Вознесенский Андрей Андреевич

Андрей Андреевич Вознесенский - знаменитейший русский поэт, прозаик, культовая фигура среди шестидесятников. Он родился 12 мая 1933 года в городе Москва. Его отец, Андрей Николаевич Вознесенский, участвовал в процессах строительства самых крупных гидроэлектростанций нашей страны - Братской и Ингурской. Фамилия поэта явно указывает на то, что в его роду присутствовало духовенство. Прапрадед поэта, Андрей Полисадов, был архимандритом, настоятелем в Благовещенском Муромском соборе. Его мать - А.С. Вознесенская, урожденная Пастушихина (тоже была из Владимирской области). Будущий знаменитый поэт провел здесь, в Киржаче, большую часть своего детства. Когда началась война, Андрея с матерью эвакуировали в зауральский Курган.

Женой поэта стала Зоя Борисовна Богуславская, также популярная писательница, критик, инициатор и руководитель знаменитой премии «Триумф».

Андрей Вознесенский еще с юности мечтал писать стихи. О детских стиха Андрей Андреевич говорить не любил, но в них, скорее всего, уже был раскрыт талант поэта. Ведь не просто так сам Борис Пастернак, получивший стихи по почте от четырнадцатилетнего мальчишки, вызвал его к себе, а потом фактически сделал своим приемником.

Андрей Андреевич в 1957 году получил диплом архитектора в Московском институте. Но свою жизнь он уже целиком хотел посвятить литературе. В 1958 году были опубликованы в периодических изданиях первые стихи Вознесенского, а вот уже с 1959 года после поэмы «Мастера» началось восхождение к всенародной славе! Поэт быстро стал любимцем миллионов. Пастернак очень тепло отзывался о творчестве молодого поэта. Радовался тому, что дожил до появления такого таланта!

В те времена поэзия стала очень модной, а поэты собирали огромные залы, даже арены, становились кумирами миллионов, ими любовались и заслушивались. Андрей Вознесенский быстро стал одним из первых поэтов в СССР! Его книги моментально исчезали из магазинов, а каждый новый стих расценивался, как явление!

Первые сборники произведений автора вышли в 1960 году - они назывались "Парабола" и "Мозаика". В 1961 году он побывал в США, что наложило свой отпечаток на его цикл стихов "40 лирических отступлений из поэмы "Треугольная груша", датированных 1962 годом.

Тогда знатоки начали оговаривать, что в лице Вознесенского Россия получает нечто ранее невиданное и глобальное! Тогда и начали говорить о поэзии Вознесенского, как мощной, новаторской, экспериментальной, где сочетаются лирика, философия, спокойствие и тревога. Он, буквально, громил каноны советской поэзии своими небывалыми метафорами, стихотворным ритмом, яркими темами, неординарной манерой написания. Все в его творчестве было настолько оригинальным и ярким, что не могло не найти отзыва в сердцах миллионов! Именно по этой причине он часто слышал вопли критиканов и завистников в свой адрес. Сохранился даже легендарный плакат, на котором изображен рабочий, огромной метлой выметающий «мусор», среди которого книжка поэта «Треугольная груша».

Шел март 1963 года. Никита Сергеевич Хрущев, Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР, созвал в Кремль "представителей художественной интеллигенции". На выступление вызвали Вознесенского. Не успев сказать и пары слов, Хрущев обрушил на него горы ругательств и угроз, обещая выслать молодого поэта из страны! По СССР поползли компании разоблачений, и Вознесенский решает на время покинуть Москву, путешествуя много по стране, в которой жили миллионы его поклонников.

Ему очень повезло, что до инцидента с Хрущевым он еще не выезжал за границу. После того, как Хрущева сняли с должности, у поэта складывались с властью двоякие отношения. Вознесенскому разрешают бывать за границей, но не очень часто, а только на некоторых приглашениях. Печатают его тоже изредка, чаще отказывают. Его сборники нельзя найти в магазинах, ведь часть тиража забирали себе номенклатурщики. А в прессе о нем упомянули всего несколько раз за десяток лет.

Несмотря на все попытки власти задавить поэта, он все равно оставался любим и почитаем миллионами поклонников, не только шестидесятниками, но и современной молодежью. Его сборники продавались на черном рынке, смелые старшеклассники писали о нем сочинения, а тексты переписывались от руки.

За всю свою жизнь Вознесенский написал боле двадцати сборников стихотворений и прозы, среди которых знаменитейшие "Треугольная груша" и "Антимиры" (1964), великолепный "Ахиллесово сердце" (1966), "Взгляд" (1972), "Дубовый лист виолончельный" (1975), известный "Витражных дел мастер" (1976), "Соблазн" (1978), "Избранная лирика" (1979), "Безотчетное" (1981), "Прорабы духа" (1984), "Ров" (1986), "Аксиома Самоиска" (1990), "Видеомы" (1992) тираж которого составил всего 1000 экземпляров, включая сборники «нашего времени» - "Casino "Россия"" (1997), "На виртуальном ветру" (1998), "Страдивари сострадания" (1999), а также идущие в ногу со временем "Девочка с персингом", "Жуткий кризис "Суперстар"", "Гадание по книге" и многие другие. В 1993 году был опубликован неповторимый сонет без размера «Россия воскресе». В 1983 году было издано собрание сочинений поэта в 3 томах. На данный момент времени хотя издать пятитомное собрание сочинений автора.

На основе цикла стихов «Антимиры» 1964 года был поставлен целый спектакль легендарным театром на Таганке. Именно тогда на сцену первый раз с гитарой в руках вышел Высоцкий. Также на таганке создали спектакль «Берегите наши лица», который был снят сразу после премьеры.

Настоящим эталоном и классикой стала легендарная рок-опера «Юнона и Авось». Это произведение стало горячо любимым не только в нашей стране, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Поэт написал лирику для многих самых известных песен в нашей стране - «Миллион алых роз», музыку к которой сочинил Раймонд Паулс, "Песня на "бис" - снова с музыкой Паулса, "Начни сначала" - с музыкой Евгения Мартынова, "Плачет девочка в автомате" с музыкой Евгения Осина, "Новые московские сиртаки". А еще он писал романсы на музыку Микаэля Таривердиева.

В последние годы поэт вспомнил о своей специальности и начал разрабатывать жанр визуальной поэзии. Вознесенский всегда стремился сочетать различные виды искусств, поэтому читал стихи, сопровождая их чтение видиом. Такие выставки с видиомами с успехом проходили в Москве, Париже и Берлине. Авторские вечера поэта проходили во многих городах мира.

Также Вознесенский писал эссе, рассматривая современную литературу и искусство. Часто и много автор работал над переводами, организовывал авторские вечера для молодых поэтов. В 1979 года он лично принимал участие в создании «Метрполя» - неофициального альманаха.

Кроме того, он был президентом Пен-Центра в России, его стараниями был создан музей поэта Пастернака в подмосковном Переделкино. Его не раз избирали председателем и почетным членом всех самых известных академий мира - в России, во Франции, Баварии, Германии.

Поэт стал лауреатом «Государственной премии СССР» в 1978 году за свой знаменитый сборник «Витражных дел мастер», а также два раза получал награды в США! А в 1996 году французская газета «Нойе обсерватер» сказала про Вознесенского, что это «величайший поэт современности»!

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Вознесенского Андрея Андреевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.