Краткое содержание: Португальские письма

«Португальские письма» - это трагичные письма португальской монахини Марианы, которые она адресует французскому офицеру, который её бросил. Это лирика и одновременно трагедия, посвящённая безответной любви.


Мариана в состоянии писать только когда боль разлуки с любимым утихает, и она не сразу, но свыкается с мыслью о том, что он далеко. Она смиряется с тем, что все те надежды, которыми он сыпал на её доверчивое сердце, оказались предательской ложью. Мариана не чает получить от него ответа. Однажды она уже писала ему, и ей даже пришёл от него ответ. Но тогда она ещё настолько не владела своими эмоциями, что лишилась чувств на более чем три часа, когда увидела листок, к которому он прикасался. Бедняжка совсем недавно поняла, что все его обещания не стоят и ломаного гроша: он не вернётся к ней, она никогда его больше не увидит. И любовь Марианы становится единственным чувством, полностью завладевшим ей, после того, как она лишилась поддержки и к ней пришло осознание того, что она больше никогда не поговорит с предметом своей любви. Мариана даёт себе слово «обожать» возлюбленного-лжеца всегда, и стать затворницей. Конечно, она лелеет надежду, что её возлюбленный тоже больше никогда никого не полюбит, но даже если это и случится, то той страсти, что она испытывает к нему, он больше нигде не найдёт. А как можно соглашаться на меньшее, чем у него было? Мариана считает, что в их расставании виновата не его измена, а судьба. И теперь её любовь неискореняема, её любовь стала для неё смыслом жизни, самой жизнью. Не зря говорят, что страдание - это хлеб любви, и отныне Мариана решила питаться только им. Ей кажется глубокой несправедливостью по отношению к своему сердцу, что она пытается на бумаге изложить свои чувства, в то время как её любимый должен был бы понять их силу, ориентируясь на собственную страсть.

Но она не может в точности знать этого, ведь он бросил её, уехал, несмотря на то, что знал, что она безумно любит его и достойна порядочности. Так что теперь пусть терпит её жалобы на свою несчастную жизнь. Впрочем, несчастной она была бы в любом случае - даже тогда, когда он выражал бы лишь благодарность за её любовь. «Я желала бы быть обязанной всем единственно вашей склонности», - пишет она ему. Неужели он не мог забыть о своём будущем в своей стране и всегда остаться с ней в Португалии? Она постоянно задаёт себе этот вопрос, боясь услышать ответ.
Каждая строчка в её письмах пропитана отчаянием, однако она не хочет забывать своего возлюбленного. Она гордится тем, что ещё ни разу не пожелала себе забыть изменника; она считает, что если тут и есть кого жалеть, так это его - ведь это ему теперь приходится забываться в тех «убогих радостях, которые даруют вам ваши французские любовницы».

Но легче ей от такого самовнушения не становится. Уезжая, её возлюбленный взял с собой двух португальских лакеев, и Мариана завидует им потому, что эти карлики смогли его сопровождать. Она спрашивает его в своём письме, мог бы он взять её с собой во Францию, ведь между их странами теперь уже установлен мир. Но тут же отрекается от своей просьбы, говоря, что она не заслуживает этого и он волен поступать так, как ему вздумается. Так Мариана пытается обмануть себя, но у неё это не получается, ибо к концу второго письма бедная Мариана падает в обморок. Придя в себя, она начинает писать следующее письмо. Её терзают сомнения. Она смирилась со своим несчастным одиночеством, ибо её надежды на ответ угасли. Вспоминая их отношения и то, с какими сомнительными отговорками её возлюбленный уехал от неё, его холодную отстраненность, она начинает подозревать, что её никогда не любили. Она-то любит на самом деле, она любит его настолько сильно, что несмотря на то, как с ней поступили, она не в силах пожелать ему таких же переживаний: она бы предпочла умереть от горя. Ей не нужно его сострадание: она не думала о том, что родные будут злиться, не подумала о суровых законах, которые карают монахинь, переступивших устав, когда дарила ему свою любовь. Спасением для неё может быть только ответная любовь или смерть. Жалея себя, она перекладывает ответственность за свою судьбу на возлюбленного: в очередном письме она просит его быть суровым, и приказать ей уйти из жизни. Только благодаря его команде она сможет переступить «слабость своего пола» и покончить с собой, ибо жизнь без него для неё не имеет никакого смысла. Так же она надеется, что, умерев, она тем самым запечатлит свой образ у него в сердце. Как же было бы легко, если бы она никогда его больше не видела! Но тут же признаётся самой себе, что это ложь: «Я сознаю, между тем как вам пишу, что я предпочитаю быть несчастной, любя вас, чем никогда не видеть вас». Она злится на себя, что написала такие большие письма, но уверяет себя, что без этой громоздкости не обойтись: ей ведь столько нужно ему сказать! И, несмотря на все свои страдания, внутри она благодарит его за ту бурю чувств, пусть и дурных, которые он ей подарил. Ей был невыносим покой, в котором она жила доселе.


Она упрекает его в том, что когда он приехал в Португалию, он выбрал именно её. Лучше бы его любовницей стала более красивая женщина, которую он так же бы покинул, но которая не стала бы так убиваться из-за его отъезда. Она пишет, что он был похож скорее на тирана, чем на любовника, и думал только о том, как подчинить себе чужую волю. Она сравнивает его с собой - ведь её съедает совесть, если она хотя бы минуту не посвятит его образу. Ей ненавистны все - родные, друзья, монастырь, в котором она чувствует себя как в темнице. Даже монахини переживают из-за её страданий, умиляются её любви и пытаются её утешить. Почтенная дона Бритеш уговаривает Мариану составить ей компанию в променаде по балкону. Оттуда виден весь город Мертолу. Но и здесь девушку окатывают плохие воспоминания: именно с этого балкона она впервые увидела своего любимого. В слезах она возвращается в свою келью и страдает там всю ночь. Потом она понимает, что слезами горю не поможешь и возлюбленного не вернёшь. Впрочем, Мариане достаточно только видеться с ним изредка и знать, что он находится где-то рядом. Тут же она вспоминает, что однажды её возлюбленный рассказывал ей, что у себя на родине любил «одну даму». Мариана тут же сделала предположение, что эта дама - причина того, почему тот не может вернуться.

Она просит его прислать ей фотографию этой дамы и написать, как она называет его и что ему говорит. Она пишет, что так, может быть, найдёт для себя причину утешиться или страдать ещё больше. Ещё девушка хочет получить фотографии семьи возлюбленного - одним словом всё, что имеет к нему хоть какое-то отношение. Ради того, чтобы время от времени видеть его, она готова стать служанкой. Перечитывая написанное, она решает, что её ревность, сквозящая в письмах, может разозлить его, и уверяет его, что следующее её письмо он может прочитать без волнения: она не будет больше писать о своей любви. Не писать совсем она не может: пока она пишет ему послания, ей кажется, что он находится рядом и она может разговаривать с ним. Офицер, который пообещал ей передать письмо по назначению, уже пятый раз напоминает девушке, что её время истекло и ему пора уходить. Тогда Мариана, страдая от душевной боли, спешит завершить свои изливания на бумаге.


Пятое - и последнее - письмо Марианы завершает драму. Вместе с этим безнадёжным письмом девушка возвращает ему все его подарки и одновременно наслаждается той мукой, которую ей причиняет расставание со столь близкими сердцу вещами. Она признаётся, что он был ей менее дорог, чем её страсть. Ей было очень трудно изгнать её из своего сердца - это было почти невозможно даже после того, как его ложь сделала его врагом. Бедняжку трясёт от той любезности, с которой он писал ей последние письма. В них он признавался, что получая её признания, не чувствовал «никакого волнения». Рыдая, она умоляет его не отвечать ей больше, ибо она не знает, что делать со своей страстью и как от неё избавиться. «Почему слепое влечение и жестокая судьба стремятся как бы намеренно заставить нас избирать тех, которые были бы способны полюбить лишь другую?» - этот вопрос никогда не получит ответа. Понимая, что это несчастье, безответная любовь - её рук дело, но тем не менее делает возлюбленному выговор, что тот влюбил её в себя только затем, чтобы потом жестоко над ней же посмеяться. Поигравшись и влюбив её в себя, он сразу потерял к ней весь интерес, ибо достиг своей цели. Несмотря на то, что она зациклена на укорах возлюбленного в неверности, она обещает себе обрести душевное спокойствие или же покончить с собой. «Но разве я должна давать вам полный отчёт во всех своих изменчивых чувствах?» - этой фразой она заканчивает своё последнее письмо.


Краткое содержание романа «Португальские письма» пересказала Осипова А. С.


 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Португальские письма». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Яндекс.Метрика