Смысл названия пьесы 'Гроза' А.Н. Островского

Немаловажную роль в раскрытии идейного содержания пьес Островского играют их названия. «...Мы не подберем названия - что это значит? Это значит, что идея пьесы неясна, что сюжет не освещен, как следует, что в нем трудно разобраться, что самое существование пьесы не оправдано: зачем она написана, что нового хочет сказать автор?», - писал Островский.


Несомненно, и название «Гроза» также указывает нам на идейный замысел драматурга. Сложность этого вопроса заключается в том, что слово «Гроза» неоднократно упоминается в тексте пьесы и в прямом и переносном значении. А именно: в первом действии раздаются удары грома, в связи с этим происходит разговор между Катериной и Варварой, характеризующий и ту и другую. В четвертом действии разыгравшаяся гроза является одним из основных толчков, заставивших Катерину покаяться. В этом же действии в разговоре Кулигина и Дикого появляются две противоположных точки зрения на грозу, выражающих два различных мировоззрения. Если Кулигин на вопрос Дикого: «Да гроза-то что такое, по-твоему?»... отвечает: «электричество», то Дикой дает совершенно иное объяснение: «Какое еще там елестричество!.. Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали...»


В явлении этого действия Кулигин, обращаясь к испугавшимся грозы калиновцам, говорит: «Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надо да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря!» А вы ужасаетесь, да придумываете, к войне это или к мору...» и т.д.
Так, внося различные смысловые оттенки в понятие грозы, автор сосредотачивает на ней внимание зрителя, как бы заставляя его задуматься над тем, почему драма названа «Гроза». Всей логикой развития действия пьесы и поражением Кабанихи и самоубийством Катерины, потрясшим «законность» темного царства, Островский подводит зрителя к выводу о неизбежности и близости сокрушительной грозы над миром Диких и Кабаних.

Яндекс.Метрика