Краткое содержание: Корни неба

Середина пятидесятых. Отец Тассен, семидесятилетний директор заповедника, расположенного где-то в экваториальной Африке, члена ордена иезуитов, который ко всему прочему был ученым, активно исследующий на черном континенте палеонтологические теории, имел среди местных миссионеров заслуженную репутацию человека не очень озабоченного спасением грешников, а скорее увлекающего наукой и вопросами происхождения самого рода человеческого.
Тассен, проделав долгий и нелегкий путь верхом, встречается с Сен-Дени - местным колониальным чиновником и выслушивает долгий рассказ о Мореле. Именно Морель - защитник слонов, является главным героем этого повествования.


Сам Сен-Дени был человеком, который действительно любит этот черный континент, и, занимая свою должность, заботился не только о процветание французских колоний, но и очень многое сделал для местного населения, неустанно облегчая его учесть. Он был пессимистом - видимо его не малый жизненный опыт был причиной тому. Сен-Дени уже не верит в то, что государство может сделать хоть что-то, для защиты людей и окружающей их природы от неумолимо надвигающегося технического прогресса, со всей массой техники и технических приспособлений. В душе чиновник не любил цивилизации и его преследует навязчивая идея спасения аборигенов от материализма запада. Уверенный в том, что именно он должен помочь людям Африки сохранить свои уникальные традиции и обычаи, он должен не допустить того, что бы аборигены повторили путь Европы и Америки в своем развитие. Чиновник дружил с колдунами и восхищался местными обрядами: он даже договорился с местным шаманом, что после смерти тот непременно превратит Сен-Дени в дерево. В дни своей молодости он откровенно и искренне сожалел, что сам не был рожден в Африке и не имел черной кожи, поскольку считал аборигенов детьми природы. Но теперь, Сен-Дени к своему сожалению констатировал: местное население все дальше отрывается от самой природы, а причиной тому является отравление миссионерами этих наивных и чистых людей ядом технического прогресса, изготовленного на западе.


Но представим читателю подробно главное действующее лицо.
Морель был идеалистом и в своих порывах спасал слонов, от полного исчезновения их с лица земли, и которые нещадно уничтожаются с двух сторон: охотники запада убивают их ради бивней, которые ценятся достаточно высоко, а аборигены - охотятся на этих могучих и красивых животных ради мяса. В свое время Морель сумел выжить в немецком концлагере, но, тем не менее, остался романтиком с открытой и доброй душой. В своем бескорыстном порыве спасения, Морель видит некое возрождение и обновление человечества, которое он отчего-то связывает непосредственно со спасением этих животных. Его главная мечта - это создание исторического заповедника, который, напоминал бы известные всем - те, что накладывают запрет охотиться на их территории. Однако исторический заповедник, как представляет его Морель, должен сохранить духовные ценности от всеобъемлющего уничтожения.


Главное и единственное оружие, которым пользуется романтик Морель - манифесты и воззвания. Он предлагает подписаться под ними всем, кого встречает, однако желающих сделать это не так много. Тем не менее, проходит время, и вокруг Мореля собираются такие же романтики и идеалисты, которые теперь представляют группу сочувствующих его идеям.
Одним из них является Пер Квист - датский ученный, который борется за сохранение природы с самого начала века. Следующий из союзников Мореля - женщина по имени Минна, немка по своему происхождению, она после войны встретила и подружилась с советским офицером, естественно, поплатившемся за это своей жизнью. Потеряв своего нового друга, Минна опускается на самое дно жизни, поскольку окончательно разочаровалась в бренности своего существования. В своей борьбе за животный мир, Мина теперь видит борьбу за возвращение своего человеческого достоинства.
Читатель может видеть еще одного человека из числа сторонников Морелю - это бывший летчик, воевавший в Корее, американец Форсайт. Когда его самолет был сбит в корейском небе, Форсайту пришлось принимать участие в акции, которая была разработана северокорейскими органами ведущими пропаганду, и ее целю было убеждение мировое общественное мнение в том, что соединенные штаты используют в Корее бактериологического оружия. По возращение на родину, жизнь для него стала там невыносимой, с позором он был выгнан из армии, и тайно уехав из США, укрылся в Чаде, где, впоследствии, познакомился, а после, стал союзником Мореля.


Однако, справедливости ради, необходимо отметить, что у Мореля были не только союзники, но и противники. Один из них - некий охотник спортсмен Орсини. Для описания этого человека, автор романа проводит некую аналогию, в которой рассказывает о неком писатели из Америки в пьяном угаре поведавшего о том, что он регулярно посещает африканский континент только для того, чтобы застрелить партию носорогов, львов и слонов. Причиной этого не является необходимость, а только страх пред старостью, неизбежностью смерти и самой жизнью. Находя отражение своих маниакальных страхов в образе несчастных животных и в момент, когда паранойя становится невыносимой, писатель - охотник просто едет в Африку и там, убивая животных, он убивает свои собственные навязчивые идеи. Именно это охота спасает этого человека от шизофрении, являясь единственным и эффективным лекарством.


Нечто подобное происходило с Орсини. Сама его жизнь была бунтом против собственной натуры, против своего чувства никчемности и малозначительности. Он, как отважная мелкая собачонка, защищал себя от собственной никчемности и чувства ничтожества. Именно неполноценность, духовная, а не физическая, заставляла убивать слонов. Орсини - это главный антагонист Мореля и он организует массовую охоту на могучих и красивых животных, а в конечном итоге, погибает растоптанный ими.


Наступает момент, когда Морель осознает, что петиции не являются эффективным оружием в его борьбе за защиту природы. Чиновники не помогают, а наоборот, устраивают всяческие препятствия Морелю и его правому делу. Это наталкивает на мысль о необходимости коренного пересмотра самой стратегии борьбы, и Морель решает наказывать особого жадных и беспринципных охотников и торговцев слоновой костью, которые, в подавляющем большинстве были богатыми плантаторами.
Морис и его сторонники начинают поджигать фермы и склады слоновой костью. К группе защитников примыкают еще люди: часть из них борется за свободу Африки, часть просто находятся вне закона.


Один из примкнувших, это Вайтари - вождь движения за освобождение черного континента от колониальных поработителей. Этот человек получил прекрасное образование в Париже и был, в свое время, депутатом французского парламента. Являясь таким же врагом африканской природы, Вайтари пытается использовать Мореля и его людей в своих собственных целях. Этот человек стыдится отсталости Африки в ее развитие и вдохновленный примером Советского Союза, пытается способствовать прогрессу, превратив сам черный континент в большой концлагерь, подобный России, превращенной в таковой Сталиным. Ради этих целей Вайтари, руководствуется одним принципом: цель оправдывает средства. Он готов уничтожить всех слонов и в душе смеется над идеализмом Мореля. Цинизм, с каким Вайтари выдает борьбу Мореля за спасение природы под видом политического противостояния, удивляет. Тайно этот «освободитель» Африки поручает последователям убить Мореля, только лишь для того, что бы сделать из него легенду: первого белого человека, отдавшего жизнь за великое дело освобождения Африки. В это же время, Вайтари со своим отрядом расстреливает целое стадо слонов, желая продать бивни и купить на эти деньги оружия. Огромную роль во всех действиях Вайтари играют его амбиции и чувство неполноценности, которое он пытается компенсировать самыми извращенными способами.


Борьба Мореля за природу Африки оборачивается тем, что против него объединяются разные силы, начиная от тех, кто заинтересован в уничтожение слонов и заканчивая просто безразличными ко всему. В конце концов, всех сторонников этого благородного идеалиста власти арестовывают, а сам Морель уходит куда-то в лес.
Неизвестно, погиб романтик и идеалист Морель, или он и сейчас продолжает свою нескончаемую борьбу.

Краткое содержание романа «Корни неба» пересказала Осипова А. С.

 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Корни неба». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Яндекс.Метрика