Краткое содержание: Изменение

Повествование в романе ведётся от второго лица единственного числа. Автор старается не разделять героя и читателя: «Ты ставишь левую ногу на медную планку и тщетно пытаешься оттолкнуть правым плечом выдвижную дверь купе...»
Леон Дельмон - директор филиала итальянской фирмы «Скабелли», который находится в Париже. Эта фирма занимается выпуском пишущих машин. Он втайне ото всех уезжает в Рим на несколько дней. Рано утром, в пятницу, Леон покупает на вокзале роман, чтобы развлечь себя по дороге чтением и садится в поезд. Путешествие для него складывается необычно: он не привык ездить по утрам, да ещё и третьим классом. Если по работе ему приходилось ездить в командировки, он выбирал для себя вечерний рейс и исключительно первый класс.

Однако Леон считает, что слабость, напавшая на него, объясняется не столько непривычкой подобного рода передвижений, сколько его возрастом - ему всё же уже сорок пять. Становится ясна цель его поездки - сбежав от жены, почти его ровесницы, он едет к тридцатилетней любовнице в Париж. С ней он надеется воскресить свою молодость. Леон внимательно следит за мелькающими за окном пейзажами, за сменяющими друг друга попутчиками. Ни одна деталь не остаётся им не замечена. Он вспоминает утро и то, как его жена Анриетта встала пораньше, чтобы приготовить ему завтрак - скорее, не из-за большой любви, а из-за стремления лишний раз доказать ему, насколько он несамостоятелен и зависим от неё. В голове Леона мелькает мысль - догадалась ли она о настоящей цели его поездки? Проезжая станции, он мысленно повторяет их названия - весь маршрут уже давно изучен за долгие годы командировок.

Увидев молодую пару, Леон делает предположение, что это молодожёны, которые чуть ли не впервые выехали куда-то вместе. Когда пара отправилась в вагон-ресторан, он встрепенулся. Нет, он не был голоден, но посещение вагона-ресторана является его маленьким ритуалом. Вернувшись, он обнаруживает, что его любимое место занято и досадует на то, что не догадался занять его книгой или сумкой. Мысленно он спрашивает себя, почему он не чувствует воодушевления и не пребывает в хорошем настроении - ведь эта поездка и предстоящая встреча должны вернуть ему свободу и подарить ощущение молодости. Неужели всё это только из-за того, что нарушен ход его привычной поездки - утренний поезд вместо вечернего? Когда он успел стать таким обывателем, привязанным к своей рутине, таким рабом привычки?


Решение ехать в Рим было спонтанным. Ещё в понедельник, вернувшись из командировке в Риме, он не предполагал, что так скоро вернётся обратно. Он давно хотел, чтобы его любовница Сесиль переехала в Париж, и даже собирался найти ей работу поближе к себе, но так ничего и не делал. Но вот настал вторник - и он позвонил своему клиенту, директору туристического агенства, и поинтересовался, есть ли где-нибудь вакансия для женщины тридцати лет с незаурядными способностями. Сейчас она работает секретарём у военного атташе в французском посольстве в Риме, но высокий заработок её не интересует - так сильно она хочет вернуться в Париж. Дюрье, клиент Леона, позвонил ему тем же вечером и сообщил, что готов предоставить ей место в своей организации и весьма солидную зарплату. Леон осмелился поручиться за Сесиль.

Сначала Леон хотел ограничиться звонком Сесиль, но в среду ему стукнуло сорок пять и поздравления жены и детей повергли его в такое уныние, что он решил развеяться и отдохнуть от окружавшей его фальши.
Он предупредил о своём отсутствии сотрудников и отправился к Сесиль, чтобы лично доложить о найденной для неё работе. А так же помечтать, что как только она переедет в Париж, они будут жить вместе. Он не хочет скандала, развода, не хочет портить отношения с детьми - Леон собирается регулярно навещать их и уверен, что у Анриентты хватит здравого смысла принять его условия. Откинувшись на кресле, Леон воображает, как Сесиль обрадуется его сюрпризу - сначала тому, что он так неожиданно приехал, а потом и тому, что вскоре им не придётся встречаться украдкой, а можно будет жить вместе и не разлучаться. Леон продумывает момент встречи до мелочей: он собирается ждать её напротив её дома. То-то она удивится!
Во время остановки поезда Леон выходит подышать свежим воздухом, а вернувшись, обнаруживает своё любимое место не занятым. Напротив Леона сидит человек с книжкой и что-то помечает в ней карандашом. Леон делает предположение, что это преподаватель, и едет в Дижон читать лекции. По вопросам права? Оглядывая его с ног до головы, он продолжает строить догадки: как он живёт, какие у него дети, жена, доволен ли он своей жизнью и сравнивает его жизнь со своей. Сравнив, Леон приходит к выводу, что несмотря на своё финансовое благосостояние, он гораздо больше достоин жалости и сочувствия, чем преподаватель. У преподавателя есть хотя бы любимое дело. Но с Сесиль он изменит свою жизнь. До своего знакомства с ней Леон не питал к Риму никаких чувств. Лишь гуляя по этому городу с ней, он проникся к нему сильнейшей любовью. Сесиль - это сам Рим. В прошлый понедельник, когда он вернулся из командировки в Риме, Леон воображал себя туристом, который бывает в Париже наскоками - пару раз в месяц. Чтобы продлить это удивительное ощущение и дать себе возможность ещё помечтать, он пришёл домой только вечером, не став обедать. Два года назад Леон так же ехал в Рим. В купе напротив него сидела Сесиль. Тогда они ещё не были знакомы. В вагоне-ресторане они впервые разговорились, и Сесиль рассказала ему, что в её жилах течёт итальянская кровь матери, и рождена она была в Милане, однако по документам она - француженка, и возвращается из отпуска, который провела в Париже. Бедняжка до сих пор не может оправиться от смерти мужа - тот погиб в автокатастрофе через два месяца после свадьбы. Леону так хотелось пообщаться с Сесиль подольше, что он проводил её до третьего класса и остался там.
Мысли в голове Леона хаотичны - то о прошлом, то о настоящем, то о будущем. Память вспышками выдаёт то давние, то совсем новые события, повествование наполнено случайным ассоциациями. Автор стремиться запечатлеть их так, какими они возникают в голове героя. Герой часто повторяется: это рассказ не о самих событиях, а о том, как они влияют на героя.


Леон вдруг задумывается о том, что когда Сесиль уедет из Рима, его командировки туда уже не будут доставлять ему прежнего удовольствия. Очень скоро из них двоих римлянином станет он. Поэтому Леон хотел, чтобы Сесиль, перед тем как покинуть Рим, передала свои знания ему. Поезд остановился в Дижоне. Леон снова выходит прогуляться, на этот раз предусмотрительно положив на своё место книгу. Внезапно Леон вспоминает их последнее прощание с Сесиль и её вопрос о том, когда он вернётся. Тогда он ответил ей: «Увы, только в декабре». Задрёмывая, Леон представляет картину будущего: в понедельник, когда он снова будет уезжать в Париж и она снова спросит, когда он вернётся, он ответит: «Увы, только в декабре», но уже без грусти, а как бы шутя. Ему снится Сесиль, на её лице застыла маска недоверия и укора.

Может быть, поэтому он больше не может быть с Анриеттой - из-за того же вечного немого укора? Проснувшись, Леона одолела новая вспышка в памяти: два года назад он так же проснулся в купе третьего класса, а напротив дремала Сесиль, имени которой он ещё тогда не знал. Уже тогда, провожая её на такси, он знал, что они ещё встретятся. И он оказался прав - через месяц он встретил её на премьере французского фильма. На этот раз встреча была более долгой - Леон провёл в Риме все выходные, осматривая город вместе с Сесиль.


Закончив придумывать всем попутчикам линии жизни, Леон начинает выбирать им имена. Молодожёнов он назвал Пьером и Аньес, вспоминая, что они с Анриеттой когда-то так же ехали куда-то. Тогда они ещё не подозревали, что их союз станет рутиной. Леон начал подбирать слова и фразы, которые он скажет Анриетте о том, что им нужно расстаться. Год назад Сесиль познакомилась с Анриеттой, когда Леон пригласил её в дом, представив коллегой. В тот день женщины на удивление хорошо поладили, и лишним там был сам Леон. И вот, ему уже нужно объясняться с женой. Четыре года назад Леон ездил в Рим с Анриеттой. Поездка была провальной и сейчас, спустя столько лет, он задаётся вопросом, а полюбил бы он Сесиль настолько сильно, если бы не эта поездка?


У Леона мелькает мысль, что как только Сесиль переедет в Париж, он её потеряет. И зачем он только начал думать обо всём этом... Не зря же он купил роман на вокзале, чтобы отвлечься от этих мыслей. При выборе книги он смотрел не на автора и не на название, а на обложку. По обложке сразу стало понятно, о чём будет эта книга: наверняка о попавшем в беду человеке, который хочет спастись и пускается в путь, выбрав не ту дорогу. То, что дорога не та, он обнаруживает слишком поздно - тогда, когда он уже заблудился. Леон понимает, что переехав в Париж, Сесиль окажется от него дальше, чем сейчас, когда она ещё в Риме. Это будет неизбежное разочарование. Он так же понимает, что все упрёки посыпятся на него - ведь это он сделал решающий шаг. В итоге они расстанутся. Леон подумал о том, как он уезжает от неё в понедельник, так и не обмолвившись словом о Париже, и о найденной работе, и об их совместной жизни... Выходит, что и придумывать слова для объяснительного разговора с Анриеттой уже не нужно - семейная жизнь продолжается.

Леон вспоминает, откуда вообще зародилась в его голове мысль о переезде Сесиль в Париж. И вспоминает. Он ехал вместе с ней в Рим, после неудачной поездки в Париж. Тогда, сидя в поезде, он признался ей, что никогда бы не хотел уезжать из Рима, а она ответила - что хотела бы провести с ним жизнь в Париже. В её комнате, в Риме, висят плакаты с пейзажами Парижа. А в квартире Леона, в Париже, висит сам Рим. Но Сесиль нужна ему только в Риме. Переедь она в Париж, она повторит судьбу Анриетты в Риме. Леон принимает решение ничего не говорить Сесиль о переезде.
Приближаясь к Риму, Леон утверждается в правильности своего решения. Он находит, что неправильно вводить Сесиль в заблуждение и нужно прямо ей сказать, что несмотря на все эти поездки он не готов связывать с ней жизнь. Но Леона терзает страх, что признание обернётся надеждой и доверием, а искренность станет ложью. И он решает не встречаться с Сесиль. Как же хорошо, что он не предупредил её о своём приезде!


За полчаса до прибытия поезда в Рим Леон всё-таки открывает купленную на вокзале книгу. Он думает, что ему надо написать книгу - это единственный верный способ заполнить взявшуюся из ниоткуда пустоту. Леон осознаёт, что незапланированное путешествие было напрасным: оно ничего не изменит. Он всё так же будет жить в Париже, со своей семьёй, ездить в командировки в Рим и встречаться там с Сесиль - до тех пор, пока она сама не поймёт бесплодность этих встреч. Поэтому, приехав в Рим, он сядет за написание книги, а в понедельник уедет обратно домой, так и не сказав Сесиль о своём визите. Он осознаёт, что Париж - не город Сесиль, в нём она станет такой же ненужной, как в своё время Анриетта была не нужна и даже раздражала в Риме. И их совместная жизнь была бы такая же трудная. Задумка Леона - показать в книге то, как важен может быть Рим для человека, живущего в Париже. Изобразить Сесиль во всей её итальянской красоте и силе поможет только книга. Самое простое и правильное в этой ситуации - не пытаться соединить эти два города. Ведь помимо километров существуют ещё и незаметные, но осязаемые точки соприкосновения и переходы. Они чувствуются, когда герой книги, прогуливаясь около парижского Пантеона вдруг проведёт аналогию с одной из улиц около Пантеона в Риме.


Приехав к вокзалу Термини, Леон вспоминает свадебное путешествие, Анриетту, и то, что они шептали, когда поезд тронулся от вокзала Термини: «Мы вернёмся снова - как только сможем». Выйдя на этот вокзал сейчас, Леон обещает своей жене вернуться, ведь они всё ещё не совсем уж стары. Леон хочет запечатлеть и донести до читателя главный момент своей жизни - тот сдвиг, который произошёл, пока его тело ехало от одного вокзала до другого.

Краткое содержание романа «Изменение» пересказала Осипова А. С.

 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Изменение». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Яндекс.Метрика