Краткое содержание: Алая заря

Действие происходит в двадцатые годы.

К окраинной мадридской улице примыкает несколько кладбищ. Именно на этой улице живет Мануэль Алькасар и Игнасия -его овдовевшая сестра. У них же вместе с маленьким братиком Энрике поселилась Сальвадора. Сальвадора днем работает в мастерской по пошиву готовой детской одежды, а по вечерам дает уроки рукоделия. Мануэль трудится в типографии, а на плечи Игнасии легли заботы по стряпне и ведению хозяйства. На первом этаже жома находится принадлежащая горбуну Ребольедо цирюльня и мастерская электромеханика Перико, сына горбуна. Отношения между соседями дружеские. Они часто собираются вместе для игры в карты. Нередко к компании присоединяется и Кануто, приятель Ребольедо-старшего, мизантроп и в прошлом - ветеринар. Оба семейства живут спокойно и тихо, не имея ни особых радостей, ни повода для печали.

Однажды в их доме появляется длинноколосый бледный человек в черном одеянии. Он приходит вместе со своей собакой. Это брат Мануэля Хуан. Они не виделись пятнадцать лет. Хуан рассказывает о перипетиях, которые ему довелось пройти. Он бросил семинарию ради того, чтобы стать участником бродячей труппы комедиантов. Судьба свела его с художником, с которым Хуан реставрировал церковные картины в течение нескольких лет. Он обучался живописи в Барселоне, живя впроголодь, стал изучать и лепку. Его статуэтки стали хорошо продаваться, и Хуан даже смог скопить кое-какие деньги. Свою учебу он продолжил в Париже, где изготавливал всевозможные колечки, брелоки и другие безделушки в ювелирной мастерской. Хуан представил свои произведения на выставке. Они были высоко оценены, появились заказы, а вместе с ними - и достаток. Тогда Хуан вернулся на родину. Узнав случайно от проживающего в отеле "Париж" англичанина Роберта Гэстинга адрес Мануэля, он пришел к брату. Хуан сразу приметил незаурядность Сальвадоры и попросил его позировать для создания скульптурного портрета.

Последовала череда сеансов и долгие поиски мастера, в результате которых Хуан все же сумел найти нужное выражение, при котором Сальвадора кажется и печальной, и смеющейся. Хуан советует брату незамедлительно жениться на этой женщине, считает её достойной и редкой. Перико высказывает то же мнение. Но Мануэль никак не может решиться: все, что он чувствует к девушке - это благодарность за то , что он бросил жизнь босяка и остепенился.

Хуан представляет на выставке бюст Сальвадоры, скульптурную группу под названием "Бунтари" и статуэтку старьевщицы. Его работы вызывают живой интерес и обсуждения, появляются заказы. Но он получает только третью премию - победители были определены заранее. Возмущенный Хуан хотел было отказаться от награды, но Мануэль уговаривает его не торопиться. В мечтах он видит себя владельцем арендованной типографии, а для этого нужны деньги. Хуану не нравится стремление брата к собственничеству, но обе женщины всеми силами поддерживают Мануэля. Для открытия своего дела необходима большая сума денег, и Мануэль занимает их у Роберта, делая его своим компаньоном.

Оказалось, что устроить типографию - задача не из простых. Постоянные хлопоты, переутомление, множество препятствий приводят к болезни Мануэля. За ним ухаживает заботливая Сальвадора, и мысли о женитьбе приходят на ум Мануэля все чаще. Во время его болезни типографией занимается наборщик Хесусу, поселившийся в доме Мануэля.

На выставке Хуан познакомился с художником-декоратором, и как-то им вместе довелось зайти в таверну "Заря". Новый приятель Хуана публикует статьи под псевдонимом Либертарий в анархистской газете, они оказываются единомышленниками и становятся друзьями. Таверна "Заря" кажется хорошим местом для проведения собраний. Встречи анархистского кружка начинают проходить по воскресеньям, кружку дали название "Алая заря". Душой всей организации становится Хуан, а вошли в группу, помимо Либертария, Хесус, Ребольедо, Кануто, студент Сесар Мальдонадо, рабочий Мадридец, баск Субименди, русский еврей Офкин, француз Карути, гравер Скопос, сапожник Шарик. Захаживает на собрания и Мануэль, движимый любопытством. Члены кружка ведут интенсивные обсуждения, спорят, читают революционную и общесоциологическую литературу. Здесь сталкиваются разные мнения, то и дело выявляются и сглаживаются разногласия. Хуану ранее почти не приходилось читать анархическую литературу, среди его любимых писателей - Ибсен и Толстой. Либертарий же - приверженец бунта индивидуальности против государства, он ярый поклонник воинствующего индивидуализма. Сын лакея Мальдонадо черпает анархическое мировоззрение в своем уязвленном самолюбии, он видит в анархизме возможность отомстить презирающего сына лакея за низкое происхождение обществу. Приверженцем беспринципного анархизма показывает себя Мадридец, а также Кануто и Хесус - эти трое пропагандируют разрушение ради самого разрушения.

Мануэль очень занят своей типографии, он увольняет Хесуса за постоянно пьянство, но оставляет его жить в своем доме. Бездельничая дни напролет, Хесус, тем не менее, всегда имеет деньги.

Роберт доставил Мануэлю очередной заказ, и в разговоре посоветовал не слишком увлекаться анархизмом, а относиться к нему более как к спортивному занятию. Он с сожалением говорит, что Мануэль мог бы при желании много в жизни добиться, но мешает этому слабохарактерность и безвольность. Мануэль нанял на работу убежденного социалиста Пепе Иоралеса, метранпажа, и вдвоем они много времени проводят в спорах о анархисткой и социалистической доктрине, об их преимуществах и недостатках.

Объяснение с Сальвадорой Мануэль все еще откладывает на потом. Он думает, что девушка влюблена в Хуана, и не видит другого выхода из ситуации, кроме как ухать из дома и покончить с собой. Вдруг становится известным, что по ночам Хесус пропадает на кладбище, где занимается кражами. Он ворует там мраморные плиты, канделябры, распятия, металлические ручки, железные цепи - все, что только может купить старьевщик, и помогают ему в этом сообщники, в том числе и очень почтенный сеньор Кануто. Но Кануто и Хесус бегут в Танжер от вышедшей на след шайки полиции.

Долгое время Хуан не приходит к Мануэлю, и Мануэль узнает, что у брата - серьезная болезнь легких. Мануэль обнаруживает Хуана в дешевой гостинице и перевозит в свой дом. В скором времени хороший уход ставит Хуана на ноги.

Анархистскую доктрину Мануэль воспринимает все более критично. В душе он остается все тем же дисциплинированным буржуа, приверженцем порядка. Варварством считает он подкладывание бомб, и с Либертарием никак не соглашается в утверждении - что на государственный террор можно и нужно отвечать тоже террором. Хуан и больным продолжает свою активную борьбу, он ведет переписку, занимается пропагандой. Этот прекраснодушный идеалист посещает трущобы, выискивая среди отбросов общества "золото человеческой души". В театре проходит анархистский митинг, на котором Хуан произносит речь об освобождении личности, о достоинстве человека.

Его с товарищами приглашают в дом богатого человека, вознамерившегося издавать радикальный журнал. Анархистам предлагают сотрудничество. Но собрались здесь только интеллигенты-демагоги, занимающиеся пустой болтовней и преследующие собственные эгоистические цели, и в то же время - боящиеся народного волнения. Найти общий язык им не удастся.

Близок день коронации Альфонса Тринадцатого. В "Алую зарю" входит Сильвио Фернандес Трасканехо. Он предлагает свое участие в заговоре анархистов. Либертарий к этому времени размежевался с кружком, он предупреждает Мануэля об излишней доверчивости Хуана. Хуана хотят впутать в нехорошую историю, и, скорее всего, все это является происками полиции, стремящейся раскрыть заговор.

Из Парижа прибыл Пассалаква, и Хуан приводит его в дом. Гость кажется подозрительным, и Мануэль с Сальвадорой тайком, посреди ночи, подвергают его вещи осмотру. В чемодане гостя оказывается бомба, которую обезвреживает Перико. Есть в вещах прибывшего и нелегальная литература, чертежи бомб. Весь компрометирующий материал уничтожается, а наутро приходит полиция с обыском. Разумеется, ничего найти ей не удалось. Мануэль потрясен тем, что гуманный, неизменно добрый Хуан принимает участие в откровенном злодействе. Оправдать массовое убийство людей невозможно ничем. Хуан возражает, что любое средство, ведущее к долгожданной революции, является хорошим. Провокатора Трасканехо разоблачают - он действительно появился в кружке по указанию полиции.

Дела в типографии оставляют желать лучшего. Мануэль никак не может отдать долг и сообщает об этом Роберту, прибывшему из Англии. Но компаньон предпочитает выйти из дела, оставив Мануэля единственным владельцем бизнеса, и дает ему запродажную запись. Роберт советует отказаться от анархистской доктрины, он сам является приверженцем просвещенного деспотизма, а демократию рассматривает только в качестве принципа построения общества, но не целью.

Мануэль и Сальвадора наконец-то женятся. Накануне коронации короля Хуан уходит из дома. По слухам, во время процессии на коронации анархисты совершат покушение. Мануэль обеспокоен. В поисках брата он обходит улицы, заполненные народом, но ничего особенного не случается. И только почтенный сеньор Кануто сыплет оскорблениям на национальный флаг и солдат, за что он попадает под удары сабель. Мануэль находит ослабевшего брата, и выносит его из теснимой полицейскими толпы на руках.

На протяжении нескольких дней Хуан остается почти без сознания, но исповедоваться священнику, которого пригласила Игнасия, отказывается наотрез. Полиция пришла арестовать Хуана, но он к тому времени уже умер. Полицейские настаивают на том, чтобы похороны проводились тихо и без демонстраций. У дома Мануэля собирается много людей, гроб Хуана накрывается алым знаменем.

Краткое содержание романа "Алая заря" пересказала Осипова А.С.

 

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Алая заря». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Яндекс.Метрика