Краткое содержание: Вымышленные истории

ТАЙНОЕ ЧУДО
Однажды в одну из мартовских ночей 1936 года, а именно четырнадцатого числа, в Праге, на Целетной улице, автор еще не законченной трагедии «Враги», исследования иудаистских источниках Якоба Беме, в труде «Оправдание вечности», Яромир Хладик увидел во сне затянувшуюся партию в шахматы. Эту долгую шахматную партию, которая началась несколько веков назад, разыгрывали два знатных рода. С момента начала игры давно была позабыта сумма предназначенная победителю, все помнили лишь то, что была она чрезвычайно большой. В своем сне Хладик был фаворитом одного из семейств. В полной тишине было слышно только бой часов, которым отмечался каждый совершенный игроками ход.

Когда же Яромир неожиданно просыпается, первое что он слышит, это монотонный гул, издаваемый входящими в Прагу бронетанковыми частями нацисткой Германии.
Проходит несколько дней и новая власть, получив донос на Яромира Хладика, арестовывает его. У арестованного нет возможности оправдаться - все обвинения гестапо в его адрес неопровержимы. Да, он действительно подписался в протесте против аншлюса, да у него еврейская кровь и его работа о Беме носит проеврейский характер. Военный начальник - Юлиус Роте, обдумывая судьбу Яромира, принимает решение о расстреле. Уже назначено время казни - двадцать девятого марта, в девять часов утра. Сама отсрочка исполнения вынесенного приговора является лишь показательной акцией со стороны власти и направлена на демонстрацию беспристрастности новой власти.


Ужас охватывает Яромира. Он начинает рассуждать о том, что гильотина или, быть может, виселица, не столь страшные способы казни в сравнение с расстрелом. Различные мысли мучают и не дают покоя. Непрерывно проигрывая возможные сценарии предстоящего расстрела, Яромир умирает много раз в своих представлениях и снах. Он ярко видит все моменты предстоящей казни: видит то, как в него стреляют, причем число солдат, отчего-то, меняется каждый раз; видит парижские дворики, в которых происходит казнь; чувствует дуновение и свежесть воздух своего последнего утра. Цепляясь за самые бессмысленные предрассудки, мужчина пытается все ярче представлять все мелочи и детали предстоящих событий лишь для того, что бы помешать осуществится им. В конце концов, он начинает бояться, что его мысли наоборот окажутся пророчеством. Когда же наступает последний день перед казнью, Яромир вспоминает свое недописанное произведение - драму в стихах «Враги».


Сам сюжет этой драмы завязан на единстве, как места, так и времени. Все происходит в конце девятнадцатого века на Градчанах, в библиотеке барона Ремерштадта. К барону приезжает неизвестный визитер, за которым появляются еще люди, ни одного из которых Ремерштадт не знает, хотя их лица и кажутся отчего-то знакомыми. Интрига драмы запутана, против барона плетутся заговоры. Во втором действие ему приходится убить одного из врагов. В последнем действие вокруг барона начинает множиться количество непонятных несуразиц. Вдруг все герои перепутались. На сцене появляется убитый. Вновь появляется первый посетитель. В конце концов, зритель начинает понимать, что Ремерштадт - это Ярослав Кубин, который некогда ухаживал за невестой барона, а после сошел с ума и представляет себя бароном Ремерштадтом. Драма перестает таковой быть и превращается в бред сумасшедшего.


Яромир Хладик успел закончить первое действие драмы, частично также дописал одну сцену из третьего. Находясь у порога собственной смерти Яромир начинает просить Бога дать ему еще хотя бы год жизни для того, что бы дописать свое произведение, которая может стать оправданием самого его появления на этой земле. Вознеся свои просьбы к Богу, Хладик засыпает. Перед самым рассветом Ярославу снится сон, в котором он должен отыскать Бога. Для этого ему нужно указать конкретную букву среди четырех тысяч томов в библиотеке - это ему объяснил слепой библиотекарь. Ярослава вдруг охватывает абсолютная и неожиданная уверенность, он указывает на букву в атласе, на карте индии, и слышит голос, который гласит, что ему выделено время для того, что бы окончить свою работу. После этого мужчина резко просыпается.


Утро казни наступило. Два солдата, появившиеся в дверях камеры, выводят Ярослава во двор. Остается около пятнадцати минут до самого расстрела. Оказавшийся рядом с Ярославом сержант предлагает сигарету. Ни когда не курящий до этого Халдик молча берет предложенную сигарету и закуривает. Настало время казни. Солдаты построились, сержант командует. Ярослав видит как на него нацелены винтовки и рука сержанта начинает двигаться в команде... Вдруг весь мир замирает. Солдаты и сержант неподвижны. Ярослав пытается крикнуть, но парализован. Он не может ни пошевелится, ни произнести хоть какой-то звук. Он неожиданно для самого себя понимает - он просил Бога, и Бог совершил чудо. Да, его расстреляют, он умрет от пуль выпущенных солдатами, но до этого момента пройдет еще целый год.


Изумление проходит, приходит состояние благодарности. Ярослав начинает работать над своим неоконченным произведением. Он непрерывно меняет, переделывает и дописывает текст. Все готово. Остается один последний эпитет. Ярослав придумывает этот последний эпитет, и мир начинает оживать, гремит залп. Ярослав Халдик что-то вскрикнул и упал.
Ярослав Халдик умер утром, в назначенный ему трибуналом день и час.


ЮГ
Шел 1939 год. На улице Кордова, в муниципальной библиотеке Буэнос-Айреса, служит секретарем Хуан Дальманн. В самом конце февраля происходит неожиданное событие в жизни обычного секретаря, обычной городской библиотеки. В руках Хуана оказывается редкое издание, перевод Вайля книги «Тысяча и одна ночь». Он спешит, желание просмотреть редкость столь велико, что, не дожидаясь лифта, Хуан сбегает по лестнице, но в темноте больно ударяется головой. Придя домой, Хуан обнаруживает, что он рассек лоб об открытые и недавно выкрашенные двери.


Наступает рассвет. Дальманн просыпается и чувствует жар. Его мучают кошмары, в которых реальность переплетается с иллюстрациями из книги «Тысяча и одна ночь». Восемь долгих дней, словно восемь столетий, тянутся невообразимо долго, а все окружающее кажется сплошным адом. Наконец Хуана забирают в больницу. В больнице Дальманна раздели, обрили наголо и привязали к кушетке. Последнее что он помнит, это то, как человек втыкает иглу ему в руку.
Когда Хуан приходит в себя и ощущает, измученное и перебинтованное тело, он начинает осознавать, что до этого момента находился только у самого порога ада, но не переступал его. С мужеством перенося болезнь и все врачебные процедуры, он тихонько плачет, жалея самого себя, особенно в тот момент, когда узнает о том, что чуть не попрощался с жизнью от заражения крови. Проходит время и хирург сообщает о том, что Хуан может поехать долечиваться в доставшееся ему по наследству, имение - старинный дом на юге.


Долгожданный день отъезда на юг настал, и Хуан отправляется в поездку. Он сидит на вокзале, попивает запрещенное в больнице кофе и поглаживает развалившегося черного кота.
Настроение у Дельманна в это чудное утро соответствующее. Он чувствует себя превосходно. Выбирает почти пустой вагон стоящего на предпоследнем перроне поезда.
С собой Хуан прихватил книгу - все туже «Тысяча и одна ночь». Само решение взять с собой именно этот экземпляр далось Дельманну не сразу, но он уверен, что в этом и заключается некий символ окончания всех его злоключений.


Дельманн чувствует непонятное раздвоение: с одной стороны он мчится вперед на юг по знакомым до боли местам, а с другой, чувствует обиды и унижения в придуманной неволе. Мысль о том, что он завтра проснется в усадьбе, успокаивает и неизменно следует за уезжающим к югу Хуаном. Близится вечер. Чувство полного и безысходного одиночества одолевает Дальманна. Ему вдруг начинается казаться, что он уезжает не только на юг, но одновременно и в прошлое. Зашедший контролер отвлекает Хуана от мыслей и предупреждает, что по каким-то неизвестным причинам поезд остановится не на положенной по расписанию станции, а раньше - на остановке едва знакомой Дальманну.


Выйдя из поезда, Хуан оказывается почти, что в чистом поле. На станции невозможно снять экипаж и Дельманн вынужден пойти за километр от станции к лавке. Хозяин лавки вдруг оказывается сильно похожим на одного из работников больницы. Он обещает, что заложит бричку и Дельманн решает пока поужинать. Запивая ужин красным вином, Хуан спокойно наблюдает за посетителями в лавке. За соседним столиком гуляла шумная компания, а у стены сидел старик в шляпе и, как показалось Хуану, он был неким воплощением юга. Парни из шумной компании начинают навязчиво задираться и подсмеиваться над Дельманном - они кидают в него шарики из хлеба, громко выкрикивая различные ругательства. Хуан пытается уйти поскорей отсюда, но встревоженный хозяин пытается остановить и успокоить его, и при этом называет его при всем этом сеньор Дельманн. Хуан вдруг начинает понимать, что это не выходка подвыпивших парней против случайного прохожего, а провокация направлена именно против него.


Хуану ни чего не остается, как повернуться и спросить у парней, что им нужно от него. Один из подвыпившей компании выкрикивая ругательства и подбрасывая нож, вызывает Дельманна драться. Хозяин лавки отмечает, что Хуан не имеет оружия, но в этот момент старик у стены бросает к ногам Дельманна кинжал. Поднимая его, Хуан начинает осознавать, что кинжал в его руках будет лишь оправдание для убийцы. Но он встает и выходит во двор лавки. Мысли несутся вихрем в его голове. Он думает, что если бы это произошло в тот день, когда он попал в больницу, то мгновенная смерть от ножа была бы, наверное, счастьем и избавлением. Если бы у него был тогда выбор, он непременно выбрал бы именно такой конец для себя.
С этими мыслями и крепко сжав в руке кинжал, Хуан Дельманн выходит за парнем во двор лавки.

Краткое содержание сборника «Вымышленные истории» пересказала Осипова А. С.

 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Вымышленные истории». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Яндекс.Метрика