"Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни...

В "Евгении Онегине" Пушкин нарисовал картину русской жизни в эпоху усилившихся ее связей с Западной Европой.


Во-первых, растут экономические связи, усиливается обмен товара ми, повышается спрос на изделия заграничного рынка. Это мы видим, на пример, из описания в I главе романа кабинета Онегина. Пушкин говорит о приезде на Макарьевскую ярмарку купцов Западной Европы и Индии, рисует Одессу как крупный портовый город, куда приходят корабли разных стран.


Во-вторых, усиливаются культурные связи дворянского общества с Западом. Идеи французской философской и политической мысли привлекают к себе прогрессивно мыслящих людей из дворянской интеллигенции. Онегин читает сочинения французских философов и писателей. Евгений вместе с Владимиром ведут философские дискуссии о воззрениях французских ученых 18 века. Руссо - любимый автор Татьяны Лариной. Возрастает интерес и к Германии.

Владимир получил образование в Геттингенском университете; он вдохновлялся поэзией Шиллера и Гете.
Широко распространяются в России английская художественная литература н политическая экономия. «Британской музы небылицы тревожат сон отроковицы». Ричардсон и Байрон были любимыми писателями. Онегин читает сочинения Адама Смита. Усваиваются английские моды: Онегин как «денди лондонский одет».
Под влиянием роста буржуазных отношений распадается патриархальный уклад жизни. Растут новые потребности, особенно столичного дворянства, возникают равные идейные течения среди интеллигенции.


В эпоху изменений в социально-экономической и культурной жизни России Пушкин рисует быт и правы разных групп дворянства: петербургского, московского и провинциального.
Столичное аристократическое дворянство представлено в лице петербургского света в I и VIII главах романа. Описывая эту группу дворянства, Пушкин рисует ее пустую, рассеянную жизнь, проходящую в балах, посещениях театров, прогулках по бульвару и т.п. По своему культурному уровню и интересам столичное общество представляет собою пеструю картину, но основной состав его - это «необходимые глупцы», «на все сердитые господа», «диктаторы бальные», «перекрахмаленные нахалы», «бездушные гордецы» и. т. д. Отношение поэта к этой среде крайне отрицательное. В VIII главе он резко сатирически рисует это общество.


Давая зарисовки московского дворянства в VII главе, Пушкин отмечает косность и консервативность его быта, привычек, ограниченность его интересов, пошлость и бессодержательность его существования. Дворянская Москва почти ничем не отличается от провинции.

Поэт осуждает это общество, называя его «светом пустым».


Последний тип дворянства, который был обозначен Пушкиным, - это поместное дворянство. Его мы можем увидеть на именинах Татьяны. Тут и «толстый Пустяков», и Гвоздин, «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», и «отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут» и др. Символически рисуя это общество в сновидении Лариной, Пушкин изобразил всех помещиков в виде монстров, что указывает на дремучесть и низкий культурный уровень дворянства.


Исключением является семья Лариных, в быту которых Пушкин с любовью отметил «привычки милой старины», близость к народным обычаям. Но и здесь при описании Лариных-стариков и Ольги он не отказался от иронии и отметил ограниченность их интересов.