Образ Грушницкого

Печорин - больше, чем главное действующее лицо романа. Он единственный образ, фигурирующий во всех частях романа; почти все образы (кроме Максима Максимыча) нужны автору для того, чтобы в сопоставлении с ними ярче встал перед читателями главный герой романа. Большую роль в этом отношении играют образы Грушницкого и доктора Вернера.

Печорин, сам принадлежащий к светскому обществу, презирает Грушницкого искренне, потому что знает пошлость, ничтожество светских людей. Грушницкий не принадлежит к «свету». Он только мечтает войти в светское общество, а между тем принимает позу разочарованного в «свете» человека.

Высшее наслаждение для Грушницкого - «производить эффект». На каждый случай жизни у него заготовлены пышные фразы, которые он произносит с фальшивым пафосом.
Он «слывет отличным храбрецом». Но и храбрость его «не русская»: он «махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмурив глаза». Получение офицерского чина, которое помогает ему стать своим человеком у светских людей, - главное желание юнкера Грушницкого. Когда его желание осуществляется, Грушницкий признается Печорину, что «он совершенно счастлив».

Устами Печорина Лермонтов дает уничтожающую характеристику Грушницкому, получившему, наконец, офицерские эполеты. Сатирическое описание внешности Грушницкого-офицера - одна из самых ярких страниц романа.

«Эполеты неимоверной величины были загнуты кверху, в виде крылышек амура», скрипящие сапоги, «в мелкие кудри завитой хохол», «черный огромный платок, навернутый на высочайший подгалстушник», - все эти детали костюма Грушницкого создают его карикатурный портрет, отражающий его внутреннюю сущность.

Поведение Грушницкого перед дуэлью вызывает возмущение. Ослепленный злобой против Печорина, Грушницкий оказывается способным на подлость... Сопоставление Печорина с Грушницким усиливает наши симпатии к Печорину.