Был ли выбор у Катерины?

Главное действующее лицо драмы - Катерина - молодая женщина, невестка Кабанихи. Катерина - цельная натура, воспитанная волжским раздольем. В ее характере драматург подчеркнул пробуждение сознания, искреннее глубокое чувство любви и независимости, нежность, любовь к красоте и непреодолимое влечение к гармоничной и счастливой жизни. Эти черты характера не позволяют ей примириться с деспотизмом и ложью; она органически не переносит тех домостроевских порядков, которые противоречат естественным потребностям человека, вступает с ними в трагический конфликт, ведет упорную неравную борьбу, насколько хватает сил и, наконец, погибает в водах Волги, несчастная, но не сдавшаяся.


Образ Катерины обрисован реалистически и воплощает существенные черты характера русской женщины накануне освободительной реформы. Развитие характера Катерины так естественно и ярко представлено, что точно передает нам историю страшной, трагической жизни, приходившейся на долю бесправной женщины в старой царской России.


С самого детства Катерина воспитывается в духе религии и покорности. Замуж ее отдали за Тихона Кабанова без ее согласия и без любви. Она была слишком молода и не понимала этого чувства. Это все произошло как во сне. Сопротивляться родителям она не смела и решила лучше терпеть, чем причинять неприятности родным. В доме Кабановой Катерина не встретила гуманного отношения к себе ни со стороны мужа, ни со стороны свекрови. Наоборот, ей запрещалось иметь свое суждение, свое чувство, и в материальном отношении она находилась в прямой зависимости от свекрови. Вскоре у нее появляется тоска по счастью и любви, желание найти отзыв в сердце близкого человека.


«Ночью, Варя, не спится мне, - говорит она, - все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья, да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо, горячо и ведет меня куда-то и я иду за ним, иду».
В детстве Катерина любила романтически мечтать. Этот романтизм поддерживался в ней религией и томительно бедной однообразной жизнью. Ее воображение работало неутомимо и уносило в какой-то поэтический мир. Суровая действительность, бессмысленные бредни странниц превращались у нее в золотые храмы, необыкновенные сады. В дальнейшем мы видим, как мрачная и горестная жизнь отрезвляет ее и приводит к реальному воззрению. Очутившись в застенках кабановского дома, Катерина не мирилась с унижением и рвалась к свету, воздуху, хотела предаваться мечте, смотреть на Волгу, любоваться природой, но ее держат в неволе, попирают ее стремления. Она сначала, как и прежде, ищет ответа и опоры в религии, но не находит уже в ней утешения, не может с прежней ясностью воображать идеальный мир.


«Лезет мне в голову мечта какая-то. Никуда я от нее не уйду. Думать стану - мыслей никак не соберу, молиться - не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет».
Катерина возмужала, в ней сформировался реальный взгляд на жизнь. Она понимает, что дом Кабановых - та же тюрьма; муж ей опостылел, потому что он находится под башмаком матери и живет животной жизнью без всяких стремлений. «Как же любить-то тебя», - прямо заявляет она Тихону. А Варваре о Тихоне она скажет: «И на воле-то он словно связанный». Сначала Катерина, находясь в плену традиций, боялась новых мыслей, тревожилась за будущее, старалась сдержать свои порывы. Но охватившая ее страсть оказалась выше всего: она искренно полюбила племянника Дикого Бориса и решила уйти из дома Кабановой. Бориса она полюбила потому, что он не похож на других, гуманен, может быть другом, признающим право человеческого достоинства за другим.


Трагизм положения Катерины усугубляется тем, что она, разрывая оковы лживой морали, не могла окончательно победить в себе те традиции, которые ей привили религия и воспитание и которые парализовали и ослабляли ее борьбу. Ей с детства привили какой-то страх. Жизнь ее наполнена противоречием: то она смело делает новый шаг, то плачет, молится. За каждую мысль она ждет какой-то кары, боится; ей кажется, что гроза убьет ее, как преступницу. Этот страх поддерживают в ней окружающие. Ее пугает Феклуша рассказами о конце света, наводит ужас полусумасшедшая барыня, грозящая клюкой: «Все в огне гореть будете в неугасимом».

Но вольнолюбие разжигает в ней ненависть к миру косности и лжи. «В неволе-то кому весело? Вот хоть я теперь - живу, маюсь, просвету не вижу», - говорит она. И в своих поступках она так далеко зашла, что уж не могла возвратиться к прежнему положению. Если нельзя наслаждаться солнцем, радостью, любовью, то она и не хочет жить. Когда о ее связи с Борисом узнали и когда Борис уехал из Калинова, Катерина трагически переживала одиночество и пришла к мысли о смерти. Вот какими словами драматург передал ее настроение в последнем монологе:
«Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу!., что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо... А о жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо... Нехорошо.! А люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны».
Катерина не хотела жить в рабстве и предпочла смерть жизни.

 

Яндекс.Метрика