Краткое содержание: Особые приметы

Альваро Мендиола по профессии своей журналист и кинорежиссёр, родом из Испании. Он давно живёт во Франции отшельником. Однако после того, как он чуть не умер из-за сердечного приступа, после которого врачи порекомендовали ему воздержаться от волнений, он и его жена Долорес возвращаются обратно в Испанию, в свой родной дом. Там он предаётся воспоминаниям о своей семье, из которой в живых остался он один. Он вспоминает своих родственников, свою собственную жизнь, думает об истории Испании. Прошлое и настоящее сливаются в его воспоминаниях, получается некий калейдоскоп из людей и событий.


Семейство Мендиола было в своё время очень богато, и владело огромными землями на Кубе. Им так же принадлежал завод по переработке сахара, на котором работало огромное количество чёрных рабов. Кубинские земли и этот завод были двумя главными источниками дохода семьи. Прадед Альваро уехал в Америку, когда он был ещё бедным астурийским идальго. В Америке ему удалось поднять огромные деньги. Эта точка - пик развития семьи, после чего началось её убывание. Дети прадеда рождались бесталанными и неработоспособными. Когда в 1898 году от Испании отделились последние колонии, семья была вынуждена продать сахарный завод, после чего она распалась. Дед героя купил в Барселоне большой дом и жил, ни в чём себе не отказывая: кроме дома в городе, семья владела имением около Барселоны и имела родовой дом в Йесте.

Всё это Альваро прокручивает в памяти, перелистывая семейный альбом. Вот с фотографии улыбаются люди, которых давно уже нет: один погиб на гражданской войне, другой покончил с собой, некоторые умерли своей смертью.
Дальше Альваро предаётся воспоминаниям о своём детстве. За ним ухаживала набожная гувернантка Лурдес. Она читала ему книгу о млденцах-мучениках: что за набожная славная женщина! Он вспоминает, как она пыталась затащить его в горящую церковь, говоря, что за веру надо страдать: хорошо, что их остановила полиция. Это воспоминание приходится на победу Народного фронта. Тогда ещё по всей Испании горели церкви. Альваро вспоминает, как все в его семье ненавидели новую власть. Как его отец уехал в Йест, где его и расстреляли. Как все домашние плакали, получив известие о его гибели. Потом он вспоминает курортный городок на юге Франции, куда его семья бежала и оставалась в ожидании победы франкистов. Все жадно слушали и читали всё, где содержались новости с фронтов.


Когда Альваро подрос, он начал симпатизировать республиканцам. Это и заставило его покинуть родственников. Эти размышления о судьбе его семьи в 1936-1939 годах, Испания шестидесятых, возвращение героя на родину - всё это проходит лейтмотивом через всё произведение. Он снял документальный фильм о том, что Испания - это не туристический рай, а страна голодных и обездоленных. Этот фильм был воспринят в штыки и после этого Альваро покинул страну. Французы встретили этот фильм на ура. Встретив там своих соотечественников, герой остался жить во Франции.


Теперь отношение Альваро к семье поменялось, во много благодаря нынешним взглядам. Продолжая с тёплой любовью о них вспоминать, он осознаёт, что они - исторический анахронизм, раз умели жить, не обращая внимание на перемены вокруг. Поэтому они и вымерли. Когда Альваро едет в Йест, посетить место, где был расстрелян отец, гражданская война приближается к нему почти вплотную. Альваро мучает совесть, потому что он не помнит своего отца. На месте его расстрела стоит крест. Стоя возле него и смотря на те же пейзажи, которые видел его отец, герой пытается представить и прочувствовать то, что тогда чувствовал его отец. Его расстрел пришёлся на то время, когда правительство уничтожало людей, которые противились его воле. Альваро находит старика, очевидца той трагедии, и просит его пересказать увиденное. Слушая его, Альваро приходит к выводу о том, что никто не был правым и виноватым в той стране, их и не могло быть. Проигравшим осталась Испания в целом.


Альваро проводит в воспоминаниях целый месяц. Он был опьянён свободой, когда покинул родину и жил во Франции. Теперь те годы кажутся ему потраченными впустую - он остался таким же безответственным, как и в юности, не в пример своим друзьям. Чувство ответственности можно приобрести только тяжело страдая. Так, например, страдал его друг Антонио. Они вместе сняли тот документальный фильм, который вызвал такое массовое неодобрение. Из-за этого Антонио арестовали, и он пробыл за решёткой восемнадцать месяцев. Потом его депортировали в родные края, где ему предписывалось находиться всю оставшуюся жизнь под конвоем полиции. Книга пестрит цитатами из дневника, который вели полицейские, следя за каждым его движением. Альваро вспоминает, что делал он, пока его друга так пытали. Он пытался ассимилироваться во Франции, что, как оказалось, было делом непростым: ассимиляция включала в себя обязательное участие в собрании республиканских групп, чтобы не забывать о своих корнях, участие в мероприятиях французской интеллигенции. Для неё Альваро стал объектом благотворительности после своего фильма. Альваро вспоминает первую встречу с Долорес, начало их отношений, посещение Кубы, друзей, которые были его соратниками в антифранксистском студенческом движении.
Альваро пытается соединить прошлое и настоящее, чтобы наконец вновь почувствовать себя на родине, слиться с ней.

Альваро остро реагирует на перемены в стране и то, как эти животрепещущие проблемы закрываются нарядным фасадом благополучия для того, чтобы туристический поток не иссякал. Ему больно от того, что испанский народ так легко и безропотно принял их. Конец романа совпадает с отъездом героя из Испании. Перед тем, как покинуть страну, Альваро посещает гору Монжуик в Барселоне, которая известна как место, где был расстрелян президент Женералитата, правительства Каталонии, Луис Компанис. Это место, конечно же, не обозначено никаким памятником, а невдалеке стоят туристы. Их гид ораторствует о том, что на этом месте во время гражданской войны расстреливались священнослужители и высшие офицеры. Альваро не удивляется - это стало привычной трактовкой трагедии страны. Он поражён тем, что туристы топчутся вокруг памятника, чтобы сфотографироваться на его фоне; а пока они ждут своей очереди, беззаботно переспрашивают друг у друга, о какой войне была речь. С высоты Монжуика вся Барселона видна как на ладони. Альваро думает о том, что установление режима и восстановление порядка - это ещё не победа. Народ всё равно живёт сам по себе, и он должен не забывать и не умалчивать правду о том, что с ним произошло.

Краткое содержание романа «Особые приметы» пересказала Осипова А. С.


 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Особые приметы». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.