Замятин Евгений Николаевич

Евгений Замятин родился 20 января 1884 года в небольшом городе Лебедянь Тамбовской губернии (ныне Липецкая область). Юный Замятин много читал, очень любил природу родного края и, став уже зрелым писателем, отразил свои детские впечатления в одном из своих ранних произведений - повести «Алатырь» (1914 год).

Окончив в 1886 году с золотой медалью Воронежскую гимназию, в 1902 году будущий писатель поступил на кораблестроительный факультет в политехнический институт Санкт-Петербурга (как он сам позднее вспоминал, выбрал этот факультет «из чистого упрямства»). В годы учебы Замятин часто путешествовал по России, плавал на пароходе в Бейрут, Константинополь, Порт-Саид, Смирну, Яффу, Иерусалим, Александрию.

В 1905 году, возвращаясь из поездки в Египет, Замятин на короткое время задержался в Одессе, где стал очевидцем восстания на историческом броненосце «Князь Потемкин»: спустя 8 лет он посвятил этому событию рассказ «Три дня». Вернувшись в Петербург, в 1906 году молодой писатель принимал активное участие в революционной деятельности, выступая на стороне социал-демократов, был арестован и посажен в одиночную камеру, где провел несколько месяцев. Но в заключении Замятин даром времени не терял: он писал стихи и изучал английский язык. Кстати, среди революционно-настроенной молодежи Замятин встретил Людмилу Усову, свою будущую жену.

В 1908 году Евгений Замятин опубликовал в журнале «Заветы» свой дебютный рассказ «Один». Одновременно с этим событием начинающий писатель принимает решение выйти из партии.

В течение следующих трех лет будущий антиутопист читает лекции на родном факультете, работает по своей инженерной специальности и пишет новые произведения. Среди них - рассказы «Девушка», «Чрево» и вышеупомянутые «Три дня».

В 1912 году Замятин публикует свою первую знаковую повесть - «Уездное», где изображает всю косность провинциальной жизни, сделав ее символом обывателя Анфима Барыбу. Повесть сразу обращает на себя внимание серьезных литераторов, критиков и общественных деятелей. Высочайшие оценки дают ей писатели Алексей Ремизов и Михаил Пришвин. Революционер Владимир Полонский восхищался безжалостной правдивостью Замятина, отмечая, что писатель все же относится с симпатией к человеку «пришибленному, грязному, даже одичавшему». А Максим Горький спустя пару лет скажет, что Замятин хочет писать изящно и остро, как европеец, но ничего лучше, чем повесть «Уездное», не создал.

Будучи высококлассным морским инженером, Замятин совершал многочисленные служебные поездки по России. Свои впечатления от этих путешествий он отразил в цикле произведений, посвященных русскому Северу. За антивоенную повесть «На куличках», героями которой стали не только офицеры и солдаты, служившие на Дальнем Востоке, но и вся целиком «загнанная на кулички Русь», Замятина привлекли к суду. Та же участь постигла сотрудников журнала «Заветы», где в 1914 году и было опубликовано это произведение. Тираж, разумеется, был конфискован и уничтожен.

В 1916 году Евгения Замятина командировали в Англию для участия в масштабном строительстве крупных российских ледоколов на верфях Сандерленда, Глазго и Ньюкасла. Он стал главным проектировщиком знаменитого ледокола «Святой Александр Невский» (позже переименованного в честь вождя - «Ленин»).

Через год Замятин вернулся из-за границы в Россию. Английские впечатления Замятина стали основой большого числа очерков и повестей. Среди них - «Островитяне» (1917 год) и «Ловец человеков» (1921 год). Писатель подверг осуждению общественный строй запада. В частности, в лице викария Дьюли, героя повести «Островитяне», критикуется тотальное мещанство в технократическом обществе.

В 20-х годах Замятин много писал, публиковался и постепенно стал одной из наиболее влиятельных и заметных фигур в литературной жизни не только Петрограда, но и всей России. Он вел активную общественную и просветительскую деятельность: преподавал в Политехническом институте, в студии Дома искусств и в институте им. Герцена, работал в издательствах и плюс ко всему успевал редактировать несколько литературных журналов.

В 1921 году Евгений Замятин и Виктор Шкловский организовали группу «Серапионовы братья», под сенью которой собрались их лучшие ученики, молодые литераторы: Михаил Зощенко, Николай Никитин, Вениамин Каверин, Михаил Слонимский, Николай Тихонов. «Серапионы» подчеркивали свою аполитичность, но все же основным направлением их движения была именно борьба с принципами литературы пролетариев. Замятин всегда критиковал идеи диктатуры, осуждал догматизм, пропаганду идеи, так называемого, равенства для «большинства». Например, в новеллах «Мамай» (1920 год) и «Пещера» (1921 год) он сравнил эру военного коммунизма с пещерной эпохой развития человечества.

Свои произведения Замятин относил к синтетическому направлению в искусстве - неореализму. Он создал свои законы в литературе, свой язык, но на этом метафоричном языке говорил о реальности и задавал вечные вопросы о смысле и ценности человеческой жизни.

В 1920 году Евгений Замятил написал фантастическую антиутопию «Мы», которая увидела свет в 1924 году в США. (Следует отметить, что на русском языке роман был напечатан только в 1988 году). Это произведение прославило имя писателя на весь мир, и оказало серьезное влияние на многих прозаиков и деятелей искусства, в том числе, на Рэя Бредбери, Олдоса Хаксли и Джорджа Оруэлла. Изначально Замятин задумал свой роман как пародию на пролеткультовский «утопический шедевр», написанный идеологами А. Гастевым и А. Богдановым, в котором пропагандировалась идея переустройства мира с помощью изничтожения в человеке, как чувства любви, так и души.

Однако воплощение оказалось сильнее замысла: в уста главного героя романа инженера Д-503 Замятин вложил простую, но страшную по своей глобальности мысль о том, что может произойти с обезличенным человеком, живущим как машина в едином Государстве, без права на индивидуальность и любовь. В этом случае любое непослушание и нежелание жить «как все» карается смертью. Либо приводит к еще более худшим последствиям - к предательству того, кого любишь.

После публикации романа на английском и французском языках на родине на Замятина началась настоящая охота. Все его произведения были запрещены к публикации и изъяты из репертуаров театров, в том числе, пьесы «Огни святого Доминика» (1923 год), «Блоха» (1925 год), трагедия «Атилла» (1928 год). В 1931 году писатель принимает болезненное для себя решение об эмиграции. Он обращается с официальным письмом к Сталину, и благодаря ходатайству Максима Горького, в 1932 году получает разрешение на отъезд.

Евгений Замятин умер в Париже 10 марта 1937 года. Вплоть до самой смерти он тосковал по родине.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Замятин Евгений Николаевич представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.