и к лучшему, сам-то он не был хорошим сыном, родную мать бросил помирать под забором. Звонки учащаются и действие ускоряется.

Старик то и дело встречает гостей, задыхающаяся Старушка выносит все новые стулья. Сквозь толпу невидимых гостей уже и не протиснуться, Старушка едва успевает спросить, надел ли он подштанники. Наконец все собираются: сцена вся в стульях, Старик обращается к запоздавшим с просьбой размещаться вдоль стен, дабы не мешать остальным. Он проходит к левому окну, Старушка остается у правого - на этих местах они остаются до конца пьесы. Они ведут светскую беседу с невидимками и обращаются друг к другу сквозь толпу.

Фанфары и гул, слышные из-за кулис, возвещают о прибытии императора. В восторге Старик приказывает всем встать, сокрушенно отмечает, что не может из-за придворных интриг подобраться поближе к Его Величеству. Но Старик не сдается, перекрикивая толпу, он делиться с императором своими страданиями: друзья предавали, враги пировали, бивали дубинкой, всаживали ножи, не давали визы, подставляли ногу, не присылали пригласительных, развалили Пиренеи и разрушили мост... Но на Старика снизошло прозрение, целых сорок лет назад, когда он, прежде чем отправиться в кроватку, подошел поцеловать папеньку. И стали тогда над ним смеяться, да, чтобы доказать, что он большой, взяли да женили. Сейчас должен явиться оратор для изложения спасительной Вести, ведь сам Старик не умеет толком ничего сказать.

В возрастающем напряжении невыносимо медленно открывается дверь и входит третий реальный персонаж действа - Оратор. На нем плащ и широкополая шляпа, сам он похож на поэта или художника, пожаловавшего из прошлого века. Он никого не замечает вокруг, проходит к возвышению и раздает налево и направо автографы. Старик обращается с прощальным словом, а Старушка, всхлипывая, а потом - рыдая, вторит ему: во имя прогресса, после долгих трудов, на благо человечества Старик теперь исчезнет, и вместе с ним - го верная подруга. Умерев, они оставят по себе вечную память. Они осыпают пустые стулья и реального Оратора серпантином и конфетти, возглашают: "Да здравствует император!", и выпрыгивают - каждый в окно, у которого стоял. Два вскрика, а за ними - два всплеска. Бесстрашно наблюдавший за происходящим Оратор начинает размахивать руками и мычать - очевидно, что это - глухонемой. Вдруг он светлеет лицом, хватает мел и пишет на черной доске бессмысленные наборы больших букв. Довольно оглядывает публику из невидимок, явно ожидая восхищения, потом мрачнее, и, резко поклонившись, уходит через дверь в глубине сцены. Пустая сцена с эстрадой и стульями, засыпанная конфетти и серпантином, вдруг звучит смехом, возгласами, покашливаниями - невидимая публика расходится после увиденного представления.

Краткое содержание трагедии "Стулья" пересказала Осипова А.С.

 

 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Стулья». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Яндекс.Метрика