Краткое содержание: Персидские письма

События романа происходят в 1711-1720 гг. Форма повествования весьма оригинальна и представляет собой личную переписку героев романа. Самобытный стиль письма, оригинальность фабулы, выразительные описания помогли автору завоевать огромную аудиторию даже среди придворных служащих. Кроме того, произведение не лишено ироничных, изобретательных и остроумных выражений. Роман «Персидские письма» был переиздан 12 раз при жизни автора. В произведении затрагиваются актуальные темы того времени: устройство общественного государственного порядка, отношение к религии и вероисповеданиям, рассматривается роль Ватикана в жизни людей, ведется достаточно жесткая критика самодержавия, а также не дающего положительных результатов правления царя Людовика XIV, деятельности церковных служителей.

Главные действующие лица романа - жители Персии Узбек и Рика - покидают родные земли в силу пытливости ума, отправляются в странствие, во время которого переписываются друг с другом и со своими приятелями, оставшимися на отчизне. В одном из своих писем Узбек рассказывает своему другу о подлинном основании отъезда из Персии. С юных лет он служил при дворе, но это не изменило его индивидуальных взглядов и жизненных принципов. Обнаруживая безнравственность окружающих его людей, будучи простосердечным и честным, он приобретает множество недоброжелателей и решается оставить службу. Под пристойным с виду предлогом - получение образования за рубежом - Узбек уезжает из страны, получив на то разрешение шаха.

Дело в том, что уже в начале XVIII века экономика Турецкой империи уже находилась в упадке, государство стремительно теряло свое мировое значение и статус. В то время сановники, получавшие места при дворе одним путем - давая взятки, совершали набеги на провинциальные области, а армия и хранители правопорядка были им не указ. Люди уезжали из городов и деревень, бросая свои дома. Сельское хозяйство и торговля прекратили свое развитие. Пока турецкие земли приходили в ужасный упадок, Европа процветала и совершенствовалась чуть ли не с каждым днем. Описывая Турцию другу Рустану, Узбек упомянул о том, что не исключено завоевание государства другими народами, что в скором будущем страна станет подвластна.

Сначала герои романа отправляются в Ливорно, один из богатейших развивающихся городов Италии, и находятся в совершенном изумлении от увиденного. Колоссальнейшие отличия в архитектуре, культуре, традициях и обычаях восхищают странников. У женщин здесь больше прав и свободы: они могут передвигаться по улице в любой день недели, в сопровождении старших родственниц, надевают лишь одну вуаль, в то время как персиянки носят четыре вуали, а родня мужского пола может смотреть на них, а мужья не имеют к этому практически никаких претензий. После этого путешественники отправляются в Париж - сердце европейской империи. После месяца проживания в этом чудесном городе, Рика напишет письмо своему приятелю Иббену с рассказом о столице. Стиль жизни парижан в корне отличается от бытового уклада азиатских городов своим безумным, быстрым и стремительным темпом. Французы большие любители театра, комедийных постановок, - жанров искусства, которые чужды странам Востока в силу серьезности и мерности их жителей. Эти черты обуславливаются отсутствием высокого уровня коммуникабельности, они встречаются друг с другом только согласно установленному распорядку определенных церемоний, семьи находятся в изоляции друг от друга, редко ходят в гости, находясь в полнейшей изоляции и разобщенности. Персидские мужчины не обладают полнотой жизненных сил и оживленностью энергичных и веселых французов.

Однако пока Узбек странствует, на его Родине происходят неблагоприятные события: одна из жен была застигнута врасплох один на один с белым евнухом. Ни сколь ни медля, Узбек отдал приказ, чтобы неблагодарному слуге-изменнику, подорвавшему всякое доверие, отрубили голову. Черные и белые евнухи - рабы, обитающие в серали - женской половине гарема, - призванные исполнять все желания и прихоти жен своего хозяина, однако при этом чтить и соблюдать установленные законы внутренних покоев дворца. Женщины в гареме ведут неторопливый, подчиненный определенным правилам образ жизни: им запрещено играть в карты и выпивать вино, ночью они обязаны почивать в своих покоях, даже днем им редко позволительно выходить на улицу для прогулок, так как гарем не предназначен для увеселений и наслаждений, атмосфера здесь пропитана долгом и обязательствами. В Париже Узбек рассказывает о таком жизненном укладе своему новому знакомому-французу, который отвечает, что обитатели азиатских стран вынуждены постоянно проживать вблизи рабов - людей, которые всякий раз ощущают низменность своего положения в обществе. Нет ничего удивительного в том, что человек подобного социального рода, чья работа заключается в прислуживании чужим женам, повел себя именно таким образом. Француз высказывает мнение о том, что азиатам давно пора освободиться от множества предрассудков, заблуждений, на протяжении веков устоявшихся ложных безосновательных взглядов на простые бытовые вещи. Однако Узбек не разделяет такую точку зрения, почитая сакральные обычаи. В то время Рика следит за парижанками, строит умозаключения о свободе женщин и приходит к выводу о власти женской красоты, которую ничто не может затмить и превзойти, даже тирания, пытающаяся подчинить прекрасный пол, господствующая на территории восточных государств. Рика считает, что сила красоты всеобъемлюща. Мужчина начинает постепенно приспосабливаться к европейскому укладу жизни с его традициями, принимает здешнюю культуру и осознает, что эта атмосфера намного ближе его духу. Рика общается с местными женщинами и осознает, что раньше совершенно не понимал представительниц прекрасного пола. Рика разговаривает с Узбеком об особенностях жителей Парижа и подмечает их искренность и отсутствие в них притворства, в то время как их соотечественники закрыты и совершенно непонятны; невозможно разобрать каков человек, стоящий перед тобой, увидеть особенности его характера. Во Франции все откровенно общаются друг с другом, люди искренни и открыты. Ни чуть не возбраняются шутливость и даже небольшая легкомысленность. Эти черты можно отнести даже к особенностям этнического характера. Узбек заостряет свое внимание на отличительных качествах механизмов управления государством. Дело в том, что находясь в Европе, он имел возможность наблюдать различные формы правления. Тут все не так как в восточных странах, где законы и правила везде одинаковы. Думая над тем, какой вид управления самый оптимальный и толковый, Узбек приходит к следующему выводу: если власти не оказывают гнета на свой народ, а он, в свою очередь, легко повинуется, чтит и соблюдает общепринятые законы, то такое правление следует выбрать взамен жесткой тирании, царящей на территории азиатских стран. Если держать свой народ в строгости, не нужно ждать от него большего послушания и уважения законодательства. Правил, установленных государством, одинаково боятся везде. Дело в том, что человек, выросший в стране, где господствует постоянный гнет, привыкнет и адаптируется к страшным наказаниям по типу смертной казни или отрубания руки. Более мягкому европейцу, воспитанному в обществе с другим укладом, таким же страшным покажется арест и заключение в тюрьму. Подавляющее большинство государств в Европе - монархические. Это принудительное состояние, которое с течением времени превращается либо в деспотическое правление, либо в республиканское. Образование и история республик обстоятельно описаны Узбеком в одном из его посланий. Подавляющему большинству жителей восточных стран неизвестна данная форма правления, ведь процветание республиканских государств происходило только на территории Европы, а страны Африки и Азии всегда находились под деспотичным гнетом. Исключением из этого правила были только несколько малоазиатских городов, а также территории Карфагена в Африке. Отсутствие стеснений и ограничений в общественно-политической жизни, по-видимому, созданы для жителей европейских государств, а рабство, подвластность и кабала - для народов Азии.

В одном из посланий на Родину Узбек не умалчивает о чувстве неудовлетворенности, вызванном несбывшимися мечтаниями и ожиданиями, которое возникло вследствие поездки во Францию. Он познакомился с людьми искренними и открытыми по своей натуре, но в какой-то мере нравственно испорченными, избалованными и приученными к роскоши и излишествам. У окружающих имеется неотвратимая любовь к деньгам, а в головах таится мечта стать богаче путем нечестной деятельности, а разорения своего правителя, страны и соотечественников. Духовенство и церковь никоим образом не могут повлиять на умы своих прихожан. Итак, читатель может увидеть, что чем больше герои романа находятся на территории Европы, тем меньше они удивляются тутошнему укладу и начинают обнаруживать отрицательные стороны народонаселения. Однако, чем дольше Узбек странствует по миру, тем большая беспорядица устраивается в его гареме. Узбек весьма взволнован последними вестями, которые передал ему его слуга - командующий всеми евнухами. Жена Узбека по имени Зели по пути в мечеть, сбросив с себя покрывало, явилась перед проходящими людьми. В саду гарема обнаружили молодого человека, кроме того, жены провели несколько дней за городом, в весьма уединенном месте, с каким-то двумя неизвестными мужчинами. Скоро Узбек узнал, в чем кроется причина всех этих событий. Самая любимая его жена Роксана покончила с собой, приняв смертельную дозу яда по причине того, что ее единственный любимый человек погиб. Однако перед смертью она решила отомстить Узбеку, превратив его гарем в место всяческих утех и удовольствий. Роксана написала предсмертную записку, в которой и призналась в своих деяниях, а также описала, насколько сильно презирала она своего законного мужа и какую неприязнь испытывала к нему. В письме горделивой женщины были строки о том, что ей была не по вкусу жизнь в неволе, хоть она и оставалась в гареме, душой она всегда была свободна. Именно этим письмом и завершается повествование романа.


Краткое содержание романа «Персидские письма» пересказала Осипова А. С.

 

 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Персидские письма». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Яндекс.Метрика