Краткое содержание: Страстная неделя

Отрезок времени с 19 по 26 марта, 1815 год, Франция. События происходят в течении последней недели перед Пасхой. В католическом календаре эта неделя называется страстной. Роман основан на событиях, имевших место быть в реальности: Наполеон Бонапарт возвращается в Париж после того, как он бежал с острова Эльбы, где был в изгнании. Главный персонаж романа - Теодор Жерико, талантливый молодой художник. В 1811 году его отец, Жорж Жерико, нанял вместо сына в армию Наполеона рекрута, поскольку Теодор ненавидел войну и всё, что было с ней связано. И на несколько лет Теодор полностью погрузился в изучение живописи. Однако в 1815 году он попадает в гущу тех трагических событий, которые охватили Францию: Теодор записывается в серые мушкетёры короля Людовика ХVIII.


Королевские войска, располагавшиеся на окраине Парижа, получили распоряжение находится на Марсовом поле рано утром. Там король собирается произвести смотр. Никто не знает, каким будет решение короля. Или им придётся защищать Париж и Лувр, руководствуясь заранее разработанной стратегией, либо уходить из города, так как армия Бонапарта практически неуязвима: он очень быстро подходит к стенам столицы. У всех на устах измена маршала Нея, которого послали приостановить Бонапарта и отсрочить его нападение на Париж, а вместо этого Ней перешёл на его сторону. Теодора мучает страх за собственную жизнь: что случится, если генеральские измены примут массовый оборот и все войска присоединятся к наполеоновской армии? Теодора посещает мысль отсидеться в огромном доме отца, занимаясь живописью и не высовываясь наружу. Но всё-таки, несмотря на усталость и тревогу, Теодор Жерико седлает коня и скачет к месту сбора.


Время, когда должен был явиться король, прошло, а его всё нет. Прошёл слух о предательстве короля, о подлом бегстве его свиты и аристократов. Поднялся шум из-за Наполеона, который находится почти около Парижа. И вдруг вдалеке показывается карета короля, который скачет из Лувра. Король убегает? Но куда? Как же быть дальше? Вдруг карета останавливается, поступает приказ о возвращении в казармы, и карета возвращается в Лувр. Город оживился, из баров слышатся тосты за здоровье Бонапарта. Становится опасным ходить по городу в обличии королевского мушкетёра. Из-за формы Теодора в кафе чуть ли не состоялась драка. Скандал угасает только благодаря Дьёдонне, старому знакомому Теодора. Дьёдонне против короля, он за Наполеона, но он дружелюбен по отношению к Теодору и не забыл прежней дружбы. Выйдя из кафе, молодой художник отправился дальше бродить по городу, везде встречая знакомых. В городе суматоха, в его голове - хаос. Он думает о родине и живописи, пытается определить, что лучше для Франции - король, Бонапарт или Республика? И почему сам он не прячется сейчас в мастерской? Ведь у него столько поводов для вдохновения - сияющий Лувр, в котором принимали испанского посла, и чёрная, густая ночь. Всё это так и хочется увековечить на полотне. Он мог бы стать ровней Караваджо.

Теодор идёт к друзьям-мушкетёрам. Те покидают Париж, присоединившись к другим войскам, а король и его свита уже давно уехали на север. Какой они выбрали маршрут и какова их конечная цель - не знает никто. В известность не поставлен даже племянник короля. Герцог Беррийский задержался своей возлюбленной Виржинии. Та накануне родила ему сына. Король оставил маршала Мезона за главного, но тот ничего не может предпринять - его никто не воспринимает всерьёз, все делают то, что хотят. Где располагается штаб - также неизвестно, но 19 марта весь воинский состав явился в канцелярию, забрал жалование и исчез. Часть королевских войск почти сразу же вернулась в Париж, едва выехав оттуда: генерал Эксельманс перешёл на сторону Наполеона и переманил их. Оставшиеся же верноподданные королю по раскисшим в непогоду дорогам добрались до Бовэ. Однако они снова наступали королю на пятки, раз за разом упуская его. Тот только что уехал. Куда - по-прежнему неизвестно. Войска брошены на произвол судьбы и вольны выбирать: сражаться и продолжить отступление. Жители Бовэ боятся Бонапарта. Рекрутские сборы, пролитие крови на войне - их город и так полностью разрушен. Появление Бонапарта истребит его полностью.


В Бовэ Жерико остался на ночлег у Дюран, вдовы-бакалейщицы. Её дочь рассказала Теодору о предыдущем постояльце, молодом офицере Альфонсе де Пра. Он замечательно читал стихи и много рассказывал об Италии. Позже Теодор узнал, что это был Ламартин. К рассвету до войска дошла новость о том, что в парижском Лувре теперь царствует император. В Бовэ продолжали стекаться военачальники и принцы. Все они были в смятении: войска ещё толком нет, а Эксельманс вот-вот нагонит их и устроит бойню. Было решено на государственные деньги купить лошадей и скорее уйти к порту Дьепп, откуда так же быстро уплыть в Англию. О распоряжениях короля все уже забыли - тот по-прежнему был вне поля досягаемости.


Жерико и другие были посланы за лошадьми. Мушкетёрам с великим трудом, но всё же удаётся отбить самых лучших жеребцов. Одного, вороного с белым пятном на ноге, Жерико отдаёт своему другу, Марку-Антуану. Тот недавно лишился любимого коня. С такими, как вороной, нужно держать ухо востро: у них очень горячий нрав. Подарок обернулся трагедией: через два дня конь протащил хозяина, не успевшего высвободиться из стремени, по земле. В тяжёлом состоянии его оставляют у бедных крестьян, чей дом стоял неподалёку.


При въезде в город Пуа Теодор заехал в кузницу, подковать своего коня. Там же он и остался на ночлег. Поздно ночью к кузнецу приезжают двое - старик Жубер, и молодой юноша Бернар. У кузнеца Мюллера молодая красивая жена Софи. В неё влюблены Бернар и помощник Мюллера Фирмен. За ужином Теодор почувствовал зарождение бури. Фирмен ревнует Бернара к Софи, и выжидает удобного момента, чтобы нанести по противнику сокрушающий удар. В полночь он приходит в спальню к Теодору и предлагает ему выследить Бернара и Жубера, которые направлялись тайную сходку заговорщиков. Это приглашение имеет ещё одну подоплёку: Фирмен надеется, что Теодор, королевский мушкетёр, донесёт на Бернара, изобличив его как предателя родины. И тем самым освободит Фримена от ненавистного соперника. Сходка состоялась на поляне возле кладбища. Пришло человек двадцать. Они взволнованы, пытаются выяснить, почему народ бедствует, винят в этом короля и буржуазию, Бонапарта и его бесконечные захватнические передвижения. У каждого из собравшихся есть, что сказать насчёт сложившейся трагичной ситуации. Теодору кажется, будто перед ним не люди, а актёры, и вся эта сходка - спектакль. Для него оказывается неожиданным то, что цены на хлеб волнуют народ, а рабочие с надеждой и воодушевлением говорят о «рабочих союзах». Разгорается спор. Кто-то кричит, что народу некому верить, другие считают, что Бонапарта можно подчинить воле народа, если объединится. Наблюдая за всем этим, Жерико чувствует, что в его душе что-то меняется. Услышав их речи случайно, он понял, что теперь всегда будет на стороне этих людей. Ведь раньше он их практически не знал. И когда Фирмен начинает упрашивать Теодора вернуться в город сдать их всех властям, Теодор отшвыривает его от себя и в бешенстве бьёт его по лицу.


Принцы и графы бегут от Эксельманса за Ла-Манш, Теодор же решает остаться. После того, что он узнал, он не мог бросить нуждающихся на произвол судьбы. Более того, они стали для него близкими и даже родными. Однако король не разделяет высоких чувств Теодора Жерико. Главное для короля - не попасться Бонапарту. При этом он опасается всех, даже родственников, которые мечтают заполучить его корону. В будущем Людовик XVIII хочет окружить себя союзниками, тем самым обезопасив себя от претендентов. Тем временем среди королевских солдат идёт ропот, что гвардия соединится с иностранными армиями в Лилле. Это значит, что речи герцога Орлеанского о том, что король никогда не обратится за помощью к иностранным войскам, были ложью.


Назревает бунт. Некоторые генералы открыто заявляют королю, что не намерены переходить границу. Наступает выбор между королём и родиной. Сам король решает перейти франко-бельгийскую границу как можно скорее, в Менено. На площадях Франции отовсюду слышны крики «Да здравствует император!». О короле не слышно ни слова. В страстную пятницу все идут в собор на литургию. Но Теодор далёк от подобных обрядов: он так и не может определиться, на чью сторону встать. О короле речи уже быть не может, так как он навсегда останется в глазах народа изменником. Но Бонапарт... Ему плевать на народ, он ненавидит и презирает чернь. Армия и полиция запугивают народ до смерти. Теодор задумывается, что прав был тот, кто тогда, на поляне, призывал народ сплотиться и восстать против императора. Больше всего Теодору Жерико хочется жить, особенно накануне Пасхи. Ему хочется писать картины, всматриваться в лица людей и любить их. Он хочет нарисовать весь мир, окружающий его.

Краткое содержание романа «Страстная неделя» пересказала Осипова А.С.


 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Страстная неделя». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.