Разрушится ли когда-нибудь 'Темное царство'?

Над страшным калиновским бытом пронеслась гроза. Налицо жертвы: затравленная и уничтоженная домостроем Катерина и Тихон, остающийся жить с мучительным вопросом: «А я-то зачем остался жить на свете, мучиться?».
Но где-то, в стороне от Калинова уже шумит другая жизнь, которую призваны строить другие силы, Кудряш и Варвара, - они уходят из дому, бросая вызов старому бытовому укладу.


Гроза, пронесшаяся над Калиновом, предвещает еще более сильные грозы, которые рано или поздно принесут освобождение женщине и разрушат веками созданные произвол и тиранию.
Реалистическая драма «Гроза» появилась накануне реформы и выразила высокую идею борьбы за счастье. Такого образа, как Катерина, русская литература не имела, и его появление знаменовало собой пробуждение человеческого сознания, свидетельствовало о той великой народной силы, которая, как говорил Добролюбов, как речка может скрыться может скрыться под землею или удалиться от своего русла, но не может остановиться и не пойдет назад, а все-таки достигнет своего конца.


Общая атмосфера более ранних произведений Островского определяется, прежде всего тем, что самодурство дается в них как закономерное и неотвратимое явление жизни. Этим общим колоритом характеризуется и пьеса «Гроза». И вместе с тем в ней есть сила, которая решительно противостоит страшному, мертвящему распорядку, - это народная стихия, выраженная и в народных характерах (Катерина, прежде всего, Кулигин и даже Кудряш), и в русской природе, которая становится существенным элементом драматического действия.