Краткое содержание: Пассажир без багажа

Прошло восемнадцать лет после Первой Мировой войны. Послевоенная Франция. Гастон - воин, который посвятил себя войне с немецкими завоевателями и потерявший память в одном из боев за свою Родину. И он вместе с человеком, представляющим его интересы, мэтром Юспаром и герцогиней Дюпон-Дюфон, которая знает Гастона уже восемнадцать лет, познакомившись с Гастоном в приюте для душевнобольных, где она выполняла обязанности дамой-патронессой, поселились в богатом провинциальном доме. Дом принадлежит господам Рено, которые являются предполагаемой семьей Гастона. Несколько семей, чьи члены пропали во время Первой Мировой войны, считают Гастона своим пропавшим родственником. Многие из них ищут в Гастоне лишь источник наживы, ведь мужчина обладал пенсией по инвалидности и не имел возможности распоряжаться денежными средствами. И за это время накопилась приличная сумма, которая составила около двесот пятидесяти тысяч франков.


С остальными возможными "новоявленными" семьями встреча Гастона должна была состояться раньше посещения семьи Рено, но герцогиня Дюпон-Дюфон отдала свое предпочтение именно этой семье, приняв во внимание общественное положение и уровень благосостояния. Гастон уже встречался с членами многих семей, которые решались посетить приют, но никто не вызывал в нем прояснение памяти и появление воспоминаний о своем прошлом.
Метрдотель предупредил главу семейства Рено о прибывших гостях, и Гастона отправляют 
прогуляться по саду. В залу входит возможная мать Гастона, точнее, мать Жака - именно так звали ее пропавшего сына. Компанию ей составляет брат Жака - Жорж в компании своей жены, которую зовут Валентина. Хозяева поприветствовали гостей и позже высказали претензии насчет того, как раньше были организованы встречи и посещения больных в приюте. Раньше они видели Гастона секунды в приюте, хотя госпожа Рено и невестка мечтали больше времени проводить с «родным человеком», который попал в такую ситуацию. Ради того, чтобы проводить около Гастона больше времени, Валентина устроилась белошвейкой в приют, что дало возможность «родственникам» чаще видеться. 

И тут в дверях появляется Гастон. Но никаких воспоминаний у него не возникает, когда видит семью в полном составе. За его спиной служанки и работники шепчутся еле слышно, считая, что «новоприбывший» довольно таки сильно похож на бывшего хозяина, Жака, который был младшим сыном госпожи Рено. И никто из служанок и работников дома не выражает радости, кроме одной девушки, Жульетты. Их всех обрадовала мысль о смерти Жака, ведь раньше ничем хорошим он не отметился, за что горничные и служанки не испытывают истинного восторга.


Госпожа Рено и Жорж берут Гастона под руки и решаются показать комнату Жака, которая выглядела очень необычной, со странной мебелью, выполненным по собственным эскизам Жака. Внимание Гастона привлекает интересный предмет мебели, который представлял собой нечто дерева, изогнутого во время бури. Как позже рассказали Гастону, что раньше он ненавидел всей душой музыку, крушил все скрипки об пол, давил каблуком. А этот пюпитр - остался единственным следом, напоминавшим о ненависти к музыке. Взгляд Гастона останавливается на фотографии, на которой изображен двенадцатилетний юноша. Это был Гастон, точнее Жак. И как же был удивлен мужчина, который всегда считал, что был блондином и рос спокойным и застенчивым парнем. Но госпожа Рено поведала историю, что Гастон был шатеном, да и рос активным ребенком, который ни мог ни минуты сидеть на одном месте, бегая и играя в футбол, а также любил крушить все на своем пути. Позже Гастону поведали интересные подробности о его жизни, точнее о жизни, которая принадлежала Жаку.


Он узнает подробности, что рос шаловливым ребенком, который любил пострелять из рогатки, чем уничтожал всех ценных птиц, живших в вольере его матери, а в один из дней бросил в собаку камнем и перебил ей лапу. А однажды поймал мышь, и, решив повеселиться, привязал к ее хвосту нитку и так таскал в течение целого дня за собой бедную зверушку. От ребенка пострадали множество зверей: белки, ласки, хорьки. Самых красивых из них ждала ужасная судьба - они превратились в чучела. Гастон не может поверить рассказам своих «новоявленных родственников». Гастона мучает вопрос - был ли в детстве у ребенка друг, с которым он делился мыслями и эмоциями. Мужчина спрашивает об этом, и получает рассказ - действительно у Жака был лучший друг, но во время драки, он упал с лестницы,получив серьезную травму позвоночника. Это оставило его друга навсегда прикованным к коляске. Гастон проявляет желание посмотреть место драки. Гастона мучают сомнения, что новоявленная семья рассказывает ему истории не полностью, утаивая некоторые подробности. Он узнает, что при драке присутствовала Жульетта, и просит встречи с ней. Оставшись наедине, Гастон замечает некоторое волнение на лице Жюльетты. Девушка взволнованно делится с Гастоном, что до начала войны Жульетта была любовницей Жака. Оказавшись очень ревнивым, Жак в один день заметил, что его друг проявляет внимание к девушке и пытается начать ухаживать. Жак, поднимаясь по лестнице, заметил, что Жульетта и его лучший друг целуются. Это не на шутку разозлило молодого человека. Он развязал драку, и когда друг упал на пол, схватил за ногу, подтащил к краю лестницы и сбросил молодого человека вниз.


Но тут в комнату Жака входит его брат Жорж, и Жульетта быстро решает оставить их наедине. Совесть мучает Гастона, но брат уверяет, что это была всего лишь ребячество и несчастный случай и он ни в чем не виноват. Не зная подробностей, Жорж рассказывает свою версию произошедшего - причиной ссоры послужил конфликт спортивных команд. Но на этом список преступлений Жака не заканчивался. Из рассказа Жоржа, Гастон узнал, что он очаровал приятельницу семьи и выманил пятьсот тысяч франков, соврав о партнерстве с крупной компанией. Жак выписал фальшивый вексель, но скоро ложь была раскрыта. Но Жак к тому времени успел потратить сумму в борделях и по кабакам. Семье Рено пришлось выплатить полностью долг.
Но самое ужасное, что узнает Гастон - Жак успел соблазнить жену брата. Но не узнает остальных подробностей, ведь в тот момент в дверях комнаты появляется госпожа Рено. Она сообщает прекрасную новость, что собрались все родственники и знакомые, которые приехали с одной целью - поприветствовать вернувшегося Жака. Но предстоящее мероприятие не радует Гастона.
Гастон интересуется о своей жизни после окончания школы и до начала войны. Оказывается, что в течение года мать и сын не разговаривали между собой. А причина того - что слова Жака обидели мать, и никто не хотел делать первый шаг к примирению. И даже на войну Жак ушел, так и не поговорив со своей матерью. Это злит Гастона, и он повторяет слова Жака, которые сказал юноша в семнадцать лет, когда мать запретила жениться на швее. Он не желает, чтобы к Гастону обращались по имени Жак - теперь очень ненавидит это имя.


Все покидают комнату Жака, оставляя одного Гастона. Но тут тишину нарушает появление Валентины, которая рассказывает о былой любви и отношениях. Но это очень не привлекает Гастона - ведь не желает становиться врагом и предателем Жоржа во второй раз. Вообще он не уверен, что он действительно является тем Жаком, появлению которого все рады. Гастон хочет покинуть этот дом. Но Валентина рассказывает о шраме, который являлся отличительной чертой Жака. Оставила его именно Валентина, которая заподозрила молодого человека в измене и шляпной булавкой кольнула под лопатку. Гастон увидел шрам и не смог удержать слез.


На следующее утро в доме Рено собрались все оставшиеся представители семейств, претендующих на родственную связь с Гастоном. Среди них был мальчик, родом из Англии и приехавший под присмотром мэтра Пинквика. Мальчик гуляет по дому и случайно заглядывает в комнату Жака. Он рассказывает ему, что приходится предполагаемым дядей Гастону, что все его родственники и утонули при крушении корабля «Нептуния», когда он был ещё младенцем. Поговорив с адвокатом, Гастон сообщает герцогине Дюпон-Дюфон, что он приходится разыскиваемым племянником мальчика и быстро хочет покинуть дом Рено, чтобы никто и никогда не напоминал ему о тех людях и тех событиях, что горько откликаются в душе Гастона.


Краткое содержание романа «Пассажир без багажа» пересказала Осипова А.С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Пассажир без багажа». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.