Бунт Катерины

Центральным образом в драме «Гроза» является образ Катерины. По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из той среды, в которую она попала. В этой исключительности и своеобразии характера
героини и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую она должна была пережить в «темном царстве» Диких и Кабановых.


Катерина - натура поэтически-мечтательная, свободолюбивая. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, промелькнувших так незаметно, Катерина сама рассказывает Варваре о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. Тогда, в родительском доме, ей жилось радостно, легко и привольно. Ласки матери, которая в ней «души не чаяла», уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много», вышивание по бархату, посещение церкви, прогулки по саду, рассказы странниц и богомолок - вот круг тех ежедневных впечатлений, под влиянием которых сложился внутренний мир Катерины.


Девушкам ее общества в те времена не давали образования. Книгу заменяли рассказы досужих странниц и богомолок. Впечатлительная от природы, Катерина жадно прислушивалась к каждому их слову, все принимая на веру. В результате, в ущерб другим сторонам характера, в ней сильно развились воображение, фантазия, религиозная мечтательность. Жила она замкнутым внутренним миром, созерцательной жизнью, погружаясь порою в какие-то сны наяву, подобные сказочным видениям. «...В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало... ночью встану... да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу...», - рассказывает она Варваре.


Натура мечтательная, впечатлительная, непосредственная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным», по определению Добролюбова, Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. «Такая уж я зародилась горячая! - говорила она. - Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!..»
Катерина способна не только на смелые поступки, но и на полный разрыв с опостылевшей ей средой и жизнью. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! - признается она. - Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»


И вот такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время решительная женщина попадает в семью Кабановой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. После домашнего рая с его волшебным миром грез и видений Катерина попадает в обстановку, от которой веет мертвящим холодом и бездушием. Естественно, что конфликт между этой обстановкой «темного царства» и душевным миром Катерины оказался неизбежным.


Трагизм положения Катерины усугублялся еще тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она быть ему верной и любящей женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа безуспешны. Рабски приниженный и недалекий Тихон не в силах ее понять. Нетрудно догадаться, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на пути ее встал новый человек, непохожий на всех окружающих, с душой, сходной с ее собственной, и с настроениями, близкими ей самой. Любовь к Борису стала единственным смыслом ее существования.


Катерина и любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворствовать. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!.. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - говорит она возлюбленному.


Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не хочет и не может таить своего «греха». Обостренная борьба чувства и долга кончается тем, что несчастная женщина публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Скоро происходит и развязка драмы: самоубийство героини, которым она проявила свой отчаянный, хоть и бессильный протест против «темного царства». В ее трагическом конце, по словам Добролюбова, «дан страшный вызов самодурной силе... В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина...»


Образ Катерины по справедливости принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, но и во всей русской и мировой художественной литературе.

Яндекс.Метрика