Татьяна Ларина - любимая героиня А.С. Пушкина

Знакомя нас с ней, автор сразу же подчеркивает ее резкое отличие от окружающих, ее одиночество. Это характеризует Татьяну и далее, на протяжении всего повествования. Вот почему во многих случаях, рисуя душевный мир Татьяны, поэт контрастно противопоставляет героиню романа ее сестре Ольге, ее родителям, поместным и московским девицам и дамам.


Само имя героини звучит диссонансом по отношению к установившейся трагедии:
Ее сестра звалась Татьяна...
Страницы нежные романа
Впервые именем таким
Мы своевольно освятим.


Необходимо отметить, что во времена Пушкина имя Татьяна считалось простонародным, непоэтичным, этим именем называли крестьянских девушек.
Как впервые появляется перед нами Татьяна?
Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.


Уже здесь звучит противопоставление пока неизвестной нам девушки ее младшей сестре. Внешность Татьяны противопоставляется внешности Ольги:
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
В том же плане строится повествование и дальше. Мы узнаем, что Татьяна
В семье своей родной
Казалась девочкой чужой.


Ее не влекли обычные забавы сверстниц, она не восприняла «уроков маменьки своей», подготовляющий ребенка «к приличию, закону света» и т.д.
Для понимания образа Татьяны необходимо ясно представлять, каковы были ее родители. О них поэт говорит иронически, хотя и добродушно:
Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый...


Интеллектуальный уровень Лариных также весьма невысок: если супруг «в книгах не видел вреда; он, не читая никогда, их почитал пустой игрушкой», то и Ларина «любила Грандисона не потому, чтобы прочла». Круг ее литературных интересов в дни молодости - «стишков чувствительных тетрадь».
Историю жизни Лариной, ее превращение из чувствительной, восторженной и пустой девицы в типичную помещицу Пушкин рисует несколькими резкими чертами, главным образом показывая эволюцию ее речи:

Она в альбомы нежных дев, 

Корсет, альбом, княжну Алину,

Звала Полиною Прасковью
Стишков чувствительных тетрадь
И говорила нараспев,
Она забыла; стала звать
Корсет носила очень узкий,
Акулькой прежнюю Селину
И русский Н как N французский
Произносить умела в нос;
И обновила наконец
На вате шлафор и чепец.


Позже, в VII главе, Пушкин показывает эволюцию речи бывшей мод ной чувствительной барышни, ставшей обыкновенной уездной помещицей. В ее диалоге с соседом встречаются обращения: «матушка», «ох, мой отец», простонародные выражения: «пристроить девушку», «пойдет авось; куда! и снова дело врозь», народный оборот «как мелким бесом рассыпался». Однако, приехав через много-много лет в Москву и встретившись со своей московской кузиной княжной Алиной, попав в светскую гостиницу, Ларина опять перешла на «смесь французского с нижегородским».
Совершенно подстать Лариным были помещики-соседи.


Еще до появления Татьяны в романе обрисован круг интересов этих помещиков:
Их разговор благоразумный
Конечно, не блистал ни чувством,
О сенокосе, о вине,
Ни поэтическим огнем,
О псарне, о своей родне,
Ни остротою, ни умом,
Ни общежития искусством...
В самом этом перечне показателен не только круг тем, но и последовательность, в которой они перечисляются: «о псарне, о своей родне...».
Итак, мы можем сделать вывод, что девушка, одинокая, чужая всем в мире Петушковых, Гвоздиных, Скотининых, сумевшая уйти от влияния этого мира, - натура недюжинная, наделенная большими душевными силами.


Но что же было близко Татьяне, что воспитывало ее ум и сердце? Уже во II главе мы узнаем об этом:
И были детские проказы
Зимою в темноте ночей
Ей чужды; страшные рассказы
Пленяли больше сердце ей.

Это были сказки и легенды, которые она слышала от няни и дворовых.
Так народное творчество вошло в мир Татьяны.
С самого раннего детства воспитывала Татьяну и прекрасная русская природа.
О любви ее автор рассказывает в III главе романа. Почему она по-любила Онегина с первого взгляда, не сказав сними двух слов?
Давно сердечное томленье
Душа ждала... кого-нибудь,
Теснило ей младую грудь;
И дождалась...


Одиночество Татьяны подготовило ее к тому, что первый же чело век, в котором она почувствовала что-то резко отличное от окружающих, что-то лучшее, вызвал в ее сердце глубокое чувство.
Еще прежде, чем Татьяна увидела Евгения, она слышала о нем сплетни и пересуды соседей. В письме она прямо ссылается на чье-то мнение:
Но говорят, вы нелюдим...
Но воображение Татьяны именно это и привлекло. Он не похож на Петушковых, он своеобразный и смелый человек, который решился облегчить судьбу своих крестьян [а ведь и сама Татьяна, как мы узнаем из ее письма, «бедным помогала»]. Естественно, что, увидев Онегина, услышав его блестящие, остроумные речи, Татьяна не могла не сказать: «Это он!»
Особенно существенна характеристика Татьяны как «мечтательницы нежной»; ее первое чувство, при всей его силе и глубине, в известной степени навеяно чтением «сладостных романов», «обольстительным об маном», который определил во многом ее представление о жизни. И себя и Онегина Татьяна воспринимает сквозь романтическую призму:


Воображаясь героиней
Одна с опасной книгой бродит,
Своих возлюбленных творцов,
Она в ней ищет и находит
Кларисой, Юлией, Дельфиной,
Свой тайный жар, свои мечты,
Татьяна в тишине лесов
Плоды сердечной полноты...


Как в семействе Лариных выросла девушка, «русская душою», столь непохожая на обыкновенных помещичьих дочек? Сердце Татьяны переполнено чувством первой всепоглощающей любви. Кому же она поведала свою тайну? Матери? Сестре? Подруге? Нет, старая няня ей ближе всех, это единственный человек, с которым она не «дика», не «молчалива».


О привязанности Филипьевны к Татьяне, о простоте их взаимоотношений, не похожих на взаимоотношения барышни и крепостной служанки, свидетельствуют многочисленные обращения няни к Татьяне, в которых звучат не рабское подобострастие и угодливость, а материнская нежность, привязанность. Няня ни разу не назвала Таню «барышней», не обратилась к ней на том обычном диалекте, который был типичен для дворовых слуг. Татьяна также обращается к няне, как к равному другу: «Поговорим о старине»; «Ах, няня, няня, я тоскую, мне тошно, милая моя!»


Очевидно, в словах няни нотки приниженности - именно только привычка, рожденная всем усадебным бытом, но отнюдь не характером взаимоотношений с ее воспитанницей.
Весь диалог играет существенную роль в раскрытии духовного об лика Татьяны: в этой сцене видно, кто растил Татьяну, учил ее уму-разуму, у кого она переняла любовь к народной поэзии, к родной природе и глубокое сочувствие «бедным поселянам».


Чистота и непосредственность любви, глубина ее чувства с особой силой раскрываются в письме Татьяны. Письмо с глубокой ясностью раскрывает ее внутренний мир. С особой силой здесь звучит тема тоски и одиночества. «Тоска волнуемой души», «несчастная доля» - вот что ха рактеризует жизнь Татьяны. Обращаясь к Онегину, Татьяна восклицает: Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю...


От кого же должен был Онегин защитить ее? От страшного пустого мира, который ее окружал. Ведь далее она пишет: Вообрази: я здесь одна,
Рассудок мой изнемогает,
Никто меня не понимает,
И молча гибнуть я должна.


Необходимо указать на романтический характер письма Татьяны. Татьяна верит в предопределение, задолго до встречи Онегин являлся ей в сновидениях. Она представляет себе Онегина то добродетельным героем, то злодеем.
В V главе особенно рельефно рисуется среда, окружавшая героиню Пушкина. Здесь и картины деревенской природы, которые столь дороги Татьяне, и картины гаданий, перечень народных поверий, примет, в которые Таня верила, как простая крестьянская девушка, тут и чудесный сон Татьяны, сотканный из образов народных сказок, свадебных песен и романтический баллад. Все это помогает автору пол нее раскрыть существенную черту героини: «Татьяна - русская душою...»
В сцене бала проявляется еще одна черта Татьяны - выдержка, мужество:


...уж готова
Превозмогли. Она два слова
Бедняжка в обморок упасть;
Сквозь зубы молвила тишком
Но воля и рассудка всласть
И усидела за столом.
В этой же главе мы ближе знакомимся с людьми, окружавшими Татьяну. Описывая бал у Лариных, Пушкин вскользь характеризует и беседы гостей. Но уже не столько речь идет о содержании этих бесед, сколько создается общее впечатление о них: «толпа жужжит», «гости понемногу подъемлют общую тревогу. Никто не слушает, кричат, смеются, спорят и пищат». Объединяет гостей одинаково волнующая всех тема: жирный пирог. Такое же единодушие возникает в разгаре пира:


На миг умолкли разговоры;
Уста жуют...
И по окончании пира:
Довольный праздничным обедом,
Сосед сопит перед соседом...
VI глава в основном посвящена трагической гибели Ленского. Относительно Татьяны, здесь снова звучит тема ее одиночества среди чуждых ей людей.
Все успокоились: в гостиной
В фуфайке, в старом колпаке.
Храпит тяжелый Пустяков
Девицы в комнатах Татьяны
С своей тяжелой половиной.
И Ольги все объяты сном.
...
Татьяна бедная не спит
А на полу мосье Трике,
И в поле темное глядит.
В VII главе еще усиливается тема одиночества Татьяны. Трагическая интонация звучит в строке, где дважды повторяется уже не раз звучавшее слово «одна»:
И вот одна, одна Татьяна!
Здесь с особой силой противопоставлены Татьяна и Ольга. Любовь Ольги легковесна, да и любовь ли это?


Мой бедный Ленский! изнывая,
Увы! невеста молодая
Не долго плакала она.
Своей печали неверна.
Любовь Татьяны - любовь на всю жизнь: ни холодное безразличие: Онегина, ни разлука с ним, ни даже убийство Ленского - ничто не может погасить этого чувства.
И в одиночестве жестоком
Сильнее страсть ее горит...


Далее следуют строфы, рисующие посещение Татьяной кабинета Онегина. Она хочет понять любимого человека, разобраться в его достоинствах и недостатках, не переставая при этом любить его. «Что ж он?» - вот вопрос, который она пытается решить.
Книги помогают Татьяне разобраться в жизни, в любимом человеке.
Итак, наступила новая фаза в развитии любви Татьяны: она судит своего избранника, но продолжает любить его. Робкая девочка посте пенно становится зрелым человеком.
В последних строфах выражена привязанность Татьяны к деревне, к сельской природе, горечь расставания с любимыми лесами и долинами. И вот Татьяна в новой обстановке - в грибоедовской Москве. Как чувствует себя здесь бедная Таня? ...но ей
Нехорошо на новоселье,
Привыкшей к горнице своей.

Кто окружает Татьяну в Москве?
Ее новые знакомые ничем не луч ше деревенских помещиков:
Все белится Лукерья Львовна,
Иван Петрович так же глуп,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Семен Петрович так же скуп...


А сверстницы Татьяны? «Младые грации Москвы» так же глупы и ничтожны, как их маменьки и папеньки. Они глубоко чужды Тане. Пушкин противопоставляет их легковесные чувства, их пустые увлечения глубоко му чувству Татьяны. 

Итак, в новой обстановке, среди новых людей героиня Пушкина безнадежно одинока. И здесь ее «рассудок изнемогает», и здесь ее окружают пошлые, ограниченные люди. Оценка бесед, которые ведутся в московских гостиных, дана с точки зрения Татьяны; умная, пытливая и остроумная девушка стремится понять тех людей, в среду которых она попала.


В VIII главе Пушкин раскрывает новый этап эволюции образа Татьяны. Как и другие герои романа, Татьяна показана в развитии, духовный рост ее совершается непрерывно. Татьяна узнает жизнь уже не из романов, а «на самом деле». Рассеиваются иллюзорные представления о предопределении, о сродстве душ, об избраннике, свыше предназначенном, об ангеле-хранителе и т.д. Многому научила бедную Таню грустная история ее неудачной любви; жизнь в свете, повседневные встречи с «цветом столицы».


Продолжают меняться и представления Татьяны об Онегине: сна чала он - герой сентиментальных романов, далее он представляется ей похожим на героев Байрона, Бенжамена Констана. Теперь Татьяна по падает в среду, в которой вырос Онегин, которая его воспитала, от кото рой он бежал, но ядовитое влияние которой отравило его душу. Знакомство с высшим светом, его нравами, обычаями, несомненно, по могло ей лучше понять Онегина.


Она начинает убеждаться в том, что Онегин - не романтический герой, а «модный тиран». У нее есть основания видеть в нем именно светского льва. Так усугубляется трагическая ситуация. Онегин под влиянием развивающегося истинного чувства к Татьяне становится достойным ее любви, а Татьяна с горестной обидой и гневом видит в нем светского ловеласа, который стремится ценой ее позора одержать блестящую победу. Но в той же сцене последнего свидания, где Татьяна обвиняет Онегина в хитром лицемерии и бесчестных намерениях, в мелочном тщеславии, она так задушевно говорит с ним, она верит ему:


Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Поэт воссоздал сложную диалектику чувств своей героини, в душе которой борются гнев и нежность, заблуждение и прозрение.


Итак, в конце романа перед нами и прежняя Татьяна, и совсем другой человек. В речи ее слышатся отзвуки прежних чувств и переживаний, но выражены они по-иному, так как изменился их характер.

 

Яндекс.Метрика