Краткое содержание: Агасфер

Роман "Агасфер" основан на трех самостоятельных сюжетных линиях. В первом сюжете повествование ведет ангел Агасфер, смысл имени которого переводится как "Возлюбленный богом". Во втором сюжете читатель знакомится с жизнью Пауля фон Эйцена, младшего сподвижника реформатора церкви Мартина Лютера. В третьем сюжете профессор Зигфрид Байфус, директор Института научного атеизма в ГДР, а точнее, в Восточном Берлине, ведет переписку с теологом иерусалимского Еврейского Университета Йоханааном Лёйхтентрагером.


Бог создает бессмертных духов Агасфера и Люцифера. Но в тот же день он низвергает духов на землю за то, что те отказываются поклоняться Адаму, созданному из праха и четырех стихий. Духи стали прямо противоположными друг другу по взглядам на земное существование людей и мир в целом. Люцифер жаждет уничтожать все на своем пути, Агасфер верит в разумность и не окончательную испорченность мира. Мир все же можно изменить. С тех пор Агасферу предстоит бродить по светудо наступления Страшного суда. Агасфер старается внушить ребе Йешуа, что Творец Вселенной - это не есть Творец любви. Йешуа верит, что он Сын Божий, снискавший любовь и расположение Отца.
Агасфер настаивает на том, что если Йешуа Сын Божий, то он должен бороться со злом и несправедливостью, которые господствуют в мире. Однако Йешуа отказывается выступить против Бога и создать свое царство на Земле. Он верит, что изменить мир смогут только любовь и смирение. Поэтому Йешуа приносит себя в жертву ради спасения человечества.


Агасферу давно понятно, на какие мучения обречен Йешуа: предательство Иуды, суд, распятие, воскрешение и вознесение к Богу. Но подобная жертва ничего не сможет изменить в мире в лучшую сторону. В нем по-прежнему будут царить жестокость и обман. Агасфер убеждает Люцифера внушить сребролюбцу Иуде Искариоту предать своего наставника Йешуа, если духовный учитель сам пожелает, чтобы с ним так поступили. Агасфер обвиняет Йешуа в бездействии и предрекает, что даже после великой жертвы Йешуа во имя спасения мира человечество будет искажать учение Сына Божьего. Прикрываясь, учением о Боге, люди будут обманывать и убивать себе подобных. В последний раз Агасфер уговаривает Йешуа быть царем Израиля и стать вождем священного народа. Йешуа не соглашается на уговоры и продолжает нести крест на Голгофу. У ворот дома Агасфера Йешуа останавливается, чтобы передохнуть. Агасфер готов не допустить подобной жертвы, он прячет под одеждой огненный меч Божий и готов сражаться за спасение Йешуа. Но Сын Божий до конца готов перетерпеть все страдания, на которые его обрек Отец. Разгневанный Агасфер пытается прогнать Йешуа, а Йешуа проклинает духа, сказав, что Агасферу придется ждать возвращения на Землю сына Человеческого.


Люцифер уговаривает Агасфера найти Йешуа и спросить, чего же добился мученик для благополучия мира. А мир по-прежнему остался жесток, и никакие жертвы не смогли сделать его чище. Агасфер нарушает покой Сына Человеческого на небесах и пытается добиться от Йешуа ответа. Но мученик по-прежнему безгранично верит в справедливость всех уготованных его страданий и в истинную сущность Бога-Отца. Но Агасфер видит, что вера Йешуа в Бога уже не так сильна, как прежде.
Агасфер и Йешуа решают найти Бога и отправляются на его поиски. Они держат свой путь в Шеол и по дороге встречают белобородого старца, рисующего загадочные письмена на песке. Ветер сдувает знаки из Книги Жизни. Старцем оказался сам Бог. Онразочаровался в своем Творении, которое не принесло ничего хорошего, кроме ужаса и страданий. Мир живет не подчиняясь законам Творца - полонстраданий и зла. Йешуа негодует от того, что Отец, зная, что попытки исправить мир напрасны, все же обрек его на распятие. Сын Человеческий начинает войну против священных законов и начинается Армагеддон - конец Света в пылу борьбы вражеских сил. На стороне Сына Человеческого выступили четыре всадника - Война, Огонь, Голод и Смерть. За ними на битву последовали войско Гога и Магога. Не остались в стороне и ангелы бездны, низвергнутые Богом с небес вслед за Агасфером и Люцифером на шестой день сотворения мира. Впереди армии Сына Человеческого выступил семиглавое чудище- Антихрист с десятью рогами.


Агасфер с Люцифером наблюдают за подготовкой к великой битве. Начинается звездопад, разверзается бесконечная бездна. Люди тщетно пытаются найти укрытие в горных ущельях и пещерах. Смерть настигает их и там. Сын Человеческий возносится к вершинам небес и пытается отыскать новый Иерусалим, чьи великолепные строения построены из ясписа и чистого золота. Но желанного Града Небесного нигде нет. Воинство Йешуа начинает роптать, но Сын Человеческий остается невозмутимым. Он громогласно объявляет, что Бог проиграл эту Войну, и что он, Сын Человеческий есть истинный Бог. Йешуа говорит всем, что сотворит новое небо и новую землю, где люди будут жить в мире, гармонии и любви. Но никто не верит этим наивным слова. Йешуа подвергается насмешкам. Смеются все: четыре всадника, Гога и Магога, семь голов чудовища- Антихриста. Адский хохот Люцифера предваряет появления того самого старца - автора Книги Жизни. Сын Человеческий обнажает меч и пытается убить старца, но старец поведал ему, что Отец и Сын суть одно целое, и сын является подобием Бога. Старец становится настолько огромным, что в его деснице помешается весь существующий мир. Старец шепчет свое имя, имя истинного Бога. Все исчезает перед взором Агасфера, лишь измученный и страдальный Йешуа виден среди бездонной пустоты. До Агасфера доносится слабый смех - это все, чем запомнился ему безжалостный Люцифер, упрямый борец за власть и порядок над бездной. Она поглощает Агасфера и Люцифера.

Здесь нет ни начала, ни конца, и только многочисленные частицы света, слитого с тьмой. Агасфер и Сын Человеческий стали единым целым, а если Сын остался подобием своего Бога-Отца, то и Агасфер стал единым целым с Богом - «единой мыслю и мечтой вечного блаженства».
Студент Паулус фон Эйцен направляется в Виттенберг, чтобы поступить в учение к знаменитому Лютеру и Меланхтону. В гостинице он знакомится с Хансом Лёйхтентрагером, значение имени которого тождественно имени «Люцифер», то есть «несущий свет» или «светоч». Лёйхтентрагер становится постоянным наставником студента, всегда помогает ему в сложных жизненных ситуациях. Ханс помогает Эйцену, честолюбивому, но ленивому и непрактичному молодому человеку, успешно выдержать все экзамены, завоевать доверие Лютера и поступить к нему на службу в чине пастора. Эйцен делает успешную карьеру, даже не думая, почему Ханс всегда помогает ему. Эйцен не раз сталкивается на своем жизненном пути с загадочным образом Вечного Жида, все того же Агасфера. Обреченный на скитания по миру, Агасфер часто становится на пути у Эйцена, убежденного антисемита и любителя удовольствий, для которого христианство - это всего лишь способ добиться успеха в обществе.


При участии Эйцена между христианами и иудеями состоялся диспут. Здесь пастырь пытается убедить евреев, что Иисус является Мессией и истинным Сыном Божьим. Подобным образом Эйцен решает обратить сторонников Пятикнижия в истинную христианскую веру. Но Агасфер смеется над этими попытками, за что подвергается истязаниям со стороны Эйцена. Пастор избивает его шпицрутенами, после которых Агасфер умирает. В свою очередь Эйцен ликует, надеясь, что покончил с надоедливым евреем. Много лет спустя, живой и бодрый Агасфер опять предстает перед уже старым Эйценом. Вместе с Лёйхтентрагером, который на самом деле является Люцифером, Агасфер - Владыка Загробного мира, похищает душу Эйцена, изрекая при этом слова пророка Иезекииля о неблагопристойных пастырях.


Йоханаан Лёйхтентрагер, профессор Еврейского университета,начинает переписку с Зигфридом Байфусом, в которой сообщает, что лично знаком с Агасфером, современником Иисуса Христа или ребе Йешуа. Убежденный атеист Байфус, сторонник диалектического материализма, готов доказать, что о существовании Агасфера не может быть и речи. Он настолько увлекается перепиской с еврейским профессором, что этим начинают интересоваться компетентные органы ГДР. Власти посоветовали Байфусу прекратить всякие контакты с Израилем и не отвечать на письма. Они обеспокоены, что Лёйхтентрагер и Агасфер собираются приехать в ГДР и убедить атеиста Байфуса в реальном существовании Вечного Жида. Однако ничто не может препятствовать подобному событию Агасфер и Лёйхтентрагер приезжают в ГДР и 31 декабря 1981 года приходят к Байфусу в Институт научного атеизма. Далее, Байфус приглашает их к себе домой, где все уютной компанией готовятся встретить Новый год.


Байфус, Агасфер и Лёйхтентрагер запираются в кабинете, после чего, как утверждала жена атеиста, все о чем-то долго разговаривали на повышенных тонах. После полуночи, в кабинете наступило подозрительное затишье. Дверь взломали и все увидели, что в стене кабинета Байфуса зиял огромный, обугленный пролом. Начинается расследование загадочного исчезновения Байфуса и его гостей, в ходе которого выясняется, что израильтяне А.Агасфер и И. Лёйхтентрагер не оформляли никаких виз, а их приезд не был зарегистрирован ни на одном контрольно-пропускном пункте. Позже стало известно, что в новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января 1981 года пограничники с форпоста Фридрихштрассе заметили силуэты трех мужчин, парящих в воздухе. За двумя фигурами в воздухе, подобно комете, тянулся огненный хвост. Летящие силуэты пересекли границу ГДР и набрали высоту, затем исчезли в воздухе. Правда, об этом стало известно намного позже, так как пограничников обвинили в употреблении спиртных напитков на службе, и они находились под арестом.

Краткое содержание романа "Агасфер" пересказала Осипова А. С.

 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Агасфер». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Яндекс.Метрика