Краткое содержание: Песнь о Гайавате

Во вступлении поэмы автор вспоминает, как в стародавние времена музыкант Навадага пел песнь о Гайавате: о рожденье его и жизни, как молился и трудился Гайавата, как шёл по пути добра и правды.

Владыка Жизни Гиччи Манито, которого индейцы почитали как верховное божество, сотворившее все народы и проведшее движением пальца русла рек в долинах, слепил трубку из глины и закурил. Увидев, как поднимается к небу дым из трубки мира, собрались вожди племён. Шли команчи и Чоктосы, Омоги и Шошоны, шли Мэндены и Гуроны, Могоки и Дэлаверы, шли Поны и Черноногие, Дакоты и Оджибвен.

Гиччи Манито призвал враждующие племена к миру и предрёк, что появится пророк, который покажет им путь к спасению. Индейцы подчинились Владыке Жизни, смыли в реке боевую окраску и отправились в обратную дорогу, закурив свои трубки.

Мэджекивис после победы над гигантским медведем Мише-Мокву стал Господином Западного Ветра, остальные ветра он раздал детям: Южный - Шавондази, Восточный - Вебону, Северный - Кабибонокке.

Когда-то давно в цветущую долину упала с месяца дочь ночного светила Нокомис. В долине у прекрасной Нокомис родилась дочь Венона. Когда она повзрослела, Нокомис много раз предупреждала её о чарах Мэджекивиса, но она не послушалась мать, и у неё родился сын. Это был Гайавата - сын печали и страсти.

Мэджекивис вскоре бросил Венону и она умерла от горя. Вырастила Гайавату его бабка. Повзрослев, Гайавата надел волшебные мокасины, взял волшебные рукавицы и пошёл разыскивать отца, чтобы отомстить ему за мать. Он начал бой с Мэджекивисом и вынудил его отступать. Три дня длилось сражение, и отец стал просить Гайавату остановиться. Мэджекивиса нельзя одолеть - он бессмертен. Он посоветовал сыну вернуться домой, удобрить землю, расчистить реки и уничтожить чудовищ. Ещё он пообещал сыну, что после смерти сделает его господином Северо-Западного ветра.

В течение недели Гайавата постился в лесу. Он молил Гиччи Манито о счастье и благе для всех племён и вдруг возле его вигвама появился юноша Мондамин. Он был одет в жёлто-зелёные одежды, а его кудри были золотистого цвета. Гайавата три дня сражался с Мондамином и победил. Он похоронил его и постоянно навещал могилу. Вскоре над могилой стали прорастать зелёные стебли - это была кукуруза, в которую воплотился Мондамин, пища, посланная Владыкой жизни.

Гайавата построил из коры берёзы пирогу. Раму он сделал из кедровых ветвей, скрепил её корнями лиственницы, украсил иглами ежа и выкрасил соком ягод. На ней он вместе с силачом Квазиндом отправился в плавание по Таквамино и очистил реку от мелей и коряг. Гайавата трижды забрасывал удочку в заливе Гитчи-Гюми, охотясь за Великим Осётром - Мише-Наму, но тот проглотил его вместе с пирогой. Гайавата не растерялся, находясь внутри царя рыб, стиснул рукой его сердце и тот погиб. Потом Гайавата победил злого колдуна Меджисогвона, которого охраняли ужасные змеи.

В племени дакотов Гайавата нашёл прекрасную Миннегагу и сделал её своей женой. На свадьбе танцевал красавец По-Пок-Кивис, пел нежные песни музыкант Чайбайабос, а старик Ягу рассказал прекрасную легенду про сошедшего с Вечерней Звезды волшебника Оссэо.

Чтобы спасти посевы от порчи, Гайавата приказал Миннегаге ночью обойти обнажённой вокруг полей, и она без страха и смущенья повиновалась. Гайавата тем временем поймал Кагаги, Царя-Ворона, который привёл на посевы стаи птиц и в наказание привязал его к кровле вигвама.

Гайаваиа придумал письмена, чтобы следующие поколения могли их различать.

Злые духи, испугавшись благородных устремлений Гайаваты, заключили союз против него и утопили его друга Чайбайабоса. От горя Гайавата заболел, но его вылечили магические пляски и заклинания.

По-Пок-Кивис научил играть в кости всех мужчин из своего племени и обыграл их всех. Раззадорившись этим успехом и воспользовавшись отсутствием Гайаваты, дерзкий красавец разорил его вигвам. Придя домой, Гайавата бросился за ним в погоню. Убегая от него, По-Пок-Кивис оказался возле боровой плотины и попросил бобров превратить и его в бобра, только большего размера, чем все остальные. Бобры согласились и даже выбрали его вождём. На плотине появился Гайваата. Вода прорвала плотину, и бобрам пришлось скрыться, но По-Пок-Кивис не успел за ними из-за своего большого размера. Гайавата поймал его, но не убил, так как его дух ускользнул и снова принял человеческий облик. Потом он превратился в казарку, более крупную и сильную чем остальные. Это его и погубило - он не справился с ветром и упал, но снова побежал, и Гайавата смог справиться с ним призвав гром и молнию.

Друга Гайаваты - силача Квазинда убили пигмеи, попав ему точно по темени «голубой шишкой ели», когда он плыл по реке в пироге.

С приходом зимы в вигваме Гайваты появились призраки - две женщины. Много дней они, с мрачным видом молча, сидели в углу, лишь хватая самые хорошие куски пищи. Но однажды Гайавата проснулся от их плача и вздохов. Души мёртвых сказали ему, что они покинули острова Загробной Жизни, чтобы сказать живущим, что они мучают умерших призывами вернуться и бесплодной скорбью. В могилы не нужно класть меха, украшения или глиняные чаши, достаточно немного пищи и огня, чтоб осветить путь. Четыре дня нужно жечь костры, освещая душе путь в страну Загробной жизни. Потом призраки попрощались и исчезли.

В индейских поселениях начался голод. Гайваата безуспешно сходил на охоту, а Миннегага ослабела и умерла. Гайавата похоронил её и четыре ночи жёг погребальный костёр. Гайавата обещает жене, что скоро снова с ней встретится в царстве Понима.

Вернувшийся из дальнего похода Ягу рассказал, что дошёл дл Большого Моря и видел крылатую пирогу размерами больше рощи сосен. В лодке было сто воинов с лицами, окрашенными белой краской и волосами, растущими на подбородке. Все смеются, думая, что рассказ Яго - небылица. Гайавата не смеётся, он говорит, что уже видел бородатых бледнолицых чужеземцев в своих видениях. По велению Гитчи Манито, их надо встретить с приветом и лаской.

Гайавата рассказал о будущем, которое открыл перед ним Владыка Жизни. Он видел огромные рати народов, устремившихся на Запад. Их наречья были разными, но в груди билось одно сердце. Их работы кипела, звенели в лесах топоры. Дымились в лугах города. ПО озёрам и рекам плыли с громом и молнией крылатые пироги.

Но в будущем Гайавата видит не только хорошее. Он видит и множество индейских племён, гибнущих в междоусобной борьбе.

Гайавата и другие индейцы радушно встречают приплывших к ним бледнолицых людей. Они внимают истинам, которые им провозглашает пророк в чёрных одеждах - к христианской религии.

Утомлённые жарой, гости Гайаваты заснули в его вигваме, а он простился со своим народом и уплыл на Закат, в царство вечной жизни - страну Понима.

Краткое содержание романа «Песнь о Гайавате» пересказала Осипова А. С.

 

 

 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Песнь о Гайавате». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Яндекс.Метрика