"Татьяна - русская душою..."

Татьяна является любимой героиней Пушкина: он часто и подробно останавливается на ее характеристике, и эта характеристика проникнута чувством живой симпатии. «Я так люблю Татьяну милую мою!», - восклицает он.


Татьяна воспитана в патриархальной обстановке старого помещичьего дома. Ее отец, отставной бригадир, был, по выражению Пушкина, «добрый малый, в прошедшем веке запоздалый»; все дела по хозяйству он предоставил своей жене, «а сам в халате ел и пил».


Когда в гостеприимный дом Лариных съезжались соседи-помещики, то разговоры их вращались неизменно в области обыденных интересов: «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне»; других, более высоких интересов они не знали. Понятно, что жизнь в такой среде не могла впол не удовлетворить Татьяну, натуру незаурядную, от природы одаренную тонкой впечатлительностью и неясным стремлением к другой, более разумной и содержательной жизни. Поэтому с детства она росла одиноко, держалась в стороне от своих сверстниц и «в семье своей родной казалась девочкой чужой».


Чуждая действительности, она все время жила в мире своей фантазии. Окружавшая ее жизнь и люди не привлекали ее; она жила в особом, идеальном мире, который создала в своем воображении на основании своих любимых романов. В этих романах находила обильную пищу ее природная мечтательность и чувствительность. Чтение было ее излюбленным занятием. Пушкин говорит:

Ей рано нравились романы;
Она влюблялася в обманы
Они ей заменяли все;
И Ричардсона, и Руссо...

Чтение романов открывало душу Татьяны преимущественно для иностранного влияния. Но были в окружающей среде и такие условия, которые способствовали развитию национальных черт характера и благодаря которым Татьяна, несмотря на свое иностранное воспитание, все-таки осталась, по выражению Пушкина, «русская душою», а не стала «чужих причуд истолкованьем», каким был Онегин. Это национальное, туземное влияние исходило преимущественно со стороны ее няни-старушки, в лице которой Пушкин изобразил свою собственную няню, знаменитую Арину Родионовну. От нее Татьяна наслышалась русских народных сказок, песен, поверий. Она не чужда была даже некоторых суеверий, «верила преданьям простонародной старины - и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны». Читая Руссо и Стерна, она, вместе с тем, нередко заглядывала в книгу толкования снов. В самом «сне» Татьяны отражается ее близкое знакомство с народными сказками; отдельные черты ее сновидений навеяны различны ми сказочными образами, наполнявшими, очевидно, ее воображение.


Таким образом, сентиментальные романы, которыми увлекалась Татьяна, еще более возбуждали ее чувствительность, нисколько не знакомя ее ни с действительной жизнью, ни с людьми, которых она не знала и о которых судила только по романам. Между тем окружавшая ее действительность и соседи-помещики слишком мало походили на ее идеальные представления о жизни и людях, какие она себе составила.


Поэтому она чувствовала себя одинокой, неудовлетворенной и волновалась смутными ожиданиями. Это настроение наиболее способствовало ее быстрому увлечению Онегиным. Неблагоприятные толки соседей о нем и восторженные отзывы Ленского о его новом друге возбудили в ней интерес к Онегину, как к человеку, непохожему на всех окружающих. Уже при первом знакомстве Онегин произвел на нее сильное впечатление. Его разочарованность, напускная холодность, оригинальность манер и резкость суждений - все это было ново для Татьяны, внушало ей высокое мнение об Онегине. Она увидала в нем героя того романтического мира, в котором жила ее фантазия. Неопытная в жизни и незнакомая с людьми, она, конечно, не могла верно разгадать Онегина, и увлеклась им; ей казалось, что «это он», «родная душа», которой не находила она среди окружающих и которая поймет ее собственные чувства и стремления.


Как натура прямая, не терпящая лжи и притворства, Татьяна решается сама открыться в своем чувстве Онегину и пишет ему свое знаменитое письмо. Многое в этом письме навеяно литературными образцами, от дельные мысли и выражения заимствованы, например, у Руссо, но все оно проникнуто такой искренностью, таким глубоким чувством, что даже равнодушный Онегин «посланьем Тани тронут был». Но это не помешало ему, во время объяснения с нею в саду, щегольнуть перед бедной девушкой своим модным разочарованием («Мечтам и годам нет возврата, - не об новлю души моей») и своим великодушием («учитесь властвовать собою, - не всякий вас, как я, поймет...»).

Однако и это объяснение с Онегиным не открыло Татьяне глаз на его истинный характер. Только впоследствии, уже после смерти Ленского и отъезда Онегина, посещая покинутый дом и читая в его кабинете оставленные им книги, Татьяна ближе и полнее по знакомилась с его личностью, с его взглядами и симпатиями. Уже самый выбор книг свидетельствовал о преобладающих интересах и вкусах Онегина. Среди любимых его писателей и произведений она нашла:

Певца Гяура и Жуана
С его безнравственной душой,
Да с ним еще два-три романа,
Себялюбивой и сухой,
В которых отразился век
Мечтанью преданной безмерно,
И современный человек
С его озлобленным умом,
Изображен довольно верно
Кипящим в действии пустом.

Сначала этот подбор книг показался ей «странен», потому что не соответствовал ее представлению о наклонностях и симпатиях Онеги на. Но затем, по отметкам на страницах, Татьяна могла себе составить более верное понятие о его взглядах и характерных чертах. Она увидела, как много в нем холодности, эгоизма, высокомерия, презрения к людям и того себялюбия.


Таким образом, это чтение открыло Татьяне глаза на настоящего Онегина, и она увидела, что он вовсе не похож на тот идеальный образ, который создался в ее воображении под влиянием романов. Это было тяжелым ударом для Татьяны, мучительным разочарованием, но, не смотря на то, что Онегин лишился в ее глазах прежнего ореола, оказавшись «москвичом в Гарольдовом плаще», он все-таки остался по-прежнему дорог ей, она не в силах была забыть и разлюбить его, как она сама признается в последнем объяснении с ним.


Но серьезное, вдумчивое чтение, которому Татьяна предавалась в кабинете Онегина, имело для нее еще другое, не менее важное значение: оно расширило ее кругозор, содействовало выработке ее взглядов на жизнь и на людей, и с этого времени «ей открылся мир иной», по выражению Пушкина, она стала более сознательно относиться к окружающему и характер ее окончательно установился. В этом и заключалась та перемена в ней, которая так поразила Онегина при новой встрече, в петербургском «свете». Но эта перемена касалась более внешности Татьяны, ее манер и приемов. Выйдя по желанию матери замуж (потому что «для бедной Тани все были жребии равны») и став знатной дамой, она по необходимости подчинилась условиям и обычаям светской жизни. Но в глубине своего существа она нимало не изменилась и осталась «прежней Таней», с душой правдивой, мечтательной и нежной. Окружающая ее пышность, блеск и почет нисколько не радуют ее, а, наоборот, часто становятся ей в тягость. Она откровенно признается Онегину:

...Сейчас отдать я рада
За те места, где в первый раз,
Всю эту ветошь маскарада,
Онегин, видела я вас,
Весь этот блеск, и шум, и чад
Да за смиренное кладбище,
За полку книг, за дикий сад,
Где нынче крест и тень ветвей
За наше бедное жилище.
Над бедной нянею моей...

Таким образом, несмотря на свое богатство и высокое общественное положение, Татьяна не удовлетворена своей жизнью, внутренне страдает. «А счастье было так возможно, так близко!» - говорит она Онегину. Но хотя она по-прежнему любит его и чувствует себя несчастной, она не хочет нарушить своего долга, не хочет купить себе счастья ценою чужого страдания.


В сцене последнего объяснения с Онегиным ясно выступает вся глуби на и благородство ее характера и обнаруживается ее нравственное превосходство над Онегиным. Эти глубина и благородство натуры, внутренняя цельность, прямота и самостоятельность - характерные черты Татьяны, которые являются причиной особенной симпатии Пушкина к этому созданию своего творческого гения. В лице Татьяны Пушкин впервые нарисовал идеальный образ русской женщины, как он его понимал; притом образ этот взят им из элементов действительности, а не придуман и не сочинен: оттого этот образ и отличается полной жизненностью и конкретностью.

 

Яндекс.Метрика