Краткое содержание: Падение

Рассказчик сидим в амстердамском баре «Мехико-Сити». В прошлом он был адвокат с долгим стажем, и его очень жаловали в Париже. Потом в его жизни случился болезненный перелом, и он уехал из Парижа туда, где нет знакомых лиц и мест. Там он старается забыть свои переживания. Для общительного героя бар как храм. Здесь он знакомится с приятными ему людьми, рассказывает им о себе, о своих грехах. Он ведёт себя с новыми знакомыми так искренне, что люди тоже открываются ему и почти исповедуются.

Героя зовут Жан-Батист Клеманс. Своего читателя он воспринимает как одного из завсегдатаев бара и исповедуется ему так же легко и непринуждённо, как делал бы это в баре. В Париже он был специалистом по защите прав вдов и сирот. Судей он считал стервятниками и глубоко презирал их, а удовлетворение ему приносило только решение благих дел. Он зарабатывал тем, что пререкался с людьми, которых не переносил. Он неукоснительно соблюдал свои адвокатские правила: не взяточничал, не подтасовывал улики, не льстил судьям и прокурорам. Когда к нему обращались бедняки, он помогал им бескорыстно, и вскоре получил звание человека щедрого. Ему нравилось помогать людям. Это было для него естественным источником радости. Однако не смотря на все эти удовольствия, его не покидали мысли о том, что его помощь может быть не оценена или ещё хуже – за его благодетелью последует открытая неблагодарность. Но он считал подобную ситуацию «вершиной благородства». В любых мелочах он старался быть лучше других, поскольку тебя начнут почитать и уважать только тогда, когда ты станешь лучше толпы.

Однажды после хорошего трудового дня Клеманс прогуливался по безлюдному мосту Искусств. Вдруг он услышал тихое хихиканье. Ему показалось, что голос доносился сзади. Он обернулся, но сзади никого не было. Смех исходил отовсюду и не имел конкретного источника. Сердце Клеманса бешено заколотилось. Он вернулся, зашёл в ванну, взглянул на себя в зеркало и замер. Его губы улыбались, но это была не его улыбка. Её словно приклеили к его лицу. И ему почудилось, что тот странный смех, который он слышал на мосту, исходит из него самого.

Клемансу показалось, что он потерял навык жить. Какой-то механизм в нём заржавел и встрял намертво. Теперь единственное, что занимало его мысли, это поиск своего «я». Когда женщины пытались заарканить его, они всегда промахивались: он забывал о них почти сразу же, не переставая думать о себе. Он обладал только чувственностью: его пугало то, как женщины стремятся полностью подчинить его волю себе, слиться с ним… Но в то же время он не хотел отказываться от них, и часто не мог выбрать между несколькими женщинами. Так он встречался сразу с несколькими, разбивая при этом им всем сердца. Оглядываясь назад, Клеманс понял, что в тот период своей жизни он высасывал из людей все их соки и ничего не отдавал им. Он держал их на привязи, словно собачек, чтобы они всегда были у него под рукой. Вспоминая себя прежнего, ему становится стыдно за себя.

Однажды в ноябре Клеманс прогуливался по Королевскому мосту, выйдя из квартиры любовницы. Он прошёл мимо молодой девушки. Когда он прошёл дальше, за спиной услышал визг и всплеск воды. Он подумал, что надо бы броситься  обратно и спасти её, но почему-то застыл в странном оцепенении. Когда он очнулся, он решил, что уже слишком поздно и пошёл дальше. Это так и осталось его маленькой тайной.

Все его друзья и знакомые начали казаться ему чужими. Он вёл себя с ними по-прежнему, они, как и прежде, хвалили  его за необычайный уравновешенный характер и гармоничность, но сам он чувствовал, как погряз в хаосе, стал зависим от чужого мнения. Теперь люди для него стали не аудиторией, которая внимает ему, а судьями, которые выносят ему приговор.  Клеманс стал чрезвычайно внимателен к мелочам и обнаружил, что у него много врагов. Особенно среди тех, кого он толком не знает. Посторонних людей просто раздражала его самодовольная и не к месту счастливая его морда. Когда он наконец снял свою броню и почувствовал все те раны, которые долгие года наносили ему недоброжелатели, он разом ослаб. Ему казалось, что всё вокруг смеётся над ним.

С тех самых пор он пытался найти способ заткнуть эти насмешки, которые на самом деле исходили из него самого. Когда он публично читал свои лекции, он вёл себя так эксцентрично, как раньше себе никогда бы не позволил. Все клиенты разом отвернулись от него. Женщины стали для него скучны, потому что он больше не претворяется. Тогда, устав от всего и сразу – от целомудрия, любви, заботы, - он решил удариться в блуд. Это отличный заменитель  любви. Кроме того, люди сразу прекращают над тобой смеяться и замолкают, и блуду ты ничего не должен. Алкоголь и доступные женщины – вот всё, что поможет тебе облегчить душу. Вскоре после этого на него напала смертельная усталость, от которой он не может избавиться по сей день. Так он жил многие и многие годы. Однажды он думал, что кризис закончился, но тот крик, который он слышал тогда ночью на Сене, до сих пор оставался в его памяти даже после того, как он уехал в Амстердам.

Придя в бар «Мехико-Сити» он увидел картину Ван Эйка, «Неподкупные судьи». Эта картина была украдена из собора святого Бавона. Эта картина была очень ценной, и её искали жандармы трёх стран. Хозяину же продал эту картину за бутылку джина какой-то проходимец. Клеманс предложил хозяину спрятать эту картину у него в комнате. С тех пор «Неподкупные судьи» так и висят у него на стене. Он рассказывает каждому, кто побывал у него дома, об этой картине и откуда она взялась. Любой из гостей может заложить его полиции – этого-то он и ждёт, словно подсознательно желая расплатиться с девушкой, которую когда-то не вытащил из воды. Тяжёлое сердце будет мучить его до конца своих дней.

 

Краткое содержание романа «Падение» пересказала Осипова  А. С.

 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Падение». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Яндекс.Метрика