Вольтер

В 1694 году 21 ноября в городе Париж появился на свет ВОЛЬТЕР, ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ ДЕ. Он был не просто величайшим французским писателем, но и философом, романистом, историком, драматургом и поэтом в эпоху Просвещения. Знали его больше всего под именем Вольтер. Будучи в семилетнем возрасте мальчик потерял мать, отцом же его был нотариус - Франсуа Аруэ. Вольтер на протяжении шести лет обучался в Париже иезуитском колледже Людовика Великого. В 1711 году после окончания колледжа, благодаря содействиям отца был устроен в адвокатскую контору Аллена для изучения законов. Молодой Аруэ бол вхож в круг вольнодумцев - аристократов, и поэтому его больше интересовала поэзия и драмы.

Пройдя многочисленные житейские трудности, молодой Вольтер, обладая порывистым и безоглядным характером, приступил к написанию сатирических стихов о герцоге Орлеанском. Эти выходки привели его к заточению в Бастилии. Коротая одиннадцать месяцев тюремного заключения, он приступил к написанию своей, в будущем знаменитой эпической поэмы под названием - Генриада. В 1718 году с огромным успехом вышла на сцену написанная им трагедия Эдип. Талант юного двадцати четырёхлетнего автора смог достойно соперничать с Софоклом, Корнелем и Расином. Не проявляя ни капельки скромности, он с полным аристократизмом присоединил к своей подписи "де Вольтер". Имя Вольтер и принесло ему знаменитость.

В 1725 году в театре Вольтер был оскорблен отпрыском родовитого семейства Франции - шевалье де Роан-Шабо. Колкий и нетактичный иронизирующий ответ Вольтера послужил поводом для новой стычки. Спустя пару дней в "Комеди Франсез" произошло новое столкновение. Спустя некоторое время во время обеденного визита к герцогу Сюлли Вольтер был вызван на улицу, где был жестоко избит под руководством шевалье, укрывшегося в карете, невдалеке от места происшествия. Вольтер заручился поддержкой своих знатных приятелей, но правительство, во избежание будущих осложнений, спрятало за тюремные решетки Вольтера.

Спустя две недели он был освобожден и поставлен перед фактом, что должен удалиться за пределы Парижа, являясь изгнанным. Вольтеру ничего не оставалось делать, поэтому принял решение отправиться в Англию. Там он провел свое существование до весны 1729 года. С большим воодушевлением молодой писатель приступил к изучению многосторонней и разнообразной жизни Англии, литературы, общественного мнения. Он был очарован увиденными оживленными сценами пьес Шекспира.

После возвращения во Францию на протяжении двадцати лет он прожил в замке Сире на востоке страны, который принадлежал его любовнице мадам дю Шатле. Мадам дю Шатле тщательно осваивала науки, особенно математику. В некоторой степени, благодаря ее влиянию Вольтер, кроме литературы, стал увлекаться ньютоновой физикой. Проведенные годы в Сире стали основными в продолжительной карьере писателя и мыслителя. В 1745 году он был назначен королевским историографом, его избрали во Французскую Академию, в 1746 году удостоился титула" кавалера, допускаемого в королевскую опочивальню".

Неожиданно для всех в 1749 году скончалась мадам дю Шатле. На протяжении нескольких лет она, одержимая чувством ревности, обладая благоразумием, советовала отклонить Вольтеру приглашение Фридриха Великого для проживания при дворе. НО он больше не находил причин откладывать это предложение.

Прибыл Вольтер в Потсдам в июле 1750 года. Вначале пребывания в Потсдаме от общения с "королем - философом" веяло воодушевлением. В прусском дворе не существовали мельчайшие детали формальностей, свойственных французскому двору, не ощущалась робость среди обыденных идей, если они оставались в кругу личного общения. В скором будущем Вольтеру наскучил долг вносить корректировку французских писаний короля. Фридрих являлся человеком грубым, властолюбивым; Вольтер обладал честолюбием, имел зависть к Мопертюи, которого назначили главой королевской Академии, не учитывая распоряжения короля, достигал своих целей, обходя установленные порядки. Столкновение с монархом становилось все ближе и ближе. В итоге Вольтер почувствовал себя счастливчиком, когда в 1753 году смог вырваться "из львиных когтей".

В связи с тем, что его считали сбежавшим в Германию, дорога в Париж для него была закрыта. Одолевая длительные колебания, он принял решение остановиться в Женеве. Одну зиму он провел по соседству в Лозанне, где существовало собственное законодательство. После этого приобрел два замка, средневековый - Торне и более современный - Ферне. Располагались они невдалеке друг от друга с обеих сторон французской границы. Начиная с 1758 по 1778 года, на протяжении двадцати лет Вольтер господствовал в своем небольшом королевстве. Он оборудовал мастерские по часам, наладил гончарное производство, занимался выведением новых пород животных, разрабатывал возможные усовершенствования в земледелии, занимался обширной перепиской. Ферне посещали гости из всех возможных краев.

Основная же его задача была обличение войн и гонений, он защищал незаслуженно гонимых. Цель этому всему была одна - защита религиозной и политической свободы. Вольтер являлся основоположником Просвещения, он положил начало пенитенциарной реформе, произошедшей в период Французской революции.

В начале 1778 г. Вольтер поддался на уговоры и вернулся в Париж. Там его окружило всеобщее поклонение, не расположенность по отношению к нему Людовика XVI, все равно не могла отнять у него приток энергии, которая открывала в нем новые начинания, одно за другим. Он посетил" Комеди Франсез", где была представлена его последняя трагедия под названием Ирина, был на встрече с Б.Франклином, был инициатором в подготовке статей на "А" Академии для нового издания словаря. 30 мая 1778 года Вольтер скончался.

Произведения Вольтера были составлены в знаменитом издании Молана. Это были почти шестьсот страниц каждого тома, которых всего пятьдесят и к ним прилагались два больших тома Указателя. Восемнадцать томов отведено эпистолярному наследию. В нем заключено более десяти тысяч писем.

Бессчетные трагедии Вольтера, принесшие ему славу в 18 веке, в современную сегодняшнюю эпоху мало читаемы и почти не игрались на сцене. Лучшими из них считаются Заира, Альзира, Магомет, а также Меропа. Воздушные стихи Вольтера, заключающие в себе светские темы, до сих пор оригинальны, а стихотворные сатиры - по-прежнему с подковыркой.

Философские поэмы Вольтера выражают редкий талант автора в полном объеме высказать свои идеи, соблюдая четкие правила поэтических требований. Одним очень важным является" Послание к Украине", написанное в 1722 году - это первое произведение обличающее религиозную ортодоксию. Советский человек, написанный в 1736 году, изложен в шуточной форме, но в то же время с серьезным подходом к описанию преимуществ роскошной жизни, и самоограничения и опрощения. Поэма о естественном законе, излагает о "естественных" религиозных убеждениях, в те времена эта тема была популярна, но влекла за собою большую опасность.

Известная в ту эпоху Поэма о гибели Лиссабона рассказывает о существовании философской проблемы зла в окружающем обществе, о трагедии, причинившей ужасные страдания, вызванные землетрясением в Лиссабоне. Прислушиваясь к разуму и советам товарищей, он написал заключительные строки поэмы умеренно оптимистично.

Самыми высочайшими его достижениями, несомненно, являются написание трудов по истории: История Карла XII, короля Швеции, Период Людовика XIV, Опыт о нравах и о духе народов, имевшей первоначальное название Всеобщая история. Исторические сочинения также были наполнены увлекательным повествованием Вольтера.

Раннее произведение Вольтера как философа - это письма на философскую тему, заслуживающие особого внимания. Часто они называются "Письма об англичанах", из-за содержания в них впечатлений, полученных автором во время пребывания в Англии. Используя прозорливость и иронию, Вольтер дает описание квакерам, англиканам и пресвитерианам, английской системе управления и, безусловно, парламенту. Он ведет пропаганду о необходимости прививок от оспы, знакомит читателей с философом Локка, пишет об основных положениях ньютоновой теории о земном притяжении. Кое-где дает характеристику трагедиям Шекспира, комедиям У.Уичерли, Д. Ванбру, У.Конгрива. В общей сложности благоприятное описание жизни в Англии подвержено критике, со стороны вольтеровской Франции, остающейся в проигрыше в данной ситуации. Эта книга была выпущена, не имея автора, в связи с этим была осуждена правительством Франции и подвержена сожжению публично. Такой ход событий принес популярность произведению, и заставил многих призадуматься.

Вольтер "снимал шляпу" перед Шекспировским умением организовывать сценические действия, с достоинством оценил его сюжеты, написанные, опираясь на английскую историю. Хотя его возмущало, что Шекспир нарушает "закон трех единств", его пьесы построены на смешивании элементов трагедии с комедией. Соглашением о веротерпимости 1763 года стал ответ на образование религиозной нетерпимости, образовавшейся в Тулузе, и выглядел, как попытка возобновить память Жана Каласа, который был протестантом и погиб от мучительных пыток.

В философском словаре 1764 года - в алфавитном расположении было изложено мнение автора о натуре властей, религиозных взглядах, войнах и многих других характерных для него идей. Всю свою жизнь Вольтер являлся уверенным деистом. Он от всей души выражал симпатию религии, нравственному поведению и братской симпатии, не признавая власти догм и не боясь преследования за инакомыслие. В связи с этим ему интересны были английские квакеры, хотя многое в них ему казалось забавным и чудным.

Самой известной среди трудов Вольтера является философская повесть Кандид. Эта повесть о превратностях судьбы молодого человека, бесхитростного и наивного. Кандид был учеником философа Панглоса, навязывающего ему мнение Лейбница, что "все к лучшему в этом лучшем из возможных миров". В конце концов, под испытаниями судьбы Кандида одолевают сомнения относительно правильности этой доктрины. Он примыкает к своей любимой Кунигунде, рядом с ним по-прежнему находится философ Панглос, который без бывалой уверенности исповедует все ту же политику о взгляде на мир.

В его небольшом окружении существуют еще несколько героев. Вместе они образовали единую коммуну, в которой царит утилитарная философия, пропагандирующая каждого выполнять нужную работу, без излишних вопросов "почему" и "для чего", не проявляя попытки к разгадке неразрешимых, умозрительных тайн теоретического толка.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Вольтера представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.