Краткое содержание: Осадное положение

Испанский город Кадис становится жертвой Чумы. Спастись от неё можно только благодаря тому, кто будет достаточно смел, чтобы сразиться с ней.

Представление имеет три части. В предисловии Камю представляет своего на самом деле несуществующего соавтора, Жана-Луи Барро, который и придумал весь этот театральный миф, посвящённый чуме. Камю предупреждает, что перед читателем – не обычная пьеса, а именно представление. Здесь смешиваются все драматические формы изъяснения – в одной книге представлен лирический монолог и массовые сцены, диалог, фарс, хор и пантомима.

Первая часть. Комета пометила испанский город Кадис. Что это за знак? Хороший он или плохой? Но глядя на тучи, которые сходятся над городом, всё больше людей начинают говорить о том, что случится что-то плохое. Бродяга прорицает, что дела в Кадисе были плохи уже давно. Сейчас же всё станет ещё хуже. Когда люди начинают убивать друг друга, каратель-Господь чувствует себя по сравнению с ними юнцом.

Молодой врач Диего не собирается пугаться какой-то там комете, и собирается жениться на дочери судьи Виктории, которую давно уже люби. Губернатор тоже решает не замечать случившееся. Ведь хорошим губернатор может называться только тогда, когда в период его правления ничего не произошло. Он запрещает горожанам хоть мельком упоминать о комете. Нада отзывается на приказ правительства: «это не глупость, это политика». Рынок оживает, продавцы продолжают нахваливать свои товары, кто-то случайно вспоминает об утреннем происшествии, да и то – вскользь. Диего и Виктория нежничают друг с другом. Вдруг какой-то человек падает на землю, приводя толпу в замешательство. Диего осматривает больного и с трудом оглашает свой вердикт – чума.

Эпидемия начинает разрастаться семимильными скачками. Когда губернатору докладывают о ситуации в городе, он огорчается – как же не вовремя! Теперь ему придётся отменить свою охоту. Диего сбивается с ног, выхаживая больных. Он забыл про Викторию, которая так хочет его увидеть – его поглотил страх перед чумой, страх смерти.

В пьесе Чуму представляют как мужчину и женщину, облачённых в военную форму. Они уничтожают правительство и начинают править Кадисом. Секретарша Чумы держит при себе блокнот с именами людей. Когда она вычёркивает оттуда чьё-то имя – этот человек погибает. Меняются времена – меняются и порядки. Теперь дома и люди помечены чёрными звёздами болезни. Продукты достаются только тем, кто «полезен» городу. Щедро вознаграждаются доносы на заражённых, мужчины и женщины живут порознь, и каждый житель города должен ходить с кляпом во рту. Нада снова комментирует происходящее: «Какая вам разница, Чума или губернатор? Государство есть государство».

Спасаться бегством бесполезно: город закрыт. Закрывает первую часть пьесы Чума, объявляя о том, что её царствие принесёт в хаотичный город порядок, люди научатся «умирать организованно», «в административном порядке».

Чума властвует, раздаёт приказы, Секретарша черкает в блокноте. Теперь у каждого должно быть подтверждение существовании. Подтверждение не даётся, если нет справки о здоровье. Справку не дают, если существование не подтверждено. Люди тонут в бумажках и договорах – закреплять на бумаге теперь нужно любой маразм, такой как, например, мотив брака или причина существования.

Жители города ничего не понимают. Власти только этого и надо – чем меньше им будет хоть что-то понятно, тем лучше они будут исполнять приказы. Мужей ссылают непонятно для чего и непонятно куда; зарплаты ниже прожиточного минимума; дома реквизированы – беспорядок теперь именуется системной организацией. Пьяница Нада становится сотрудником администрации, где находятся Чума и Секретарша. «Одна хорошая чума лучше двух демократий». Диего остаётся на стороне благоразумия и, как может, противится новым порядкам. За это Чума заражает его. Отчаявшись, Диего в испуге является к Судье. Едва узнав, что Диего болен, судья хочет сдать его, ведь таков закон. На вопрос Диего «А если закон преступен?» судья отвечает, что любое узаконенное преступление перестаёт быть преступлением. Тогда Диего клянётся, что если судья сделает хоть одно неверное движение, он заразит его младшего сына. Потом, устыдившись своей бесчеловечности, Диего убегает.

Нада и Судья готовятся провести инаугурацию. Кандидат в правительство у них только один, Чума. Все проголосовавшие против будут уничтожены. Правительство представляет такой способ голосования как свободный. Просто до их прихода жители Кадиса не знали, что такое настоящая свобода. Диего и Виктория окончательно запутались в сложившейся ситуации. Диего обнимает Викторию, надеясь, что она заразится чумой и умрёт вместе с ним. Диего уже ревнует свою любимую к тому, что будет после его смерти – как другие будут услаждаться её красотой. Но она не заражается и крепко сжимает его в объятиях. Диего, испугавшись, убегает.

Он выбегает к берегу моря и там знакомится с лодочником. Диего узнаёт, что на острове есть те, кто спасся от эпидемии. И он теперь переправляет им провиант. Тут появляется Секретарша и Диего замирает от ужаса. Секретарша вычёркивает имя лодочника в своём блокноте и тот тут же скорчивается в агонии. Секретарша заигрывает с Диего, но тому лучше, если она будет его ненавидеть, чем любить его. Секретарша жалуется на свою работу, которая так её утомляет. Диего впадает в бешенство и объявляет, что новая власть скоро сойдёт с трона. Он со всего размаха даёт пощёчину Секретарше и тут же болячки чумы исчезают с его тела. Как и всё живое, власть имеет слабое место – как только подчиненные преодолевают свой страх и взбунтовываются, Чума уже ничего не может поделать. Диего перестаёт бояться и тучи рассеиваются над городом.

В третьей части горожане Кадиса во главе с Диего бунтуют против власти. Теперь Диего избавляет людей от раболепия и страха. Но не так просто полностью освободиться. Чума приказывает Секретарше вычеркнуть бунтаря, но та уже не имеет над ним власти – он уже не боится её. Люди вытаскивают кляпы и отнимают блокнот у Секретарши. Дочь Судьи вычёркивает из блокнота имя своего отца, толпа вычёркивает дочь. Войдя в раж, толпа хочет покарать всех недостойных, по её мнению, людей. Чума радуется, что горожане сами стали заменой Секретарше. Диего выхватывает у них блокнот и разрывает его в клочья.

Тогда Чума преподносит ему Викторию, которая медленно умирает в агонии, и предлагает сделку: Диего отдаёт город и уходит с Викторией целым и невредимым. Но Диего отказывается. Он готов пожертвовать собой и Викторией ради спасения целого города. Чума отступает – Диего выдержал и это испытание. Если бы он принял бы предложение Чумы, то и сам бы скончался вместе с Викторией. Но благодаря всего одному безумцу город может снова надеяться на освобождение. Диего должен погибнуть – его тело снова поражают болячки чумы. Секретарша превращается в Смерть. Она не сразу скашивает Диего и долго колеблется: раньше она была свободной и уважаемой, а теперь позорно прислуживает логике и какому-то уставу. Он полюбила Диего – ведь тот по-своему испытывал к ней жалость.

Чума покидает город с огромным монологом. В нём она называет Бога анархистом, ибо тот подавляет людей ещё жёстче, чем в аду. Смерть уверена, что восторжествовать можно над всем, сломив это, но только не гордости. Чума упряма, но любовь человека ещё сильней. Виктория приходит в себя, а Диего падает. Виктория просит смерть забрать и её тоже, но ей ещё предначертано жить. Диего умирает.

Прежний государь возвращается. Вместо скорби по мёртвым устраиваются пышные церемонии, они награждают друг друга почётными титулами и орденами. Нада распахивает ворота, впуская в город сильный ветер, и объявляет всем жителям напоследок: «Нельзя хорошо жить, чувствуя, что человек – ничто, а божий лик – ужасен». С этими словами Нада топится в море. Рыбак заканчивает представление пророчеством: «О вода, о море, отечество повстанцев, вот твой народ, и он никогда не отступит».

 

Краткое содержание романа  «Осадное положение» пересказала Осипова  А. С.

 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Осадное положение». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Яндекс.Метрика