Краткое содержание: Птолемеец

Повесть написана от первого лица. Ее автор является владельцем Института Красоты «Лотос». Он в нескольких штрихах описывает Берлин в период оккупации зимой 1947 года. В то время все население страдало от голода, на растопку шла сохранившаяся мебель, вся торговля была остановлена, налоги никто не платил. В «Лотосе» обстановка была не лучше: помещения не отапливались, денег, чтобы заплатить зарплату сотрудникам, тоже не было. Но хозяина это ничуть не удручает. Он в какой-то степени радуется тому, что теперь к нему не станут приходить назойливые посетители, надоедающие своими жалобами на варикоз и отмороженные конечности. Он покупает пулемет и несмотря на риск, который связан с этой покупкой, начинает расстреливать из окна «Лотоса» всех подозрительных личностей.

Как подмечает автор, эти трупы абсолютно ничем не отличаются от тех, кто умер по своей воле или замерз в сугробе. Прохожие появляются изредка, и их абсолютно не смущают мертвецы. Автор так описывает эту картину: «Разве что зубная боль могла вызвать сочувствие, но никак не присыпанный снегом бугорок, ведь это может быть просто дохлая крыса или же валик от дивана». У автора отмирает вся мораль, его перестали мучать сомнения нравственного и этического характера, у него полностью поменялось отношение к смерти. В своей повести рассказчик говорил о том, что в мире уже давно нужно прекращать разговоры о счастье и хорошей жизни. Ведь, как показали последние события, где происходили ужасные вещи, основанные на таких же ужасных принципах, материя - это излучение, а Божество - всего лишь материя, а между ними - сущий пустяк.


Каждую ночь с рассказчиком общается Бесконечный. Он говорит ему: «Ты считаешь, что Галилей и Кеплер являются величайшими светилами, а ведь они всего лишь старые тетки. Подобно тому, как их поглощает со временем вязание, так люди сходят с ума от того, что появилось представление о Земле, вращающейся вокруг Солнца. Теперь же такая гипотеза уходит, поскольку теперь все вертится вокруг всего. И тогда выходит уже никто и ничто не вращается, только сами вокруг себя». Автор слушает внимательно все, что ему говорит Бесконечный, но все-таки автор предпочитает вести разговор самим с собой. Разговоры о географии, истории, атомной физике и палеонтологии меняются на профессиональные рассуждения о преимуществах различных средств в косметологии.


Когда автор раскрывает историю возникновения названия своего Института, он повествует о мифе о лотофагах. Те, кто питается плодами лотоса, не бедствуют. Им не нужна другая еда, поскольку они желают познать забвение, они надеются и забывают.


Мир, в котором ценности уже не имеют своей цены, где уже нельзя понять и увидеть связь всех явлений, радует только одно - искусство. Только оно может противостоять кризису духовному, ведь искусство создает абсолютную реальность посредством автономной сферы. В творчестве есть сакральный смысл, в нем есть некий мифический и культовый ритуал, с помощью которого художники освобождают суть вещей. Художник своим изолированным Я способен создать монологическое искусство, покоящееся в забвении. В Институте идеологическое содержание держалось на таком принципе: «Появиться, быть и снова потеряться».


Автор повести в ярости обрушивается на мифологическое представление о той жизни, которую он проживает, той жизни, которая свойственна всем обывателям, которым приходится мириться со всеми обстоятельствами, появляющимися в их жизни. Рассказчик поясняет свою покорность тем, что жизнь в целом никогда не учитывала интересы всех людей в отдельности. Жизнь просто-напросто подчиняла их своей цели. Есть приговор жизни, который повествователь доносит до читателей: «Жизнь представляет собой плевательницу, в которую все могли харкать, начиная от коров и заканчивая шлюхами. Ее все могли пожирать вместе с волосами и кожей, ее тупость с низшими физиологическими выражениями подобны пищеварению, сперме, рефлексам, которую теперь еще приправили вечной целью».


Размышляя над этим, автор вдруг непонятно для себя находит в суровой, холодной зиме нечто свое, родное и любимое. Он понимает, что любит эту зиму, убивающую все живое на своем пути. Рассказчик начинает говорить о том, что он бы хотел, чтобы снег лежал бесконечно, чтобы мороз никогда не заканчивался, и чтобы весна представлялась всем неким бременем, в котором есть нечто разрушительное, чтобы она притягивалась бесцеремонно к реальности. А ведь реальность, по словам рассказчика навсегда нас покинула. Но он добавляет, что боится прихода весны не потому, что боится таяния снега и того, что все увидят многочисленные трупы возле Института красоты. Все трупы для автора являются нечто аморфным, тем, что ушло давно в небытие. Пришла эпоха, в которой были важны только массы, а отдельные мертвые тела уже навеивают некой романтикой.
Автор гордится тем, что он не конфликтует с духами времен, в которых стоит неподвижно его сущность. Он привык к тому, чтобы принимать вещи такими, какие они есть на самом деле.

Он всего лишь наблюдает за всеми этапами западной истории, но в то же время он находится вне пространства и времени. Что такое пространство? Это всего лишь фантом европейских мыслей, не более. О своих впечатлениях автор делится таким образом: с наступлением утра петух прокричал три раза, воззвав тем самым о предательстве, но не было более ни того, кто предавал, ни того, кого можно было бы предать. Все как будто находилось во сне. Масличная гора лежала покрытая росой, а пальмы развеивал ветер. Взлетали голуби, подобные святому духу, крылья которых рассекали беззвучно воздух. Облака принимают его, поэтому он больше не вернется к нам на землю». Итак, повествователь говорит о человеке разумном, и об упадке, который он сравнил с росой - это именно то состояние, в котором теперь начал находиться человек. Но это описание относится не столько к человеку, сколько к обществу в целом. Все, что происходит, является результатом происходящих перемен, в итоге которых человечество лишается своего светлого будущего. Таким образом, начался четвертый период, который длится и по сей день.


Но автор не решает драматизировать ситуацию, он просто предугадывает события, ожидающие нас всех. Историю человечества он сравнил с рептилией, которая сворачивается в кольцо. Таким образом, впереди всех ждет другая эпоха, и вскоре в мире попытаются воедино связать миф, головной мозг человека и палеонтологию.


Автор повести видит в будущем 2 главные тенденции. Это гедонизм и продление любой ценой жизни. Продлевать жизнь возможно, естественно, путем медицинских технологий. Началась эпоха синтетической жизни, где берет верх эпоха капитализма. Люди будут взяты в тиски нового века. Этот век будет ставить перед человечеством выбор, от которого невозможно будет увернуться. То столетие, которое нас ожидает, поделится на 2 типа: на людей, которые будут действовать и подниматься выше и выше, и на людей, которые жаждут изменений безмолвно. К ним относятся преступники, монахи и так далее.


Хотя описанные рассказчиком перспективы не очень радужные, не стоит никогда отчаиваться. Автор говорит о том, что пока не настало то недалекое будущее, его «Лотос» простоит еще долго. Ведь Институт Красоты для того и был создан, чтобы давать человечеству надежду на прекрасное. Даже если вскоре появятся роботы, услуги этого Института будут всегда востребованы. Но как бы там ни было, автор повести не относит себя к оптимистам. Но и к пессимистам тоже не относит. Он так завершает свое пророческое и исповедальное эссе: «Меня вертит, как диск, конечно же - я птолемеец. Я не плачу, как Павел или Иеремия (Рим.7:15). Я такой, какой есть, и таким и буду. Я не боюсь жить, я не брошен, я не ношу никакие повязки, которые были бы видны, поэтому могу сказать о том, что на мне сидит безупречно покроенный костюм. Он такой, какой должен быть. И это хорошо».

Краткое содержание повести «Птолемеец» пересказала Осипова А. С.



 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Птолемеец». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Яндекс.Метрика