Атмосфера пьесы 'Гроза' А. Н. Островского

В своей пьесе «Гроза» Островский не покинул выбранной им специальности - поэтического представления купеческого быта в существеннейших его проявлениях. Действительность является именно такой, какова она на самом деле: в смешении нравственного и умственного безобразия с красотой души с сердца. И в этой невымышленной действительности, с одной стороны, исключительная преданность обычаю, как святому, непреложному догмату, обоготворение старины, понимаемое не иначе, как в виде ненависти ко всему новому, свежему, молодому; с другой, - желание вырваться из душной атмосферы обычной обрядовой жизни. Освобождение совершается различно, в зависимости от темперамента и понятий: иногда - это грубая разнузданность, резкое самоотречение от семейных и общественных связей (такова Варвара); иногда же - сожаление и раскаяние, внутренняя борьба, стоящая слез и крови (Катерина); иногда же преданность разгулу и пьянству, которыми забитый сын (Тихон) отводит себе душу.
В «Грозе» само действие пьесы, как и катастрофа, - трагические, хотя многие места и возбуждают смех. Обрядовая жизнь выведена Островским с суровыми последствиями. Верная хранительница обычаев, непрерывно протестующая против движения жизни, Кабаниха, даже над трупом жены своего сны не выговаривает слов примирения. И, между тем как она неумолимо ломает все, что идет наперекор ее понятиям, Дикой, позволяющий иногда преступать обычаи, хотя в других он этого не допускает, - заедает также жизнь своего племянника Бориса, отправляя его в Кяхту, и неугомонную деятельность свою истощает в беспрерывной брани со всяким встречным и поперечным.
Мир, изображенный Островским - тяжелый мир, и впечатление, производимое его драмой, совершенно соответствует характеру того, что в нем совершается.