Краткое содержание: Письма асперна

Человек, который занимается исследованием творчества и жизни великого поэта Джеффри Асперна, приезжает в Венецию, где надеется встретить его бывшую даму сердца Джулиану Бордеро. Джулиана живёт с незамужней племянницей Тиной вдвоём в большом доме и больше ни с кем, кроме Тины, не контактирует. Она сохранила все письма, которые поэт когда-то писал ей, и наш герой мечтает их заполучить. Но задача не из лёгких - она прячет их в тайнике, и ни с какими биографами и поклонниками творчества Асперна не встречается. Узнав, что они с племянницей бедствуют, исследователь готов снять у неё сразу несколько комнат. Чтобы добраться до сокровенных писем, он не брезгует играть по грязному, а именно - подобраться к Джулиане через Тину. Он решает, что надо добиться расположения её племянницы. Но когда он рассказывает о своих планах своей старой приятельницу миссис Прест, то она со смехом и состраданием восклицает: «О, вы на неё сперва посмотрите!». Чтобы не вызвать никаких подозрений, герой представляется американским путешественником, который горит желанием снять квартиру с садом, потому что сады в Венеции - это большая редкость. Тина оказалась робкой и застенчивой девушкой, и встретила напористого «путешественника» с недоумением. Однако он очаровывает её своим любезным обхождением и настойчивостью, обещает возродить их сад, и в итоге Тина сдаётся, и обещает переговорить с тётей. Герой с волнением ожидает той встречи, к которой он так давно готовился - сейчас, сейчас к нему спустится таинственная и известная Джулиана! Но Джулиана оказывается подозрительной и жадной старухой, которую не интересует ничего, кроме денег. Когда она запрашивает огромную сумму за аренду комнаты, герой боится своим согласием выдать в себе журналиста: ведь ни один настоящий путешественник не отдал бы столько денег за комнату. Но, поняв, что когда речь идёт о деньгах, Джулиана ничего больше не замечает, исследователь соглашается. Сдав квартиры втридорога, старуха с гордостью показывает беспомощной Тине, как надо вести дела. Все деньги она отдаёт Тине, которая заботливо за ней ухаживает и трогательно любит её. Племяннице понравился новый постоялец, а постоялец в свою очередь надеется на её помощь.

Прожив в доме полтора месяца, он видит Тину всего однажды - когда приносит плату, Джулиана же не показывалась совсем. Тогда он нанимает садовника, и начинает ежедневно присылать дамам букеты цветов. Однажды, придя домой раньше, он сталкивается с Тиной в саду. Но та, вопреки ожиданиям героя, не смущается, а радостно встречает его, и неожиданно выясняется, что она весьма разговорчива. Тогда он начинает расспрашивать Тину об Асперне и, не выдержав, признаётся, что он исследователь, занимается изучением его творчества и ему хочется раздобыть новые материалы. Тина, отстранившись, уходит в дом. С тех пор он её не видит. Но спустя какое-то время она сама находит его в большом зале, и приглашает к Джулиане. Видя, что герой обеспокоился, Тина успокаивает его, говоря, что Джулиане ничего не известно об истинных намерениях постояльца. Придя к Джулиане, он слышит её скрипучий голос, которым она благодарит его за цветы, и любезно обещает продолжать присылать их. Сам он жадно впивался в лицо старухи глазами, пытаясь воссоздать образ юной Джулианы - приветливой, красивой музы Асперна. Но у него ничего не выходит - перед ним лишь дряхлая старуха, которая прячет лицо за безвкусным зелёным козырьком. Джулиана говорит, что хотела бы развлечь племянницу, и поручает эту заботу герою. Тот с радостью соглашается взять Тину на прогулку по городу. Тина, на которую прежде редко обращали внимание, с каждым разом всё сильнее и сильнее привязывается к герою. Она рассказывает всё, что знает о письмах поэта. А знает она только то, что они действительно есть и хранятся у старухи в каком-то тайном месте. Несмотря на просьбы героя, она отказывает воровать у старухи письма и отдать их герою - она не может предать Джулиану. Герой боится, чтобы Джулиана сама от них не избавилась. Джулиана предлагает остаться у них подольше, но герою уже не под силу столько денег отдавать за жильё. Когда старуха соглашается на разумную цену, они с героем договариваются, что платить за полгода вперёд он не станет, но будет аккуратно приносить деньги каждый месяц. Как бы невзначай, Джулиана достаёт миниатюру портрета Асперна и говорит, что собирается продать его. Исследователь делает вид, что понятия не имеет, что за человек изображён на портрете, зато оценивает руку мастера. Старуха с гордостью отвечает, что нарисовал этот портрет её отец, и тем самым подтверждает домыслы героя насчёт её происхождения. Она называет цену - тысячу фунтов - и говорит, что за меньшую сумму ни за что не отдаст портрет. Такой суммы у героя нет, да и вообще ему кажется, что старуха на самом деле не собиралась продавать миниатюру.

Спустя несколько часов, Джулиана внезапно начала чувствовать себя плохо. Тина в ужасе, что её любимая тётя может умереть. Герой пытается выпытать у племянницы, где старуха прячет письма, но Тина разрывается между двумя противоположными желаниями - с одной стороны, она хочет помочь человеку, который стал ей небезразличен, с другой стороны - она не в силах предать тётю. Тина искала письма, но не нашла. Она честно признаётся герою, что даже если бы и нашла, то не может с уверенностью сказать, что передала бы их исследователю: она не может так жестоко обмануть Джулиану. Вечером, проходя мимо комнаты старухи и увидев, что дверь открыта, герой заходит в неё безо всяких колебаний. Оглядевшись, он тянется к секретеру - интуиция подсказывает ему, что именно здесь лежат драгоценные письма. Но в последнюю минуту он оборачивается и видит в дверях Джулиану. Впервые за всё время их знакомства у неё горели глаза. Она яростно шипит, называя его гнусным писакой, и падает. Её поддерживает вовремя подбежавшая племянница. Утром герой уезжает из Венеции и не возвращается город двенадцать дней. За эти дни Джулиана успела умереть и её уже погребли. Герой утешает горько плачущую Тину, расспрашивает, что та будет делать дальше. Тина находилась в такой прострации, что ничего толком ответить не смогла. Она дарит исследователю миниатюрный портрет поэта. Герой напоминает ей про письма. Он узнаёт, что Тина спасла их, когда старуха хотела бросить их в камин. Теперь, когда они у неё, она всё равно не решается немедленно отдать их ему - ведь тётя так долго хранила их вдали от чужих любопытных глаз. Не зная, как поступить, Тина застенчиво и уклончиво говорит герою, что если бы он не был посторонним, а был бы членом семьи, то он владел бы письмами ровно настолько же, насколько и она. Героя осеняет - эта странная, неповоротливая старая дева влюблена в него, и хочет быть его женой. Он убегает из дома и долго не может оправиться от потрясения: оказывается, за то время, пока он пытался добраться до писем, он внушил несчастной надежды, которые никогда не сможет исполнить. Он решает, что это слишком - ради стопки старых писем жениться на «жалкой, нелепой. Старой провинциалке». Но за ночь он переменил своё решение. Он не в силах отказаься от того, за чем так долго охотился. Проснувшись утром и увидев Тину, он с удивлением обнаруживает, что она уже не так непривлекательна и стара. Решено, он женится. Но не успев сообщить об этом Тине, Тина докладывает ему, что ночью сожгла все письма, до последнего листка. У героя мутнеет в глазах. Когда к нему возвращается сознание, мистика исчезает - Тина снова становится серенькой, по-старушечьи одетой женщиной. Герой покидает дом. Через некоторое время он шлёт Тине письмо с деньгами и подписью, что эти деньги он выручил за портрет. Но в письме лежала слишком большая сумма - никакой портрет нельзя было бы продать за такие деньжищи. В действительности же портрет остался у героя, и тот иногда смотрит на него, чувствуя протяжную ноющую боль в сердце - так ему жалко то, чего он лишился. Конечно, он имеет в виду письма Асперна.

Краткое содержание романа «Письма асперна» пересказала Осипова А. С.

 

 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Письма асперна». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Яндекс.Метрика