Краткое содержание: Пер Гюнт

Действие поэмы происходит в Норвегии в период от начала до 60-х годов 19 века, в Гудбраннской долине и окрестностях, в пустыне Сахара, на марокканском средиземноморском побережье, в кипрском сумасшедшем доме, на море и опять в Норвегии, где родина героя поэмы.

Пер Гюнт - молодой деревенский парень. Он обманывает мать Осе, чтобы подурачиться: рассказывает об охоте на оленя. Пер взобрался на спину раненому оленю и взвился вместе с ним на самую вершину хребта, откуда потом прыгнул в кристально чистое озеро навстречу собственному отражению. Осе затаила дыхание, не сразу спохватившись - ведь Пер всего лишь несколько изменил старинное предание. А то, что на сыне порвана одежда - это из-за драки с кузнецом Аслаком. Пера часто задирают, его любовь к фантазированию, виденье себя самого в мечтах героем, принцем, королем, заставляет других считать его хвастуном и заносчивым типом. Конечно, сыну капитана, даже промотавшегося, спившегося, бросившего семью, такое будут вменять в вину. А еще его любят девушки, что беспокоит мать: почему бы сыну не жениться на дочери богатого хуторянина Ингрид. Тогда бы у них было все! Но уже вечером Ингрид выйдет замуж за Маса Мона.

Пер удивлен: Маса Мона - тюфяк и простофиля! Свадьбе не бывать! Он собирается идти туда, мать грозит пойти с ним и ославить его перед всеми. Пер только смеется и сажает Осе на крышу чужого дома, пусть посидит пока.

На свадьбе его встречают в штыки - незваный гость. Девушки не хотят с ним танцевать, а среди них Пер сразу находит крестьянскую дочь сектанта-переселенца Сольвейг. Она сияет красотой, она скромна и чиста, и даже он боится подступиться к ней. Несколько раз она отказывает ему на приглашение, и, в конце концов, говорит, что с подвыпившим ей идти стыдно. И родителей не хочется огорчать. Злит Пера и жених, не представляющий, что делать с невестой. Он хватает невесту под мышку и уносит в горы.

Порыв страсти был недолог, он отпускает Ингрид почти сразу - далеко ей до прекрасной Сольвейг! Ингрид разъярена, она уходит, а Пер прячется от облавы в глубоком лесу. Там он встречает трех пастушек, отказывающихся ради него от трех троллей. Наутро ему встретилась Женщина в Зеленом Плаще, дочери правителя всей лесной нечисти, Доврского короля. Пер хочет её, но еще больше хочет быть принцем - пусть даже лесным. Доврский дед ставит условие: тролли не признают права свободного выезда из леса, пользуются всем, что делают на месте - еду, одежду, старые обычаи. Если Пер хочет жениться на принцессе, он сначала должен будет выпить жидкий помет - здешний мед - и надеть хвост. Пер согласился. Во дворце Доврского короля все заскорузло, безобразно, но хозяин объясняет, что таким оно кажется из-за дефективного человеческого взгляда. Если Перу перекосить глаз, он будет видеть, как и все здешние, черное вместо белого, а вместо безобразного увидит прекрасное - станет обладателем тролльского мировоззрения. Но на это Пер уже согласиться не может, он хочет остаться человеком! Услышав это, тролли наваливаются на Пера, но отступают, услыхав церковный колокол.

Пер находится в обмороке. Его обволакивает путами невидимая Кривая и скликает крылатых демонов для расправы. Пер падает, но опять его спасает церковный колокол и пение: Кривая отпускает Пера.

В лесу его нашли мать и Сольвейг. Осе сообщила, что за похищение Ингрид теперь Пер - вне закона и жизнь дл него возможна лишь в лесу. Пер начинает строить дом, он почти готов, когда выпадает снег и на лыжах приходит Сольвейг с известием: она ушла от любимых родителей к нему.

Пер несказанно счастлив. Он выходит из дома за хворостом, и вдруг встречает Женщину в Зеленом в сопровождении уродца, она и сама сильно подурнела. Она говорит, что уродец - сын Пера, сынок же обещает стукнуть папочку топором. Троллиха требует, чтобы Пер прогнал от себя Сольвейг, или им придется жить в избушке втроем. Пера тяготит чувство вины, он боится запачкать Сольвейг прошлым своим и не хочет обманывать возлюбленную. И он навсегда уходит из дома.

Ему придется бежать из страны, но он еще посещает мать. Осе больна и только соседка ей помогает. Все имущество описано. Конечно же, только Пер виноват в этих несчастьях, но мать оправдывает сына, считая, что виновато вино, а сам сын её неплох. У Осе мерзнут ноги, в дверь царапает кот - это значит, что жить ей осталось мало. Пер пытается утешить мать, распевая сказку. Их обоих пригласили в Суриа Муриа, волшебный замок, они едут туда по лесу и заснеженному полю. У ворот их встречает сам святой Петр, и Осе подносят кофе и пирожное - как важной барыне. Въехав в ворота, они оказываются у замка. Пер хвалит мать за веселость, за заботу и терпение, он не ценил её раньше, так пусть же хозяин замка воздаст Осе за доброту! Пер взглядывает искоса на мать и видит, что та умерла. Он уехал, не дожидаясь похорон - ведь все еще был вне закона.

Спустя много лет, когда Перу Гюнту было уже около пятидесяти, он, преуспевающий, роскошный, встречал в Марокко гостей. Рядом в море стояла его яхта, на ней реет американский флаг. Гости Пера не менее важные, фон Эберкопф, мосье Баллон, мастер Коттон, пылкий швед Трумпетерстроле - и все они превозносят хозяина за щедрость и гостеприимство. Человек из народа - и тут такая блестящая карьера! Осторожно, стараясь не задеть прогрессивных либеральных взглядов своих гостей, Пер Гюнт рассказывает, что разбогател на спекуляциях церковным антиквариатом в Китае и работорговлей в Америке. Сейчас же он отправляется на своей яхте в Грецию и может своим гостям предложить выгодное дельце. Они готовы помочь повстанцам в Греции бороться за свободу! Да-да, говорит Гюнт, ему выгодно разжигание восстания - тогда можно будет продать больше оружия. Он собрался продать его Турции, прибыль же предлагает поделить вместе. Гости в смущении. Они стыдятся, но одновременно хотят получить хорошую прибыль. Фон Эберкопф нашел лучший выход - они отобрали яхту Гюнта и уплыли на ней сами. Пер проклинает их вслед и вдруг яхта, доверху набитая оружием, взрывается! Бог снова сохранил Пера для дальнейших деяний.

Ранним утром Гюнт на дереве скрывается от хищных зверей и попадает в компанию обезьян. Он приспосабливается к стае и это приключение тоже благополучно заканчивается. Герой соскакивает с дерева и бредет по пустыне, в его воображение уже видится грандиозный проект орошения Сахары. Гюнт сделает это место идеальной страной Гюнтианой, в которой расселит норвежцев и будет в них поддерживать стремление заниматься искусствами, науками, которые на такой благодатной почве непременно расцветут. Во только ему для этого пока не хватает... коня. Удивительно, но тут же появляется и конь: за барханом его и роскошные одежды прятали воры, но их спугнула стража.

Гюнт облачается в драгоценные одежды и отправляется дальше. В оазисе арабы решили, что он - важная персона, сам Гюнт считает - что за пророка. Он тут же увлекается местной красавицей Анитрой, но она, жадная до драгоценностей новоявленного пророка, обманывает Гюнта.

В следующий раз мы встречаемся с Гюнтом в Египте, где он рассматривает статую Мемнона и Сфинкса, и тут же видит себя в воображении знаменитейшим археологом и историком. ОН рисует в мыслях величайшие проекты, путешествия и открытия, но тут замечает, что Сфинкс напоминает ему кого-то... Доврского деда? Загадочную Кривую? Своими подозрениями Пер делится с Бегриффенфельд, тот оказывается очень заинтересованным и говорит, что познакомит Гюнта с интересными каирскими друзьями. Бегриффенфельд в доме с решетками на окнах по секрету рассказывает Перу, что час назад преставился Абсолютный разум. Они находятся в сумасшедшем доме, а Бегриффенфельд - его безумный директор. Он знакомит Гюнта с пациентами. Среди них - борец за возрождение языка древних индийских обезьян Гуту, возомнивший себя Аписом - священным быком Древнего Египта - Феллах, а также Гуссейном, который возомнил себя требующим немедленной очинки пером: Гуссейн тут же выполняет необходимое, перочинным ножом перерезая себе горло.

Современники Ибсена хорошо понимали всю эту фантастическую сцену. В ней Ибсен зашифровал протест против норвежского национального романтизма. Под Гуту он имел в виду Ивара Осена, создавшего из крестьянских диалектов искусственный язык лансмол - кстати, в данный именно на этом языке пишет и читает почти половина норвежцев. Под Феллахом подразумевается норвежский крестьянин - бонд - которого норвежские романтики вознесли в идеал и носились с ним, как со священной коровой. Под Гуссейном подразумевается Мандерстрем, министр иностранных дел, которого сам Ибсен как-то в газете назвал "способным пером". Мандерстрем во время датско-прусской войны в 1864 году предал скандинавские идеалы: конкретные действия Норвегии и Швеции в защиту Дании он подменил писанием протестных нот.

Пер совершенно ошалевает от повсеместного безумия и совершенного только что самоубийства прямо у него на глазах, и упал в обморок. Директор Бегриффенфельд седлает его и возлагает на голову соломенный венок дурака.

Спустя еще много лет совершенно седой Гюнт возвращается на свою родину. Корабль его у самых берегов Норвегии тонет, но сам Гюнт сумел уцепиться за лодку, выброшенную в море, и спастись. Еще на борту корабля Гюнту досаждал Неизвестный пассажир, просивший у Пера его тело для научных целей - дескать, жить-то все равно ему немного осталось. В море тот же Пассажир снова цепляется за ту же лодку. Пер спрашивает, не сам ли это Дьявол, но получает казуистический и уклончивый ответ, одновременно обличающий Гюнта как нестойкого духом человека.

До родных мет Пер Гюнт добрался благополучно и оказался на кладбище, где выслушал надгробную речь священника о поселянине, во время войны отхватившем себе палец (Гюнт помнил эту сцену, произошедшую в его юности). Своим трудом и всей жизнью своей этот человек смог искупить былое малодушие и стал полезен обществу. Гюнту слышится упрек ему самому в этой речи. Он не создал ничего. В своей деревне он попадает на похороны Ингрид, встречает много стариков, изменившихся до неузнаваемости. Его самого также никто не узнает, однако ж память о нем жива. Полицмейстер называет Пера Гюнта поэтом, который верил в созданную его же воображением сказочную реальность. Однако в лесу Гюнта сразу узнает Пуговичник, ведь он давно разыскивает Пера. Земной путь Гюнта закончен, но его не возьмут ни в Рай, ни в Ад - Пуговичник переплавит его душу на пуговицу. Ведь Гюнт - вовсе не негодяй, но он и не хороший человек. Он не выполнил предназначения, он не стал неповторимой, оригинальной личностью, а только всю жизнь примерял на себя всевозможные стандартные и усредненные роли. Впрочем, ведь Пер Гюнт сам это знает, недавно он назвал себя луковицей - а у луковицы есть только шкурки и нет твердого ядра. Пер до конца жизни оставался перекати-полем.

Гюнт очень испугался, ведь хуже, чем переплавка души в безликую аморфную серость, наказания и не придумаешь. Он просит Пуговичника подождать, говорит, что сможет доказать - и в его жизни что-то цельное имеется! Пуговичник соглашается. Однако Пер ничего не получает ни от встречи с утратившим мощь Доврским дедом, ни с Костлявым - никакой определенности эти встречи не несут. Случайно он выходит к избушке, некогда построенной им собственными руками, а на пороге его радостно встречает постаревшая Сольвейг! И только в этот момент стало ясно Перу Гюнту, что он спасен: что под любой маской, которую он надевал в своей жизни, он все равно оставался самим собой - в любви, в вере, в надежде любившей и ждавшей его женщины!

Пуговичник отпускает Пера Гюнта, но предупреждает, эта встреча у них не последняя. Они еще поговорят на следующем перекрестке.

Краткое содержание поэмы "Пер Гюнт" пересказала Осипова А.С.

 

 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Пер Гюнт». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.