Тема пьесы 'Гроза' А.Н. Островского

Тема «Грозы» не была новой в творчестве Островского. Ее он затрагивал и раньше, но в «Грозе» она разработана полнее и глубже. Нигде так ярко не выставлялось «темное царство» в своем ужасающем и отталкивающем виде, как это сделано в «Грозе».
Здесь мы видим, с одной стороны, представителей старого мира, воспитанных в духе религии и раболепия, - это вдова купчиха Кабанова Марфа Игнатьевна и купец Дикой Савел Прокофьевич, а с другой стороны - молодое поколение, полное надежд на счастье, - это Катерина - невестка Кабановой, Кулигин - часовщик-самоучка, Варвара - дочь Кабановой, Ваня Кудряш - приказчик Дикого, Борис Григорьевич -племянник Дикого. К последней группе можно отнести и Тихона Ивановича Кабанова - сына Кабанихи.


Островский с большим мастерством изобразил нравы приволжского торгового города Калинова, где живут его герои, и показал, что жестокие нравы города порождаются дикими собственническими инстинктами его обитателей. И в самом деле, перед нами проходит ужасающая картина. Обитатели города Калинова живут звериной жизнью. Там все отношения строятся на материальной собственнической основе, человеческие чувства попираются и теряют всякую ценность. Никакие духовные запросы их не беспокоят, живут они сплетнями, пьянствуют, развратничают, богатые грабят бедных и сирот. Купеческие дома там словно застенки, где льются слезы, где заколачивают людей, попытавшихся вырваться на свет. Часовщик-самоучка Кулигина характеризует нравы своего города:


«Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют... а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного и встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять... некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота заперты и собаки спущены... Вы думаете, они дело делают, либо богу молятся. Нет... И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых... И что... за этими замками разврату темного, да пьянства! И все шито да крыто - никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ты, говорит, смотри в людях меня, да на улице; а до семьи моей тебе нет дела, на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то... ему только одному весело: а остальные волком воют. Да и что за секрет? Кто его не знает! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели. Вот и весь секрет».


Невежество и дикость калиновцев поразительны. Они верят, что земля стоит на трех китах, пуп земли находится в Иерусалиме и что есть страны, где люди с песьими головами. Ими овладевает ужас, когда узнают о странах, где нет «царей православных, а салтаны землей правят» и что в одной земле сидит на троне «салтан Махнут турецкий», а в другой - «салтан Махнут персидский». Обо всем этом они узнают от странниц, таких же невежественных, как и сами. Странница Феклуша по своей «немощи далеко не ходила, - а слыхать много слыхала», и она разносит по городу сплетни, дает объяснения приметам и предсказывает светопреставление».


В этом мире выросли деспотизм и самодурство Дикого и Кабановой. Непререкаемым, «темным безответственным владычеством», давая полную свободу своим прихотям, ставя ни во что человеческие законы и логику, они убивают всякие живые стремления. В этой обстановке гибнут цельные, возвышенные натуры [Катерина]. Добролюбов в лице Дикого и Кабановой справедливо видел типичных представителей старой России, создавших мир «затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия, лишь изредка оживляемый глухим, бесславным ропотом, робко замирающим при самом зарождении».