Евгений Онегин - 'лишний человек'

Герой романа - молодой дворянин, сын разорившегося отца, получивший модное французское воспитание. Пушкин не без иронии описывает это воспитание: он подсмеивается над его поверхностью, над теми людьми, которые на первый план ставили внешний лоск, а не развитие ума и знаний в юноше.


С детства окруженный гувернерами-иностранцами, Онегин учился всему шутя, а потому немудрено, что, умея бойко говорить по-французски и легко танцевать мазурку, в науке он имел поверхностные знания.


Окончив свое более чем скудное образование, Онегин вступает в свет и предается всем его удовольствиям: ездит по утрам с визитами, обедает в лучших столичных ресторанах, посещает театры, преимущественно балет, балы, маскарады - словом ведет ту праздную жизнь, которую вела тогда вся светская молодежь. К чести Онегина надо, однако, сказать, что такое времяпровождение скоро ему опротивело.

Онегин, как сложная натура, стал искать серьезных занятий, принялся за чтение, но не подготовленный к упорному труду, не владевший даже элементарными знаниями, он ничего не извлек из чтения и бросил его. После этого Онегин разочаровывается: им всецело овладевают тоска и хандра. Это разочарование происходит в Онегине не только от влияния байронизма, который у тогдашней молодежи был в моде, но и от разлада между умом и чувством, так сказать, от душевного раздвоения.

В это время Онегин получает известие о смерти дяди и едет в деревню. Но и деревня не избавляет его от скуки и хандры: ее уединенные холмы и дубравы только на время оживляют его, а занятия сельским хозяйством ограничиваются тем, что он уничтожил барщину, заменив ее легким оброком.


В деревне Онегин знакомится с молодым соседом Ленским, человеком образованным, только что вернувшимся из-за границы. Ленский вводит Онегина в дом помещицы Лариной. Появление Онегина в семействе Лариных завязывает целую внутреннюю драму в душе старшей дочери Татьяны, которая влюбляется в Онегина и признается ему в любви. Письмо Татьяны трогает Онегина: оно напоминает ему лучшее из прошлой его жизни; тем не менее, считая себя разочарованным, Онегин находит нужным при свидании с Татьяной сознаться, что он человек отживший, которому все надоело.


Онегин - живой представитель старого великосветского общества с его обычаями, с его условными взглядами на приличие: вызванный на дуэль Ленским, он принимает вызов единственно из совершенно превратного понятия о благородстве и из боязни общественной молвы. Хотя Онегин и покинул свет, тем не менее, он не распростился с его закоренелыми привычками; где дело идет о чести, хотя и в ложном о ней понятии, он не в состоянии освободиться от оков приличий и мнений света: вот почему он дерется с Ленским.


После дуэли с Ленским Онегин начинает томиться, в его душе пробуждаются и чувство сожаления, и упреки совести. Пушкин не оправдывает Онегина в его поступке: описав мысли своего героя перед дуэлью, он иронически отзывается о господствовавших в обществе понятиях о чести и благородстве и тем самым как бы обвиняет и Онегина, как поклонника светских приличий. Из деревни Онегин отправляется путешествовать по России, но безо всякой определенной цели. Мучимый хандрою, он приезжает на кавказские воды; там им, здоровым и молодым, овладевает отчаяние:
Он мыслит, грустью отуманен:
Я не лежу в параличе?
Зачем я пулей в грудь не ранен?
Зачем не чувствую в плече
Зачем не хилый я старик,
Хоть ревматизма?- ах, создатель!
Как этот бедный откупщик?
Я молод, жизнь во мне крепка;
Зачем, как тульский заседатель.
Чего мне ждать? тоска, тоска!..


Вернувшись в столицу, Онегин снова встречается с Татьяной. Он поражен переменой, которая произошла в ней: перед ним светская дама, она держит себя свободно с ними вовсе не походит на деревенскую барышню, какою она была прежде. Удивление Онегина скоро переходит в любовь; он пишет Татьяне несколько писем, в которых изливает свои сердечные муки; наконец добивается свидания. Но все старания Онегина были тщетны: отвергнутый Татьяной, он вынужден расстаться с нею навсегда.


Онегин - это тип интеллигентного человека старого времени; умный, способный к деятельности, он лишен, однако, энергии и силы воли, необходимых для осмысленного и полезного общественного дела. Он недоволен окружающей его жизнью, но это недовольство не сознательное, а вызванное желанием подражать героям байроновских произведений, из которых молодежь, подобная Онегину, скудно образованная и хорошо обеспеченная, благодаря крепостному праву, брала готовые идеи о предрассудках, пустоте и лицемерии светского общества.

Онегин, как справедливо сказал Достоевский, это несчастный скиталец в родной земле, т. е. человек без почвы, который пассивно, без всякой борьбы, подчиняется западно-европейским влияниям, отрывается от своего народа и, убивая жизнь в бездеятельности, доходит, в конце концов, до совершенной нравственной растерянности.

Яндекс.Метрика