Краткое содержание: Рассказ о семи повешенных

Замученный недугами человек, грузный и старый находится на чужом кресле, в чужой спальне, в чужом доме и с непониманием разглядывает свое тело. Он пытается прислушаться к своим чувствам, пытается и никак не может уразуметь мысли в собственной голове. Он называет кого-то дураками, решившими, что если они сообщили тому о том, что на него готовится покушение, назвали время когда бомба должна будет разорвать его в клочья они помогли ему избавится от опасений за жизнь? Они, дураки, решили, что спасли его, тайно привезя его семью и его самого в этот незнакомый дом, где он находится в покое и безопасности, где он спасен! Но страшна не смерть, а знание о ней. Если бы человек мог знать дату и время своей смерти, то он не смог бы спокойно жить дальше с такой информацией. А они ему сказали, что с его превосходительством, то есть с ним, это произойдет в час пополудни.


Министр, покушение на которого приготовили заговорщики, раздумывает той ночью, которая вполне могла стать для него последней, о радости незнания о своей кончине, будто кто-то поведал ему, что он бессмертен.
Революционеры, которых задержали в установленное согласно доносу время со взрывчаткой, адскими устройствами и револьверами у парадного министерского дома, проводят оставшиеся перед повешением ночи и дни с столь же тяжких размышлениях.
Как такое возможно, чтобы их, молодых, сильных и здоровых убили? Да разве ж это смерть? Один из пятерых злоумышленников, Сергей Головин, размышляет о смерти, спрашивая себя боится ли он ее. И приходит к выводу, что ему просто жалко жизни, потому что это прекрасная жизнь, несмотря на уверения пессимистов. Ежели пессимиста повесить? И зачем у него борода выросла? Ведь не росла, не росла и тут выросла - к чему?


Кроме сына полковника в отставке, Сергея, которому отец при последней встрече пожелал идти на смерть, как офицеру на поле битвы, в тюремном каземате еще четверо. Купеческий сын Василий Каширин, все силы бросивший на то, чтобы не выказать парализующий его ужас перед смертью своим палачам. Неизвестный некто по прозвищу Вернер, которого считали главным зачинщиком, имеющего своё собственное суждение о смерти, которое в том состоит, что неважно убиваешь ты или нет, но если убивают тебя одного силами тысяч из страха перед твоими поступками, то это значит, что победа за тобой и смерть для тебя уже не существует. Неизвестная никому по прозвищу Муся, походившая на мальчишку-подростка, бледная и тонкая, готовая в смертный час присоединиться к сомну святых, светлых, лучших, которые не побоялись проити через пытки и казнь к светлому небу. Если бы после казни ей дали посмотреть на свой труп, она поглядела бы на него, сказав что это не она. И отпрянули бы палачи, философы и ученые со словами не прикасаться к данному месту, ибо оно свято. Последняя из проговоренных к висилице, Таня Ковальчук, казалась матерью своих сподвижников, настолько ее глаз, улыбка и страхи о них На весь суд и вынесенный приговор она не обратила внимания, забыла о себе полностью и думала лишь о других.


С этими пятью «политическими» ждут ту же самую виселицу эстонец Янсон, батрак еле говоривший на русском, которого приговорили за убийство владельца и попытку изнасилования хозяйки. Совершил он все это по глупости, узнав, что в соседнем хозяйстве как будто такое случилось. И Михаил Голубец, по прозвищу Цыганок, последнее злодеяние которого насчитывало три убийства и грабеж, а мрачное прошлое его уходило на неведомую глубину. Сам себя Мишка именовал вполне откровенно разбойником, бравируя тем, что сделал и что его теперь за это ждет. Янсон же наоборот парализован как совершенным, так и вынесенным приговором и повторяет одно и то же всем вокруг, вложив в эту фразу все, чего не смог выразить словами, говоря, что его не надо вешать.
Текут дни и часы. До времени, когда их, собрав вместе, повезут за город, в весений лес на повешение, приговоренные в одиночестве осмысливают дикую, нелепую, невероятную мысль каждый по-своему. Вернер, механический человек, относящийся к жизни словно к сложной шахматной партии, сразу исцелился от презрения к окружающим, даже отвращения к их виду: он как бы на воспарил над землей на воздушном шаре и дивится, до чего же прекрасен мир. Муся грезит только о том, чтобы любящие ее люди не испытывали к ней жалости и не называли ее героиней. Она размышляет о своих соратниках, с которыми суждено ей встретить смерть, как о товарищах, в чей дом придёт с приветом на улыбающихся устах.

Сережа занимает своё тело упражнениями от Мюллера, немецкого доктора, одерживая победу над страхом острым ощущением жизни в гибком, молодом теле. Вася Каширин склонен к быстрому помешательству, люди представляются ему куклами. Янсон превратился в отупевшее и ослабшее животное. И лишь один Цыганок до своего последнего вздоха на пути к виселице все также зубоскалит и куражится. Он только тогда испытывает страх, когда видит, что остальных ведут на казнь парами, а он пойдет на смерть один. И тогда Ковальчук Таня уступила ему свое место подле Муси и Цыганок повел ее под руку, оберегая и находя дорогу, как долженствует мужчине перед женщиной.
Взошло солнце. Мертвецов сложили в ящик. Спонтанная калоша, утерянная Сергеем, чернеет на фоне пахучего и мягкого мартовского снега.


Краткое содержание рассказа «Рассказ о семи повешенных» пересказала Осипова А.С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Рассказ о семи повешенных». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Яндекс.Метрика