Образы Онегина и Печорина

Личность Онегина принято сближать с личностью Печорина. Это сближение может быть допущено разве только с внешней стороны; но во при глубоком психологическом анализе этих двух персонажей мы обнаружим мало схожих черт.

Онегин, прежде всего, вполне сложившееся лицо, с установившимися взглядами и вкусами, Печорин - лицо неустановившееся, с возможностью вполне изменить и образ своих мыслей, и свое поведение. Онегин - выродившийся тип того самодовольного и бездеятельного прожигателя жизни александровской эпохи, который жил в полном согласии со своими непроверенными и сентиментальными идеалами.

Жизнь Печорина - страница из жизни нового поколения, не имеющего пока никаких прочных идеалов, но лихорадочно работающего над выработкой их. Онегин - прозаик в полном смысле слова, заедаемый скукой от безделья, неизбежного и естественного в его положении, Печорин - страстная, противоречивая натура, обрекшая себя на безделье произвольно.

Скука Печорина - явление временное, он постоянно цепляется за случай, чтобы ее рассеять. Онегин - моралист, читающий проповеди и ищущий в книжках подтверждения и объяснения своим чувствам. Печорин - враг всяких наставлений и всякой книжки; он - живая натура, и он всего больше боится быть похожим на других. Онегин, при всем своем уме, слишком покорный раб своей страсти; Печорин, при несравненно более страстной природе, слишком покорный слуга своего ума, который должен держать в равновесии его пылкое сердце.

Онегин никогда не мог измениться и стать Печориным, как и Печорин никогда не мог стать Онегиным. В природе Онегина нет зародышей для будущего развития; в Печорине их временное отсутствие зависит от доброй воли самого героя. Один - сложившийся тип, другой - переходный момент развивающегося характера.

 

 

Яндекс.Метрика