Краткое содержание: Кавалер Глюк

Главный герой сидел в кафе и слушал, как он думал, безобразную музыку одного из местных оркестров. С ним знакомится очень загадочный человек и предлагает выпить, узнав предварительно, не является ли он берлинцем и не сочиняет ли тот музыку. Главный герой утвердительно сказал, что он не берлинец, а то, что у него имеется небольшое музыкальное образование и некогда ему приходилось сочинять музыку. Но из этого ничего хорошего не вышло.


Неизвестный уходит к музыкантам и через некоторое время звучит увертюра «Ифигении в Авлиде». В этот момент знакомый совершенно преображается и понимает, что перед ним был капельмейстер. После чего ему приходится признать, что оркестр звучал замечательно. Тогда главный герой зовет нового знакомо обратно в зал, чтоб допить там бутылку. В зале его поведение становиться странным, он подходит к окну и исполняет партию из хора жриц из того же самого «Офигении в Тариде».
После окончания партии он начинает делиться с главным героем своими мыслями по поводу предназначения музыки в принципе: «Разве можно попытаться даже перечислить те пути, и помощи которых ты приходишь к сочинительству музыки? Это огромная проезжая дорога, и все, кому только не лень, суетятся на ней и потом начинают торжествующе вопить: „Мы посвящённые!" <...> в царство грёз можно проникнуть лишь через врата, сделанные из слоновой кости; мало кому дано, увидеть эти врата, ещё меньшему количеству - вступить в них число! <...> Странные видения все время преследуют там и здесь <...>, трудно будет вырваться хоть на минуту из этого загадочного царства <...> путь твой преграждают ужасные чудовища <...>. Но лишь некоторые, пробуждаясь от своих грёз, приподнимаются вверх и, уже проходя сквозь царство грёз, постигают настоящей истины. Это и есть та самая вершина...».


Он говорил о том, каким путем сам попал в этот мир грёз, как он был терзаем скорбью и страхом, но ему сверкнул луч света в этом царстве и когда он очнулся, то перед ним уже было огромное окно. Оттуда лились разные божественные мелодии, с мелодиями ему помогало справиться око и обещало дальше помогать: «Когда вновь увидишь меня, мои мелодии снова станут твоими».
С последними словами он быстро вскочил с места и убежал. Главный герой тщетно ждал его возвращения и, наконец-то, решил тоже покинуть это заведение. Вблизи Бранденбургских ворот ему вновь привиделась его фигура.


На этот раз речь пошла об искусстве и о том, как он к нему относиться. Знакомый говорит, что здесь ему приходится блуждать в пустоте. Знакомый сильно удивился, ведь в Берлине было много талантов, и публика ценила их, а композитор, почему то чувствует себя здесь одиноко.
Он получил от знакомого такой ответ: «Ну их всех и художников, и композиторов! Они только и знают, что занимаются крохоборством. Вдаются в никому ненужные излишние тонкости, все всегда переворачивают вверх дном, только лишь бы откопать хоть какую-нибудь жалкую мыслишку. За разговорами об искусстве, о любви к этому искусству и ещё непонятно о чем они не успевают докопаться до самого искусства, а если и невзначай им удается разрешиться двумя-тремя мыслями, то от этой их стряпни только лишь веет леденящим холодком, показывающим, насколько далеки они еще от солнца...»


Главный герой стоит на своем, что ко всем творениям Глюка в самом Берлине относятся с большим уважением. Знакомый же настаивает на своем и продолжает утверждать обратное: один раз он захотел услышать постановку «Ифигении в Тавриде»; а придя в театр, он к своему изумлению услышал лишь увертюру «Ифигении в Авлииде»; Он уже был уверен, что сегодня ставят какую-то другую «Ифигению», но после этого последовала та самая «Ифигении в Тавриде»;
Хотя эти два сочинения различает более двадцати лет. В этом случае пропадает весь эффект и строго продуманная экспозиция.


И в этого момент он опять уноситься от главного героя.
Уже потом, спустя несколько месяцев, когда он проходит мимо театра, где ставили «Армиду» того самого Глюка у самых окон герой вновь видит старого знакомого. Тот проклинает только что увиденную постановку и актеров, которые то опаздывали, то вступали раньше времени. Потом он предлагает послушать настоящую «Армиду». После получения утвердительного ответа этот загадочный человек приглашает его к себе домой.
У него оказывается ничем не приметный домик, темный, по нему приходится передвигаться на ощупь, тогда незнакомец притаскивает свечу. Посредине комнаты расположено фортепьяно, пожелтевшая нотная бумага и чернильница, давно покрытая паутиной, потому как ими уже долгое время никто не пользовался.


Из шкафа, расположенного в углу торчали все имеющиеся у Глюка произведения.
Незнакомец обещал сыграть увертюру и попросил главного героя переворачивать ему листы, но на нотной бумаге ничего не было. Незнакомец великолепно исполнял партию и привносил в неё различные гениальные изменения и разные новшества. Когда увертюра была окончена незнакомец «был полностью обессилен, закрыв свои глаза, он откинулся на спинку своего кресла, но моментально выпрямился опять и, перелистав лихорадочно еще несколько пустых страниц, глухим голосом заявил: «Это все, сударь мой, я написал вам, когда уже вырвался из странногоцарства грёз. Я постарался открыть священное непосвящённым, и как в моё пылающее сердце смогла впиться ледяная рука! Оно при этом не разбилось, я же обречён был скитаться среди непосвящённых, как дух, который отторгнут от тела, лишённый образа, дабы не узнавал никто меня, пока не вознесёт меня вновь подсолнечник к предвечному!»


После этого он великолепно исполнил заключительную сцену из «Армиды».
Но кто вы такой и что это такое, спрашивает у него главный герой.
Знакомый уходит от него на пятнадцать минут и главный герой уже думает, что тот вообще не вернется, он начал пробираться к выходу на ощупь, но вдруг распахнулась дверь и в расшитом парадном кафтане и богатом камзоле и со шпагой. Берет героя ласково за руку и произносит очень торжественно: «Я кавалер Глюк!».


Краткое содержание новеллы «Кавалер Глюк» пересказала Осипова А. С.

 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Кавалер Глюк». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Яндекс.Метрика