Краткое содержание: Иной свет, или Государства и империи Луны


Автор и его четверо друзей в девять вечера возвращались из одного местечка в предместье Парижа. На небосводе царила полная луна, притягивая взоры прохожих и рождая остроумные шутки, наточенные о камни мостовой. Один из друзей предположил, что это слуховое окно в небесах, откуда исходит сияние святых. Другой говорил, что это Вакх вывесил луну на небесах как вывеску над своей таверной. Третий всех уверял, что это доска для глажения, которую использует Диана, когда гладит воротнички Аполлону. Четвёртый сказал, что это обычное солнце, без одеяний из лучей, в домашнем халате. Но самую необыкновенную версию предложил автор. По его словам луна - это целый мир, как земля, в свою очередь, несомненно, являющаяся луной для них. Товарищи встретили его слова дружным хохотом.


Случай или проведение помогли автору убедиться в своей правоте. Вернувшись, он обнаружил на своем столе книгу, которой там раньше не было и в этой книге как раз рассказывалось о жителях луны. Это явилось для нашего героя велением свыше, повелевающим ему сказать людям, что на луне живут живые существа.


Для того, чтобы улететь в небеса, автор обвязался склянками с утренней росой. Под притяжением солнечных лучей, автор взлетел на высоту самих облаков. Потом он стал поочередно разбивать склянки, чтобы плавно спуститься обратно. На земле он увидел обнаженных людей, разбежавшихся в панике от его появления. Показался солдатский отряд. Они и сообщили автору, что тот находится в Новой Франции. Очень любезно его встретил вице-король: это был человек возвышенных мыслей. Он был полностью солидарен с Гассенди о ложной теории системы Птолемея. Автор испытывал огромное удовлетворение от философских бесед, однако мысль взлететь на луну его никак не желала оставить. Поэтому он сконструировал особую машину, с ракетами в шесть рядов, наполненных горючей смесью. Попытка взлета оказалась весьма печальной: автор так сильно разбился при падении со скалы, что он, по необходимости, обмазался мозгом из костей быка с ног до головы. Однако ущербная луна по обыкновению высасывает костный мозг животных, поэтому автора притянуло к ней. Пролетев треть четверти пути, он стал снижаться вверх ногами, а потом упал на крону дерева жизни и понял, что он в библейском раю. Он испытал при виде красоты данного освященного места такие болезненные и приятные чувства, как эмбрион в минуту, когда душа вселяется в него. Наш герой тотчас же помолодел лет на четырнадцать. Вместо выпавших старых волос выросли новые, мягкие и густые. Кровь резво побежала по жилам, всю его сущность пронзила естественная теплота.


Совершая прогулку по прекрасному саду, автор повстречал юношу необычайной красоты. Он оказался пророком Илией, поднявшийся в рай постоянно подбрасывая вверх магнит и находясь при этом в железной колеснице. Святой старик вкусил плоды дерева жизни и навсегда останется молодым. Автор узнал от него о прежних жителях рая. Адам и Ева, изгнанные Богом, прилетели на землю и стали жить в Месопотамии и Аравии. Язычники называли первого человека Прометеем и сложили легенду о том, что он украл небесный огонь. Спустя века, Господь послал Еноху мысль уйти от мерзкого людского племени. Этот святой человек наполнил жертвенным дымом от костра два огромных сосуда, закупорил их герметично, привязал к своим подмышкам и поднялся в результате на луну.


Когда на земле был Великий потоп, вода поднялась на такую ужасающую высоту, что ковчег смог плыть по небу вровень с луной. Спустив на воду шлюпку, одна из дочерей самого Ноя также смогла попасть в рай. Самые смелые животные отправились вслед за ней. Вскорости девушка повстречала Еноха, они стали вместе жить и наплодили большое потомство. Женская гордость и безбожное поведение детей вынудили святого уйти в леса, где он целиком посвятил свое время молитве. Он чесал льняную кудель, отдыхая от работы, из-за этого по осени в воздухе летает белоснежная паутина, которую крестьяне прозвали нитью Богородицы.


Дьявол внушил автору кощунственную шутку, когда дошла очередь истории о вознесении в рай Иоанна-евангелиста. Пророк Илия назвал автора атеистом и выгнал его, вне себя от возмущения. Мучимый голодом, автор сорвал яблока с дерева знаний и откусил от него. Тотчас же его душу спеленал густой мрак, лишь потому не лишился он разума, что живительное действие сока мякоти ослабило пагубное влияние действия кожицы. Очнувшись, автор оказался в совершенно незнакомом месте. Его тут же окружило большое множество сильных и больших животных. Сложением и чертами лица они походили на человека, но при этом передвигались при помощи четырех лап. Гораздо позже выяснилось, что звери приняли человека за самку маленького животного их королевы. Его поначалу отдали фокуснику, на хранение. Тот стал учить его кувыркаться и смешить публику, корча ей гримасы.


Никто не верил, что существо, способное передвигаться лишь на двух лапах может быть разумным. Но однажды в зрительном зале оказался человек, который бывал на Земле. Он прожил в Греции долгое время, где был известен как Демон Сократа. Затем он примкнул к младшему Катону и Бруту в Риме, а после гибели этих великих мужчин ушел в отшельники. Лунных жителей на Земле называли нимфами, вампирами, гениями, оракулами, домовыми, пенатами, приведениями, феями и призраками. Современное население Земли настолько отупело и погрубело, что лунные мудрецы не хотят больше его обучать. Впрочем, иногда все же встречаются истинные философы. Одного из таких, француза Гассенди Демон Сократа посетил с удовольствием. Но на Луне гораздо больше преимуществ. Здесь наибольшее значение имеет разум, а истина превыше всего. Лишь софисты и ораторы считаются тут обезумевшими. Демон, родившийся на самом Солнце, принял осязаемый образ, вселившись в состарившееся тело. Поэтому сейчас он вкачивает жизнь в юношу, который умер недавно.


Встречи с Демоном разнообразили горькую участь автора, вынужденного служить у фокусника. Омолодившись, Демон решил взять его с собой и представить ко двору. Автор больше узнал об обычаях лунных обитателей, живя в гостинице. Он укладывался спать в постель из цветочных лепестков, его полностью раздевали перед едой, чтобы он лучше впитывал испарения и стали кормить вкусными запахами. За снятый в гостинице номер Демон рассчитывался стихами, прошедшими оценку на Монетном дворе. Он объяснил, что умные люди здесь никогда не бедствуют, а помирают с голоду лишь дураки.
Автора с нетерпением ожидали во дворце, так как хотели сравнить с маленьким королевским животным. Разглядев в толпе одетого в панталоны европейца, автор разгадал эту загадку. Тот смог попасть на луну при помощи птиц, а сам был уроженцем Кастилии. В родной стране испанец почти попал в лапы Инквизиции, ибо прямо заявлял в педантичные лица, что на свете существует пустота. И ни одно вещество не весит больше чем другое вещество. Рассуждения товарища по злосчастию понравились автору. Но философские беседы приходилось вести только ночью, потому что днем им покоя не давали любопытствующие. Автор с трудом смог разговаривать на чужом языке, разобрав и изучив издаваемые чужаками звуки. Это привело к большому ажиотажу в городе, где жители разделились по двум партиям. Одни считали, что у автора есть проблески разума. Другие решили, что осмысленные действия он совершает лишь инстинктивно. Этот религиозный момент, в итоге, был отдан на рассмотрение суда. В ходе третьего по счету заседания к королевским ногам приник какой-то человек и лежал на спине долгое время. Когда житель луны хочет что-то сказать публично, он принимает данную позу. Незнакомец стал произносить великолепную речь в защиту автора и того признали человеком. При этом его приговорили к покаянию перед общественностью. Он должен был публично отречься от ереси, которая заключалась в том, что его луна это самый настоящий мир, в то время как этот мир всего лишь луна для его мира.


Как оказалось, Демон и был тем виртуозным адвокатом. Он повел его в дом, который принадлежал какому-то почтенному старику и поздравил автора с освобождением. Здесь Демон поселился не просто так, а с намерением воздействовать на сына хозяина, из которого мог получится второй Сократ, если бы тот не строил из себя безбожника из глупого тщеславия и в полной мере мог использовать свои знания. Автор поразился, увидев как седые профессора, пришедшие на ужин, кланяются молодому человеку с крайним подобострастием. Демон разъяснил, что это из-за возраста последнего. На луне именно старики выказывают дань уважения молодым, а родители должны слушаться своих детей. В который раз автор был поражен рациональностью местных традиций. На земле безумный страх и паническую боязнь действия принимают как здравый смысл. В то время как сошедшую с ума дряхлость на луне оценивают адекватно.
Хозяйский сын полностью соглашался с точкой зрения Демона. Он лягнул ногой отца, когда тот вдруг решил ему перечить и велел старику принести свое чучело, которое начал пороть. Не получив полного удовлетворения, он велел родителю целый день проходить на двух ногах, для вящего позора. Автор очень развеселился от такого способа воспитания. Чтобы не начать хохотать, он начал философскую беседу с юношей о создании мира и вечной вселенной. Молодой парень был омерзительным атеистом, как и говорил ранее Демон. Он со всей дерзостью утверждал, что бессмертной души не существует и сам Бог тоже вымысел.

Вдруг автор разглядел в лице молодого человека нечто очень страшное: у него были крохотные, глубоко сидящие глаза, огромный рот, смуглое лицо, подбородок был волосат и черные ногти. Только анархист мог так выглядеть. В самый разгар жаркого спора явился гигантский эфиоп и схватив безбожника поперек туловища, стал лезть с ним в трубу от печи. Несмотря ни на что, автор привязался к бедняге, и успел ухватить того за ноги, вырывая его из когтей великана. Но сила эфиопа была настолько высока, что тот смог взлететь за облака с удвоенным грузом. Автор продолжал держаться за юношу уже из страха, а не от человеколюбия. Они летели невероятно долго, а когда вдалеке стала видеться земля и очертания Италии, автору стало понятно, что эфиоп - это дьявол, который несет молодого человека прямо в ад. В панике автор стал орать «Святой Иисус» и тотчас оказался на склоне холма, поросшего вереском. Заботливые крестьяне довели его до деревни. Сельские собаки чуть было не растерзали его, ведь они привыкли облаивать луну за боль, которую она издали им приносит. Автору пришлось три-четыре часа сидеть голым под солнечными лучами, пока выветривалась лунная вонь, после чего собаки отстали от него. Затем он отправился в гавань, чтобы сесть на судно, плывущее во Францию. Во время плавания автор размышлял о лунных жителях. И пришел к выводу, что Господь специально убрал этих богохульников в такое место, где они не смогли бы развращать остальных. В качестве кары за самолюбие и гордыню они были предоставлены сами себе. И никто не был послан им с евангелистской проповедью из милосердия, ибо Священное писание они бы употребили во зло, тем самым ухудшив кару, которая их ожидает на том свете неизбежно.


Краткое содержание романа «Иной свет, или Государства и империи Луны» пересказала Осипова А.С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Иной свет, или Государства и империи Луны». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Яндекс.Метрика