Зощенко Михаил Михайлович

В 1894 году 29 июля (9 августа) в семье художника на свет появился талантливый человек. Между родителями наблюдались сложные отношения. Впечатления из детства у Зощенко М.М. были не совсем положительными. Впоследствии они нашли отражение в рассказах писателя для детей: «Елка», «Не надо врать», «Бабушкин подарок», «Галоши и мороженое»; в повести 1943 года «Перед восходом солнца».

Первый литературный опыт Зощенко относится к детским годам. В записной тетрадке писатель обозначил, что в период с 1902 по 1906 года пытался сочинять стихи, а через год из-под его пера вышел рассказ «Пальто».

1913 - Зощенко поступает в учебное заведение - Санкт-Петербургский университет на факультет юриспруденции. Данный период характеризуется первыми сохранившимися рассказами - Тщеславие и Двугривенный (1914). Обучение было прервано Первой мировой войной. Юноша добровольцем пошел на фронт в 1915. Во время войны он командовал батальоном, заслужил звание Георгиевского кавалера. Даже в такие тяжелые годы Зощенко не прекращал литературную работу. Начинающий писатель испытывал себя в новеллистике, сатирическом и эпистолярном жанрах. Талантливый юноша сочинял эпиграммы на однополчан и весточки вымышленным адресатам. В 1917 году Михаил был демобилизован в связи с сердечной болезнью, появившейся после отравления газом.

Возвратившись домой, Михаил Михайлович написал произведения «Мещаночка», «Маруся», «Сосед» и другие. Это неопубликованные рассказы с заметным влиянием Г. Мопассана. Писатель обладал необыкновенной выдержкой, несмотря на хворь, в 1918 году он добровольно уходит в Красную Армию и воюет до 1919 года на фронтах Гражданской войны.

По возвращении в Петроград писатель зарабатывал на жизнь посредством разных профессий (как и до войны) - актер, милиционер, сотрудник уголовного розыска, плотник, столяр, сапожник и другие. В это время Зощенко писал юмористические Приказы по уголовному надзору ст. Лигово, железнодорожной милиции и другие. Уже тогда прослеживался стиль будущего сатирического писателя.

В 1919 Михаил занимается в творческой Студии, образованной при издательстве «Всемирная литература». Руководителем занятий был Чуковский К.И, высоко оценивающий творческие начинания Зощенко. Чуковский, вспоминая о пародиях и рассказах талантливого писателя, сочиненных в период проводимых уроков писал: «Весьма странно, что столь печальный человек наделен удивительной способностью заставлять ближних своих смеяться». Помимо прозы во время обучения Михаил писал статьи о творческих успехах Н.Тэффи, В.Маяковского, А.Блока и других. В Студии писатель подружился с творческими личностями Е.Полонской, В.Кавериным, Л.Лунцем, Вс.Ивановым, К.Фединым, образовавшими в 1921 году литературное объединение «Серапионовы братья». Главная цель группировки - борьба за творческую свободу от политического надзора. Творческому общению содействовала жизнь Зощенко М.М. и остальных участников движения в прославленном петроградском Доме искусств. События того времени описаны в романе «Сумасшедший корабль» О.Форша.

1920-1921 года характеризуются написанием Зощенко первых рассказов впоследствии опубликованных: «Рыбья самка», «Врангель», «Любовь и Война». Издательство «Эрато» выпустило отдельной книгой «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» - 1921-1922. Данное событие является знаменательным переходом писателя к профессиональной деятельности литератора. Первая публикация - и Михаил Михайлович проснулся знаменитым. Фразы из его произведений стали крылатыми выражениями: «Подпоручик ничего себе, но - сволочь»; «Что ты нарушаешь беспорядок?» и многие другие.

Целых 100 изданий прошли книги в период 1922-1946 годов, включая цикл сочинений в 6 томах (1928-1932).

Талантливый сочинитель становится самым популярным писателем к середине 20-х годов. Все слои общества обожали рассказы «История болезни», «Аристократка», «Баня». Писатель читал свои творения перед многочисленной публикой.

А.М. Горький написал Зощенко послание, в котором отмечалось: «Подобного баланса лирики и иронии я не видывал ни у кого в литературных произведениях». Чуковский был уверен, что в основе творчества Михаила Михайловича положена борьба с черствостью в человеческих взаимоотношениях.

Зощенко М.М. стал создателем абсолютно нового для русской литературы персонажа - советского человека без образования, не обладающего навыками духовной работы, не имеющего за плечами культурного багажа, но стремящегося стать полноценной ячейкой общества, полноправным участником бытия, быть на равных с «остальным человечеством». Новый тип героя представлен в собраниях рассказов 20-х годов - «Уважаемые граждане» - 1926, «Юмористические рассказы» - 1923. Рефлексивный персонаж производил смешное впечатление. Повествование велось от сильно индивидуализированного повествователя, поэтому литературные критики (литературоведы) определили творческую манеру писателя как «сказовую».

Академик Виноградов В.В. исследовал литературный язык Зощенко, разбирал его повествовательные методы и пришел к выводу, что писатель художественно украшает речевые пласты в своем лексиконе.

Чуковский уверял, что Михаил является основоположником «новой, не вполне сформированной, резво распространившейся внелитературной речи в литературе и пользуется ею как своей собственной».

Высоко оценивали творчество талантливого творца выдающиеся современники - Ю.Тынянов, А.Толстой, С.Маршак, Ю. Олеша и другие.

1929 является «годом великого перелома» в истории страны. В этот период Зощенко издает книгу «Письма к писателю» - оригинальное социологическое исследование. Своеобразное творение состояло из посланий читательской почты, которые Зощенко регулярно получал. Он составлял комментарии к письмам. Предисловие книги содержит мысли автора о том, что он желал «показать неприкрытую и истинную жизнь, настоящих живых людей с их размышлениями, вкусами и желаниями». Творение было многими не воспринято, ведь читатели ожидали от сатирика очередных развеселых историй. После выхода книги режиссеру В. Мейерхольду запретили ставить зощенскую пьесу 1930 - «Уважаемый товарищ».

Советская действительность, направленная против человечности сказалась на эмоциональном состоянии впечатлительного с детства и предрасположенного к хандре писателя. К негативной настроенности прибавилось еще удручающее впечатление от поездки по Беломорканалу в 1930 году, организованной с целью пропаганды значительной группы писателей. К тому же Зощенко надо было писать после злополучной поездки о том, что преступники якобы перевоспитываются в сталинских лагерях - «История одной жизни» (1934).

Для того чтобы избавиться от тягостного состояния и поправить собственную некрепкую психику, писатель проводит особое психологическое исследование - пишет повесть «Возвращенная молодость» - 1933. Ученые умы из научной среды неожиданно заинтересовались произведением: книга обсуждалась на многих академических собраниях, в научных изданиях рецензировалась. Зощенко стал получать приглашения от академика И.Павлова на знаменитые «среды».

Михаил задумал составить сборник рассказов «Голубая книга» (1935) - продолжение «Возвращенной молодости». Он считал собрание романом по внутреннему содержанию, определял ее в качестве «кратной истории человеческих взаимоотношений», писал, что книга «двигается не новеллой, а философской идеей, формирующей ее». Сведения о современности сменялись в произведении рассказами, события которых происходили в прошедшем времени - в различных исторических этапах. Прошлое и настоящее сливалось в восприятии типичного персонажа автора, не отягощенного культурным багажом, рассматривающего исторические события как набор бытовых происшествий.

Публикация «Голубой книги» заставила чиновников насторожиться. Множество разгромных отзывов возникло в партийных изданиях. Зощенко практически запретили печатать, потому что напечатанное произведение выходило за допустимые границы «положительной сатиры на отдельные недостатки». Но все равно наблюдалась высокая писательская активность непосредственного автора. Он писал заказные фельетоны для пьесы, прессы и киносценарии. Хотя подлинный талант писателя мог проявиться только лишь в рассказах для детей, издаваемых в журналах «Чиж» и «Еж».

1930 год - знаменательная дата для писателя. Зощенко стал работать над произведением, которое находил ключевым в своей жизни. Написание книги продолжалось и во время войны в Алма-Ате, и при эвакуировании. Зощенко уже не мог пойти на фронт из-за прогрессирующей болезни сердца. Начальные главы научно-художественного исследования о подсознательном напечатали в 1943 году в журнале «Октябрь». Рассказ назывался «Перед восходом солнца». Зощенко перевоплотился в истинного исследователя жизненных обстоятельств, давших толчок к тяжелому заболеванию души, которое не могли излечить даже лекари. Современный ученый мир восхищался - в данной книге писатель смог заглянуть в будущее и предвосхитил множество научных открытий о бессознательных вещах на десятилетие вперед. Публикация в журнале вызвала шквал протеста. На Зощенко обрушилась лавина критической брани. Издатели вынуждены были прервать печатанье «Перед восходом солнца».

В отчаянье, Михаил Михайлович написал письмо с прошением к Сталину ознакомиться с произведением и «дать указание проверить его более скрупулезно, чем это произведено критиками». В итоге, на писателя был направлен новый поток брани в печати. Книгу прозвали «галиматьей, нужной всего лишь врагам нашей страны» (из журнала «Большевик»). В 1946 партийный руководитель А.Жданов вспомнил о книге «Перед восходом солнца» и прозвал ее «омерзительной вещью».

Зощенко М. и Ахматову А. не только жестко критиковали, но и публично затравливали. Издали запрет на издание их творений из-за публикации зощенского рассказа для детей «Приключение обезьяны» - 1945. Власти разглядели в повествовании намек на то, что в державе обезьяны проживают лучше, чем советский народ.

На писательском собрании автор заявил, что его офицерская и писательская честь задета, и он не вправе мириться с оскорблениями. В постановлении ЦК его прозвали «подонком литературы» и «трусом».

Зощенко отказывался признавать свои «ошибки» и выступать с ожидаемым покаянием. В 1954 году при встрече со студентами из Англии Зощенко М.М. пытался объяснить собственное отношение к постановлению, изданному в 1946 году. В результате травля писателя повторилась. Следствием идеологической кампании стало обретение душевного недуга, не позволяющего Зощенко полноценно работать.

После кончины Сталина, в 1953 году Михаила Михайловича восстановили в Союзе писателей. В 56 году вышла долгожданная книга после вынужденного перерыва. Она принесла автору лишь кратковременное облегчение его душевного напряжения. 22 июля 1958 года великий писатель скончался.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Зощенко Михаил Михайлович представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.