Краткое содержание: Псалом

Этот роман содержит 5 частей, каждая повествует о казнях Господних, обрушившихся на землю, по предсказыванию пророка Иезекииля.


Первая его часть - «Притча о потерянном брате» - рассказывает про голод, то есть вторую казнь. Итак, 1933год, голодающая Украина во время коллективизации. Девочка - нищенка Мария выпрашивает что-нибудь ради Христа, но никто не обращает на нее внимания, кроме еврейского мальчика, который делится с ней хлебом изгнания. Все в деревни возмущаются поступком чужака и отбирают у девочки хлеб.
Этот мальчик - Дан, Антихрист, общается с Господом через откровения пророков, который послал его в Россию, на землю, из-за того что тот народ лгал на Господа и отказывался от него. Этим он заменил свое деревянное ярмо на железное.


Та самая девочка Мария со своим братом Васей возвращается в голодающую деревню, их мать решила разделить семью. Решила подкинуть детей чужим, кого-то и вовсе просто оставить и уехать на заработки в город. Перед самым отъездом Марию с Васей она отвезла в город, там им снова подает хлеба чужак, но мать снова выкидывает этот «неправославный» кусок. Позже это снова повторяется, но теперь их останавливает милиционер, ведь попрошайничество запрещено.
Этих брошенных детей отправляют в приемник, там их обеспечили проводником, который должен был доставить их домой. По дороге он насилует Марию и просто сбегает, а дети снова попадают в приют. Сторож им рассказывает сказку про «Иисуса Христа» и «Божью деточку». Марию куда-то вывозят, она сбегает, бредет по заснеженному полю, разыскивает сестру Ксению и остается жить в ее доме на год. Однажды она становится свидетелем измены сестры мужу, поэтому Марию решают снова отправить в деревню. Там ей тоже никто не рад, она плачет от несправедливости, снова бродя по тому полю. Там она встречает снова того Антихриста Дана и на его вопрос она отвечает, что причина ее слез - что евреи - жиды убили Христа, сейчас он на небе, а ее брат Вася в городе Изюме. По его мнению так исполнилось пророчество Исаии: «Открылся Я не вопрошавшим обо Мне и нашли Меня не искавшие Меня».


Мария отправилась к матери, в Керчь. Немного погодя мать умирает, а та становится портовой проституткой. Голодная, она снова встречает Дана, который снова подает нечистый хлеб, а она платит ему любовью. Он идет дальше, а народу суждена еще одна кара - меч. В итоге, Марию судят за бродяжничество и проституцию, в тюрьме она рождает сына от Дана, которого называет Васей и умирает в 1936 году.


Во второй части автор выступает за мысль о происхождении евреев. Он считает, что этот народ ничем не отличается от других, кроме того, что пророки, которые слушали Господа были из этого народа. «Притча о муках нечестивцев» ведает об Аннушке, девочке, живущей во Ржеве вместе с мамой и двумя своими братьями. Один из братьев умирает по ее вине. Однажды к ней пришли воры, а во время следствия она указала невинного человека, которого посадили в тюрьму. Но вот матери выдали новую квартиру, а к Аннушке приходит Антихрист Дан. Она рассматривает росписи на стенах церкви и видит, как через них проступает лик Христа, а он говорит ей о том, что церковники подменили Христа идолом, а монах подменен Сталиным. Вот Антихрист видит видение меча и он решает, что сбываются слова Господа: «Горе городу кровей, и я разложу большой костёр». После начала войны мать Аннушки умирает, а девочка попадает в детдом, а за время оккупации, пообщавшись с немцами, стала ненавидеть евреев. В детдоме ее раздражает девочка Суламифъ, так как Аннушка завидует ей, что ее хочет удочерить хорошая приемная мать, поэтому она и жалуется немцам, что Суламифъ не русской национальности, а те ее убивают. Аннушку отправили в Германию, на работы, а перед отъездом к ней приходит Дан, дает ей листок и просит прочитать его вслух в Германии. Сам он не может вступить в ту землю, но должен проклясть тот народ так, как через пророка Исаию Господь проклял Вавилон.
Одна женщина, которую вместе с Аннушкой угоняли в рабство, отдает свою дочь Дану, немцы замечают его и хотят убить, но его убить невозможно.


По приезду в Германию Аннушка читает то письмо перед всеми: Германия проклята, а сама она умирает от лихорадки.
Действие третьей казни - «похоти» начинается в 1948 году. В городе Бор живет семья: фронтовик Андрей, жена Вера и 2 дочери- Тася и Устя, а недалеко от них живет еврейская странная семья - дочь Руфина, которая не была похожа на еврейку, с отцом Даном Яковлевичем. У Веры Копосовы плохие отношения с мужем, так как он считает, что она изменяла ему во время войны и она влюбляется в Дана. Она понимает, что напрямую не может соблазнить его и поэтому, сводит свою дочь Тасю с ним, та тоже влюбляется в него и об этом узнает ее отец. Потом он, вместе с доносчиком Павловым пытаются убить Антихриста, но это невозможно, к нему является Вера и предлагает заступиться за него, а в обмен он должен переспать с ней. Антихристу, который любит дочь, приходится переспать с матерью, случайной свидетельницей чего является Руфина и Тася, от которой и стало все известно ее мужу. Тот сначала пытается убить жену, но умирает в тот же день от горя. Руфина тогда убежала в лес, где ее чуть ли не насилует Павлов. Ее спасло появление медведиц. После всего Руфь понимает, что она пророчица и примиряется с отцом.
Четвертая часть рассказывает о травле евреев, в начале 50-х годов. За размышление о русском антисемитизме Бог посылает казнь четвертую - моровую язву.


В Москве жила семья Иволгиных, состоящая из еврея-искусствоведа, русской жены Клавдии, сына Савелия. К ним приезжают 2 племянника Клавдии Нина и Миша из Витебска, а их родителей обвинили в белорусском национализме и арестовывают. Иволгины, боящиеся ареста, отказываются от детей, так как бояться всего и всегда, а в это время как раз шли массовые разоблачения евреев- космополитов. За этим семейством постоянно наблюдают их соседи - Дан с дочерью. Вскоре Иволгина арестовывают, а на первом же допросе его убивает следователь.
У Клавдии появился новый поклонник. Это разумный антисемит, старик Иловайский. С Даном он ведет споры о русском христианстве и старик показывает такой пример: он разбивает чашку и объясняет, что пока она была целой, она оставалась простой, а после того как разбилась, стала сложной. Антихрист Дан понимает, что невозможно его переспорить.
Пятая часть - рассуждение о соотношении христианства и иудейства, а ее герой - дети Антихриста, причем от разных матерей. Это Андрей Копосов, Василий Коробков, Руфь, приемная дочь и Пелагея. Иволгин Савелий с Василием и Андреем учатся в Литературном институте, Андрей постигает смысл Библии, противоположный христианскому. Они встречаются в Третьяковке, Пелагея узнает в Василии сына своего отца, но тот проклял «жидов» и устроил скандал. Василий вешается, узнав о том, что является сыном «жида».


Андрея навещает его мать, Копосова Вера, говорит ему, что он сын Дана, после чего они собираются всей семьей и празднуют еврейский праздник.
Савелий находился в полубезумии и создал в алхимической колбе двух «философских человечков», разговаривая с ними, он узнает ответы на вопросы про истину, о добре и зле, о разумном обосновании веры в Бога, после чего попадает в психбольницу.
Девственница Пелагея хочет стать женщиной, соблазняет своего отца, Антихриста, а тот насилует ее в опьянении. Она беременеет от него, а Антихрист перед своей смертью дает наставления сыну Андрею и умирает.
Пелагея читала их сыну, Дану речения пророка Второисайи.
Андрей, Пелагея с Даном и Савелий, которого уже к тому времени вылечили едут в лес, а там, глядя на суровую природу зимы понимают сущность Христа и Антихриста. Христос - заступник грешников и гонителей, второй же - покровительствует жертвам гонимым. Вот близится и пятая кара, от которой не спасет и Христос.

Краткое содержание романа «Псалом» пересказала Осипова А. С.


 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Псалом». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Яндекс.Метрика