Краткое содержание: Жертва вечерняя

Дождливым осенним вечером в городе Петербурге одна 23-х летняя богатая вдова решает начать вести интимный дневник, считая, что так у нее получиться найти причину своего постоянно плохого настроения. Из него становится понятно, что своего мужа она никогда не любила, с трехлетним ее сыном ей скучно, а столичный свет не может предоставить никаких развлечений кроме выездов в Михайловский театр. Ее хандру не развеял ни ее визит к приятельнице Софи, ни даже письмо от двоюродного брата Лабазина Степы из Парижа, который за то время пока они не виделись, успел стать «философом». Застав Софи с любовником она делает ей строгий выговор, хоть сама допускает, что может завидовать чужому счастью.

Новизну в жизнь рассказчицы, Марьи Михайловны привносит знакомство с Плавиковой, в салоне которой раз в неделю собирались «сочинители», среди которых был и 40-ка летний романист Домбрович. Она и сама поддается любопытству и начинает читать европейские журналы, поддерживает разговоры о философии, а жгучий ее интерес вызывает образ жизни француженок, ведь к ним мужчины тянулись больше, чем к светским дамам. Она начала ездить по рождественским маскарадам, чтобы познакомиться с Clemence, которая была самой выдающейся среди куртизанок, правда, там же она встречалась и с Домбровичем. После того, как у нее получилось познакомиться с Clemence, ей пришлось и от этой куртизанки услышать о преимуществах Домбровича. Марья Михайловна, рассказчица, видится с ним все чаще и чаще и замечает, что он и вправду тактичный, обаятельный, остроумный, способный увлекательно рассуждать часами. Потом, она замечает, что о многом стала судить также как он и ее дневник наполняется рассуждениями о женщинах, светских сплетнях, главным героем в которых остается Домбрович.


Он рассказывал о своих встречах с Лермонтовым и сурово судил о Тургеневе, доказывал, что вредны узы брака для умных женщин и учил Марью искусству наслаждаться удовольствием так, чтобы «овцы были целы и волки сыты».
После двух месяцев их знакомства случилось ужасное, после чего Марья чувствовала себя едва ли не изнасилованной, обесчещенной. Она оказалась у него в квартире, а после завтрака позволила себе немного шампанского и отдалась ему. Сначала ее чувства были раздавлены, она считала, что с ней обошлись как с падшей женщиной, но прошло немного времени и в ее дневнике появились признания самой себе в том, что она не может без него и что стоит забыть случившееся, ведь ничего воротить нельзя. Они продолжают видится чуть ли не каждый вечер, в светском кругу, не раскрывая своей тайны. Следуя его советам она пользуется большим успехом у сановников и «молокососов», чем раньше. Она посчитала, что в ее жизни появился смысл, время стало лететь и дел стало столько, что ими была набита вся неделя. Появилось много забот по патронированию сиротского приюта, о новых нарядах, визитах, походы в театр. А самое главное - она стала видеться со своим любовником 2 раза в неделю у себя дома, а в остальное время бежала в Толмазов переулок, где он снимал комнатку для интимных свиданий с мебелью.

Он был опытным соблазнителем, поэтому сначала знакомил ее с романами: «Опасные связи» Ш. де Лакло, «Исповедь» Ж. Ж. Руссо и другими подобными книжицами, после чего уговаривал ее участвовать в тайных вечеринках, где 5 распутных девиц встречаются с любовниками. Это обучение, которое он называл обучением «по части клубнички», шло полным ходом. Она начала погружаться в мир сладкого порока - соблазнительные туалеты, шампанское, сочинение акростихов с неприличными словами, рассказы о том, кто, как и когда потерял девственность. Но в один вечер, когда такой ужин перешел в настоящую оргию, среди этих пирующих появился Степа Лабазин, который не дал ей погрузиться с головой в этот мир. Он только вернулся из странствий и сразу узнал от ее горничной Ариши, что Марья Михайловна погрязла в пучине разврата, и тут же помчался ее спасать.

У него получилось пробудить ее стыдливость и раскаяние и прямо на его глазах она разрывает отношения с Домбровичем, который был, как и все 40-ка летние люди изолгавшимся, развращенным и эгоистичным. После нескольких бесед с двоюродным братом, у Марьи Михайловны появилось желание обрести «цельное мировоззрение», забыть о существовании мужчин и встать на сторону подвижничества и заботы о ближних. Следуя совету Степы, она знакомиться с женщиной, которая посвятила себя перевоспитанию бывших падших девушек, которая перед этим раздала все свое имущество бедным. Прошло немного времени, и Марья Михайловна вместе с этой самой Лизаветой Петровной начинает ездить по больницам, ночлежкам, солдатским и увеселительным домам, скандалить с притоносодержательницами и пытаться вернуть проституток к новой жизни. Марья Михайловна видит и несчастных русских девушек, которых, по ее мнению, на этот путь толкнуло желание обогатиться. Там она встретила и немок, француженок, англичанок, приехавших специально для того, чтобы заработать приданое. Ей становится жалко этих заблудившихся Палаш, Аннушек и Матреш, и поэтому она решается на создание исправительного дома, где она учит их грамоте и добродетельности, но потом убеждается, что они преследуют желание либо вернуться снова в разгульную жизнь, либо вытащить из нее денег. Так, она разочаровывается в подвижничестве и решает, что многие женщины идут в разгул ради удовольствия, веселой жизни, а никак не из-за нищеты, и поэтому, приходит к выводу, что свою любовь ей нужно направить на своего сына.
Позже хотела уехать из Петербурга, но планы изменились из-за неожиданного заболевания сына. Она никогда не думала, что сможет настолько полюбить своего «кислого» Володьку, что решает остаться на лето на даче под городом Ораниенбаумом, что подальше от «ярмарки тщеславия». Брат Степа живет с ними под одной крышей и дальше старается настроить свою сестрицу на позитивизм 60-х гг., а во время общения с ним она развивается эмоционально и интеллектуально, хотя раньше признавалась, что была равнодушна и к природе, и к музыке, и к стихам. Место французских романов в ее жизни заняли место «Гамлет» Шекспира, «Басни» Лафонтена, «Накануне» Тургенева.

И как любая женщина, она начинает грустить от того, что около нее нет того, кто ценил бы ее как женщину. Перемену в ее жизнь внес Кротков Александр Петрович. Он был 26-и летним ученым, знакомым ее брата Степы, который решил поселиться на лето у кузины в том же городке. Сначала он показывал свое презрительное отношение к женщинам, подзадевал ее, а потом и раззадоривал. И снова ее дневник наполняется пересказами рассуждений теперь уж Александра, о науке, женской эмансипации, космополитизме и других важных вещах. Она вновь становится влюбленной, а он готов было уже соединить свою жизнь с рассказчицей, как Марью Михайловну не устраивает его эмоциональная снисходительность. Ей стало известно, что этот брак будет по расчету, и точно не по страсти, поэтому она не была согласна пойти на такое, ведь она сама сходила сума от страсти и мечтала о союзе равных. Ее дневник выдерживает натиск ее признаний, самообвинений, мыслей о том, что вся ее жизнь «одно блуждание», а во всех ее поступках только инстинкты.
Решает, что жить ей незачем и хочет покончить с собой. Делала прощальные визиты к Лизавете Петровне, объехала все театры Петербурга, и, снова отказавшись от советов Степы и признаний в любви Александра, она целует спящего сына и перечитывает свое завещание. Судьбу сына доверила Александру Кроткову, дневник велела передать сыну, когда он сможет все понять, чтобы он нашел там объяснение и жизненный урок. Рассказчица принимает яд и уходит из жизни, произнеся двустишие из «Гамлета» : «Как такой развязки не жаждать? Умереть, уснуть».


Краткое содержание романа «Жертва вечерняя» пересказала Осипова А. С.


 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Жертва вечерняя». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Яндекс.Метрика