Зайцев Борис Константинович


Зайцев Борис Константинович - известный русский писатель. Он родился в г. Орле, по происхождению - дворянин. Родившись в эпоху революции, и перенеся множество страданий и потрясений, которые уготовила ему судьба, писатель сознательно решает принять православную веру и Церковь, и останется ей верным до конца своей жизни. О времени, в котором он жил в молодости, и которая прошла в хаосе, крови и безобразии, он старается не писать, противопоставляя ему гармонию, Церковь и свет святого Евангелия. Мировоззрение православия автор отразил в своих рассказах «Душа», «Уединение», «Белый свет», написанных в 1918-1921 годах, где автор расценивает революцию, как закономерность за беззаботность, маловерие и распущенность.

Учитывая все эти события и жизненные неурядицы, Зайцев не становится озлобленным и не питает ненависть, он мирно призывает современную интеллигенцию к любви, покаянию и милосердию. Рассказу "Улица св. Николая", который описывает историческую жизнь России начала ХХ века, присуща точность и глубина происходящих событий, где тихий возница, старичок Миколка спокойно погоняет лошадку по Арбату, крестится у церкви, вывозит, как считает автор, целую страну из испытаний, которые ей уготовила история. Прототипом старичка - возницы, возможно, является сам Николай Чудотворец, образ, проникший терпением и глубокой верой.

Мотив, который пронизывает все творчество автора, это смирение, воспринимающееся именно в христианском мире, как принятие всего, что посылает Бог с мужеством и неиссякаемой верой. Благодаря страданиям, которые принесла революции, как писал сам Борис Константинович: «Он открыл для себя неизвестную прежде землю - «Россию Святой Руси».

Живя в эмиграции, далеко от родной земли, в творчестве «художника» слова тема святости России является главной. В 1925 выходит в свет книга «Преподобный Сергий Радонежский», где описывается подвиг монаха Сергия, вернувшего духовную силу Святой Руси в годы ига Золотой орды. Эта книга давала силы русским эмигрантам, вдохновляла их созидательную борьбу. Она открывала духовность русского характера и православной церкви. Духовную трезвенность монаха Сергея на примере ясности, исходящего от него незримого света и неиссякаемой любви всего русского народа - он ставил в противовес устоявшимся представлениям о том, что все русское - это «гримасничество, юродство и истерия достоевщины». Зайцев показал в Сергее трезвенность души, как явление того, кто любим всем народом русским.

«Россия Святой Руси» - это произведение автор написал на основе множества очерков и заметок, написанных об Оптиной пустыне, о старцах, о святых Иоанне Кронштадтском, Серафиме Саровском, патриархе Тихоне и других деятелях церкви, которые находились в эмиграции, о Богословском институте и русских монастырях во Франции. Весной 1927 г. Зайцев совершил восхождение на Святую гору Афон, в 1935 - со своей супругой посетил Валаамский монастырь, принадлежавший тогда еще Финляндии. Эти поездки явились предпосылкой появления книги очерков "Афон" (1928) и "Валаам" (1936), ставших впоследствии лучшими описаниями этих святых мест во всей литературе XX века.

Писатель Зайцев дает возможность читателям прочувствовать мир православного монашества, пережить вместе с самим автором тихие минуты созерцания. Щемящим чувством патриотизма к родине проникнуты творения уникального храма русской духовности, описанные образы приветливых иноков и старцев - молитвенников.

В романе «Дом в Пасси», написанном в 1935 г., с точностью была воссоздана жизнь русских эмигрантов во Франции, где драматические судьбы изгнанников Русси, выходящих из различных слоев общества, объединяет единый мотив «просветляющего страдания». Главным персонажем романа «Дом в Пасси» представлен монах Мельхиседек, который является воплощением православных взглядов на происходящие в мире, на конкретные события вокруг, проблемы, несущие зло и множество страданий людям.

Воспоминания Любомудрова А. М.


Детство писателя

Детские годы писателя прошли в селе Усты Калужской губернии в атмосфере доброты и приволья, где родители окружали теплом и добротой. С этого времени он испытывает загадочную и просто колдовскую власть книг, которая не покидает его на протяжении всего жизненного пути.

В Калуге Борис Константинович оканчивает классическую гимназию, а потом и училище. В 1898 г., поддавшись наставлению любящего отца, выдерживает экзамены в Императорском техническом училище, но учится там всего лишь один, так его отчисляют за участие в забастовках студентов. После этих событий он отправляется в Петербург и учится в Горном институте, но в скором времени его тоже оставляет и возвращается в Москву, где успешно сдает экзамены и поступает на юридический факультет университета. Он учится там три года, после чего бросает университет, так как неудержимое стремление к литературе становится для него всей его жизнью.

Первые публикации, и к тому же успешные, открывают Зайцеву Б.К. дорогу в любые издаваемые в то время журналы. О нем всерьез заговорили и стали появляться первые рецензии на его очерки. Главным достоинством его рассказов, романов, пьес и повестей была ясность и чистота мировоззрения, радость к жизни, понимание того, что мир прекрасен и чист. В 1906 Зайцев знакомится с писателем Буниным, с которым впоследствии близко будет дружить, и эта дружба сохранится до самых последних дней их жизни.

В Москве в 1912 г. образовывается кооператив «Книгоиздательство писателей», в которое входят сам Зайцев, Бунин, Телешов и Шмелев, а также многие другие писатели и поэты того времени. В сборниках «Слово», Зайцев Б.К. дает жизнь таким значительным произведениям, как «Мать и Катя», как «Голубая звезда», «Путник». Здесь же публикуется его первый семитомный сборник сочинений.

В 1912 Зайцев женится, у него рождается дочь Наталья. Среди этих значимых событий в его жизни писатель заканчивает трудиться над произведением «Дальний край» и начинает работать над переводом «Божественной комедии Данте».

Зайцев Б.К. работает и длительное время живет в с. Притыкино Тульской губернии в доме своего отца. Именно здесь его застает новость о первой мировой воине и Борис Константинович получает повестку о мобилизации. Писатель в 1916 г. в возрасте тридцати пяти лет становится курсантом Московского военного училища, а уже в 1917 - офицером запаса в пехотном полке. Воевать Зайцеву не пришлось из-за начала февральской революции. Далее писатель Зайцев Б.К. стремится в этом несовершенном и разрушающемся мире найти место для себя, и это дается ему с огромным трудом: многое приводит в ужас, вызывает возмущение и оказывается неприемлемым.

Далее грядут и радостные события - публикации книг, но они сменяются трагическими событиями: арестован и убит сын жены от первого брака, похороны отца. В 1921 г. он возглавляет Союз писателей, в этом же году вступает в комитет помощи голодающим, а через месяц их арестовывают. Зайцева через несколько дней отпускают, и он уезжает к себе в Притыкино, а после возвращается назад в Москву, весной 1922 г., где и заболевает тифом. Оправившись от болезни, он принимает решение уехать за границу, для того чтобы немного поправить здоровье.

Благодаря протекции Луначарского ему удается получить право на выезд, и он тут же уезжает из России. Поначалу писатель живет в Германии, там он плодотворно работает, и в 1924 возвращается во Францию, в Париж, где работает с Буниным, Мережковским Куприным, и навсегда остается в «столице эмигрантов». До последних дней своей жизни он плодотворно работает, много печатается и успешно сотрудничает со многими издательствами. Пишет художественные биографии (давно задуманные) близких и дорогих ему людей, и писателей: «Жизнь Тургенева» (1932), «Чехов»(1954), «Жуковский» (1951). В 1964 г. он издает свой последний рассказ «Река времен», впоследствии давший название его последней книге.

В возрасте 91 года Зайцев Б.К. скончался в Париже, случилось это 21 января 1972 г. Его похоронили на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа во Франции.

Использованы материалы: Краткий биографический словарь. Москва, 2000, кн.: Русские писатели и поэты.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Зайцев Борис Константинович представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.