Женская доля в драме А.Н. Островского 'Гроза'

«Гроза», написанная Островским в 1859 г., в период громадного общественного подъема перед крестьянской реформой, является самым значительным произведением драматурга. В этой пьесе Островский поставил один из актуальнейших вопросов своего времени - освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение.


На эту тему писали Герцен («Кто виноват?»), Тургенев («Накануне»), Чернышевский («Что делать?»), Некрасов и многие другие. Но в драме Островского проблема эмансипации женщины приобрела особую остроту, благодаря тому, что действие он перенес в купеческую среду, где в полной неприкосновенности сохранились старые, домостроевские нравы, совершенно закрепощавшие и обезличивавшие женщину. Тема требовала показа семейного гнета, и свободолюбивой мечтательнице Катерине Островский противопоставил суровую блюстительницу старины Кабаниху.

Не только Катерина является жертвой жестокой свекрови: собственный сын Кабанихи Тихон - ее безмолвная жертва.
Чтобы усилить картину гнета в купеческой семье и раскрыть его экономические корни, Островский дает параллельно семье Кабановых образ Дикого и его жертвы - племянника Бориса. В контрасте с безвольными Тихоном и Борисом стоят Кудряш и Варвара, достаточно сильные, чтобы отстоять себя.

Низкий умственный и нравственный уровень купеческой среды раскрывается через образы странницы Феклуши и противопоставленного купечеству мастера-самоучки Кулигина